|
Очевидное и вероятное
Владимир Руфинович Фирсов, заместитель директора РНБ, доктор педагогических наук, председатель Постоянного комитета по библиотечной политике и законодательству Российской библиотечной ассоциации,
член Совета РБА
Участие во Всемирном Саммите по информационному обществу (WSIS) имеет первостепенное значение для России.
Как и в других странах, вопросы создания и развития информационного общества
у нас из сферы теоретического обсуждения все более переходят в плоскость практическую.
Как мы уже отмечали, в 2003 г. проблемы информационного общества впервые в истории были вынесены на самый представительный международный форум — ООН (см. «Библиотечное Дело», № 12, 2003, с. 24—25). Вопросы формирования информационного общества впервые обсуждались на уровне глав государств.
В декабре 2003 г. Межправительственная организация развивающихся стран (Inter- governmental organization of developing countries) опубликовала доклад, посвященный проблемам информационного общества. В нем представлены репрезентативные данные о количестве пользователей интернет в различных странах (по состоянию на 2001 г.). Вот некоторые цифры (в процентах к населению): Республика Корея — 52,11%, США —50,15%, Германия — 37,36%, Франция — 26,38%, Бразилия — 4,66%, Россия — 2,93%.
Успокаивает, конечно, что мы где-то в середине приведенной таблицы. Существуют еще Эфиопия — 0,04%, Судан — 0,18%... Но Россия — одна из мощнейших библиотечных держав мира. Сегодня в мире 250 000 публичных библиотек, почти 50 000 из них — в России (данные ЮНЕСКО). Если исходить из того, что именно библиотека должна быть сердцем информационного общества, то наши перспективы достаточно привлекательны. Вопрос в том, насколько этот тезис очевиден для лиц, определяющих политику государства.
Далеко не теоретический интерес представляет также вопрос о том, насколько проблемы роли библиотек в информационном обществе нашли отражение в основополагающих документах Саммита. В упомянутой выше статье мы уже дали общую оценку основных документов Саммита: Декларации принципов и Плана действий. Теперь расскажем о тех проблемах, которые обсуждались на Саммите в ходе доработки данных документов.
Итак, 10—12 декабря 2003 г. в соответствии с Решением Совета МСЭ и специальной Резолюции Генеральной Ассамблеи состоялся Женевский этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Более 6000 участников представляли практически все страны мира. Уровень представительства был очень высок. Так, на церемонии открытия 10 декабря 2003 года с обращениями выступили Президент Швейцарской Конфедерации Паскаль Кушпен; Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан; Председатель Всемирного союза слепых Кики Нордстрем; Председатель правления компании спутниковой связи «Турая» Мохаммад Омран. Россию представляла делегация, сформированная Министерством связи РФ и Министерством культуры РФ. Отечественных библиотекарей представлял Е. И. Кузьмин, начальник отдела библиотек МК РФ.
Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, в том числе и с точки зрения официального государственного признания роли Министерства культуры в решении проблем информатизации общества. Министерство связи также занимает достаточно активную наступательную позицию в решении этих вопросов. Но в ее основе лежит технологический и, наверное, еще точнее технократический подход. Министерство культуры, и, прежде всего, благодаря деятельности Отдела библиотек, активно проявляет себя в области формирования идеологии информационного общества. И это обоснованно. Ибо утверждение, что библиотека —сердце информационного общества, это не просто слоган.
В качестве участника Саммита Е. И. Кузьмин представлял не только Министерство культуры и библиотекарей России, но и Национальный комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Роль этого комитета — одного из участников общероссийского проекта создания центров правовой информации в библиотеках России — заметна в информатизации нашей страны. Он является (совместно с РНБ) и основным организатором международной конференции «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: всеобщий доступ к информации», которая пройдет в Петербурге 23—25 июня 2004 г.
В подготовке к Саммиту участвовало огромное количество специалистов со всего мира. ИФЛА организовала обсуждение заявленной тематики в мировом библиотечном сообществе в рамках конференции «Библиотека — сердце информационного общества». И подавляющее большинство предложений, высказанных библиотечными работниками, было учтено.
В ходе работы Саммита был проведен цикл дискуссий в формате трех круглых столов, которые являются составной частью Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. В рамках всеобъемлющей темы «Информационное общество для всех: перспективы и проблемы», один круглый стол был посвящен теме «Создание цифровых возможностей». Второй —теме «Перспективы и проблемы: разнообразие в киберпространстве». Третий — «ИКТ как инструмент для достижения Целей в области развития на пороге тысячелетия». Участниками круглых столов были представители правительств, учреждений, организаций, фондов и программ Организации Объединенных Наций, межправительственных организаций, а также представители предпринимательского сектора и гражданского общества.
