Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (14)'04 - Детские библиотеки
Обеспечить читающее «завтра»
Елена Ивановна Голубева,
главный библиотекарь РГДБ,
заслуженный работник культуры РФ

Структуры законодательной
и исполнительней власти располагают немалыми возможностями, чтобы обеспечивать, поддерживать
и стимулировать чтение подрастающего поколения.

Государство призвано обеспечивать, поддерживать и стимулировать распространение чтения, приобщение к книге и другим источникам информации. Особенно — среди детей.
Специалисты разных областей знаний, в том числе психологи, педагоги, социологи, криминалисты доказали, что не читающий ребенок — это не только препятствие к социально успешной реализации личности, но и огромный риск для общества. Риск пополнения групп людей с девиантным поведением, с атрофированной способностью к состраданию. Риск увеличения числа людей, не способных считывать элементарную информацию, усвоить самую простую инструкцию, людей с пониженной способностью к адаптации.
Какими возможностями располагают структуры законодательной и исполнительной власти, чтобы обеспечивать, поддерживать и стимулировать чтение подрастающего поколения?
Можно выделить пять основных направлений деятельности:
1. Обеспечение доступности начального образования как гарантия для каждого гражданина в овладении грамотностью.
2. Обеспечение доступа к печатным источникам через институт бесплатных библиотек.
3. Организация и поддержка системы мероприятий государственного и международного масштаба, стимулирующих обращение к книге, к чтению.
4. Законодательная и финансовая поддержка книгоиздания.
5. Организация и поддержка системы широкого информирования об изданиях (в том числе, о новинках), рецензирования, распространения рекомендаций в области индивидуальной организации чтения, доступных для читателей разных возрастов, социальных групп и уровней образования. Поддержка развития критики детской литературы и исследований в этой области.
Обеспечением доступности начального образования государство гарантирует каждому гражданину помощь в овладении грамотностью.
В России законодательно закреплено и фактически реализуется право каждого юного гражданина овладевать навыками чтения, начиная с учреждений дошкольного образования и далее в начальной и средней общеобразовательной школе. Процессы в сфере образования, направленные на поддержку разнообразия методик обучения грамоте в семье, с самого раннего возраста, в школе и т. п., разнообразия учебных заведений, авторских программ изучения, в том числе, и литературы, при соблюдении государственных стандартов образования задают высокую степень мотивации потребления печатной продукции.
К сожалению, в системе образования учебная деятельность школьников информационно плохо обеспечена. Фонды школьных библиотек бедны, особенно слабо представлены в них новинки издательской продукции. Поэтому государственные библиотеки системы Министерства культуры, по сути своей, прежде всего рекреационные учреждения, вынуждены удовлетворять возросший поток читательских запросов, связанных с учебной деятельностью. Кроме того, библиотеки реализуют различные «подготовительные» программы воспитания будущего читателя (приобщение к книге, литературное развитие самых маленьких) и программы чтения по «расширению литературного горизонта» школьников («За страницами школьного учебника», «Радостное чтение», «Летнее чтение» и др.).
Между тем во многих странах, где несколько ранее почувствовали обеспокоенность проблемами распространения чтения, развития функциональной неграмотности и возникающими вследствие этого трудностями в адаптации подрастающего поколения к обществу высоких технологий, шел поиск путей решения этих проблем. Один из них — введение новой педагогической специальности «организатор чтения».
В российских условиях это можно себе представить как выделение в штате средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений должности методиста-организатора чтения и замещение ее специалистами, получившими второе высшее образование на базе педагогического или любого гуманитарного. В учебной программе подготовки такого специалиста должны найти место возрастная психология и психология чтения, методика обучения чтению и методика формирования информационной и читательской культуры, педагогика роботы с книгой и книговедение, литературоведение и библиография. Реализация этой идеи с помощью государства явилась бы своевременной и эффективной поддержкой чтения, сохранения и развития традиций книжной культуры российского общества.
Обеспечение доступа к печатным источникам через институт бесплатных библиотек.
Анализ документов, статистических данных, материалов исследований приводит к выводу, что, пожалуй, самой мощной и эффективной поддержкой чтения населения, в том числе и подрастающего поколения, со стороны государства является содержание на средства налогоплательщиков бесплатных для пользователей библиотек, формирование правовой базы их деятельности и развития.
Право детей на библиотечное обслуживание в библиотеках разных типов, в том числе и в специализированных детских, а также право на существование самостоятельных детских библиотек, закреплены в Федеральном законе «О библиотечном деле» (1994) и продекларировано во многих региональных законах. В рекомендациях комитета Совета Федерации по науке, культуры, здравоохранению и экологии (1998) содержится аргументированное обращение к органам власти на местах совершенствовать организацию библиотечной работы с подрастающим поколением, и в частности способствовать сохранению сети самостоятельных детских библиотек (всего в России их 4,5 тыс.).
Насколько же востребованы сегодня библиотеки, каковы их возможности и перспективы развития, заслуживающие поддержки?
Анализ эффективности работы библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения за последние годы приводит к выводу о росте востребованности библиотек, библиотечных фондов даже в наше время. Время бурного развития технологий, которые преобразили весь процесс создания, поиска и доставки информационных продуктов. Об этом говорят и статистические показатели, и результаты исследований.
Так, если соотнести число российский пользователей библиотек в возрасте до 14 лет с количеством детского населения от 0 до 14, то в 1997 г. библиотеками пользовались 65% детей и подростков, в 1999-м — 68,9%, в 2002-м — 78,71%. Книговыдача читателям до 14 лет составила в 1997 г. — 4,8 экз. в расчете на одного ребенка, включая «грудничков», в 1999-м — 15,3 экз., в 2002-м — 18,29 экз.
Всероссийское исследование 1998 г., проведенное РГДБ, показало, что от 60 до 70% детей и подростков 5—15 лет (мальчиков и девочек, живущих в областных центрах, небольших городах и поселках) пользуются библиотечными фондами. Причем 28% из них указали как источник получения книги для чтения исключительно библиотеку. Результаты исследования 2001 года — на табл. 1.
Более обобщенно и в сравнении с материалами исследования по сельским читателям 2003 г. представления об источниках получения книг читателями выглядят таким образом (табл. 2).
Цифры бесстрастно иллюстрируют место общественных книжных фондов в удовлетворении читательских потребностей детей и подростков. Более 60%, а в сельской местности 97% детского населения не обходится без общедоступных библиотек. Разница между