На первом круглом столе большинство выступавших отметили, что для построения открытого для всех информационного общества необходимы новые формы солидарности, партнерских отношений и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами, включая органы государственного управления, частный сектор, гражданское общество и международные организации. Для преодоления разрыва в цифровых технологиях требуется твердая решимость всех заинтересованных сторон. Много внимания было уделено вопросам доступности информации и, прежде всего, с точки зрения разрыва в цифровых технологиях между различными странами и регионами мира.
Анализ протоколов Саммита показывает, что выступающие были единодушны в том, что доступ к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) является краеугольным камнем информационного общества. Ряд участников подчеркнули центральную роль органов государственного управления как лидеров, способствующих распространению применения ИКТ частными лицами, общинами и местными органами власти. Решающее значение имеет разработка национальных электронных стратегий, которая создает благоприятную среду, стимулирующую предпринимательство на местах и частные инвестиции. Сильное политическое руководство также представляется решающим условием дальнейшего прогресса в этой области.
Много внимания было уделено развитию партнерских взаимоотношений между государственным и частным секторами, которые вносят ценный вклад в развитие целого ряда приложений ИКТ — таких как электронное государственное управление, электронная торговля, электронное здравоохранение и электронное образование. Отмечалась также роль региональных партнерских отношений в содействии расширению доступа к ИКТ и поддержке усилий по построению информационного общества. Детально обсуждались вопросы финансирования (в т. ч. создания поддержки международного Фонда цифровой солидарности).
В рамках второго круглого стола — «Перспективы и проблемы — разнообразие в киберпространстве» обсуждались проблемы культурного и языкового разнообразия, свобода слова и формы собственности на средства массовой информации, правовые и этические аспекты интернет. Необходимо отметить, что и в России правовые и этические вопросы доступности информации становятся все более актуальными. Так, в следующем году в Петербурге состоится Международная конференция «Цензура и доступ к информации: история и современность», организованная РНБ в содружестве с Российской Академией наук, Санкт-Петербургским государственным университетом, Пенсильванским университетом (США) и, конечно, Комитетом по свободе доступа к информации и свободе выражения ИФЛА (FAIFE IFLA).
Внимание собравшихся за третьим круглым столом — «ИКТ как инструмент для достижения Целей в области развития на пороге тысячелетия» — было сконцентрировано на обсуждении проблем необходимости экстенсивного формирования инфраструктуры информационного общества, необходимости устойчивого развития и устойчивого экономического роста. Последнее обстоятельство особенно актуально для России.
Так, многие выступающие отмечали, что наряду с разрывом в цифровых технологиях между странами существует также разрыв в цифровых технологиях внутри стран. Одной из основных задач является учет в национальных электронных стратегиях интересов неимущих слоев населения в отношении ИКТ для того, чтобы преодолеть разрыв в цифровых технологиях на национальном уровне, где он зачастую даже шире, чем разрыв на международном уровне. Однако очевидно, что основу преодоления разрывов в цифровых технологиях может обеспечить лишь устойчивый экономический рост.
На пленарных заседаниях высказывалась также мысль о проведении еще одной встречи на высоком уровне в период между Женевской и Тунисской фазами Саммита. В эти дни обсуждается вопрос о возможном месте проведения встречи. Есть основания предполагать, что встреча произойдет в Москве летом 2005 г. В этом случае ее основными организаторами выступят Министерство иностранных дел, Министерство связи и Министерство культуры РФ. Данная встреча может стать серьезной платформой для лоббирования интересов развития библиотечного обслуживания.
Как мы уже отмечали в предшествующей статье, проблематика Всемирного Саммита находит отражение и в программе предстоящей Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. В заключение перечислим те проблемы, которые положены в основу формирующейся программы конференции Ассоциации:
• Всемирный Саммит по информационному обществу (WSIS) и российские библиотеки.
• Роль библиотек в современных концепциях информационного общества.
• Права человека и библиотека.
• Библиотека в демократическом и гражданском обществе.
• Информация для всех: роль библиотек.
• Современные информационные компьютерные технологии и библиотеки.
• Библиотеки в современной информационной и коммуникационной инфраструктуре.
• От информационного общества —к обществу знаний.
• Ресурсный потенциал библиотек и его доступность.
• Общественное доверие к библиотеке.
• Благоприятная библиотечная среда.
• Библиотека — на протяжении всей жизни.
• Библиотека как центр непрерывного образования.
• Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие в библиотеках.
• Библиотека и средства массовой информации.
• Этические аспекты библиотечной работы.
• Международное сотрудничество библиотек.
|
|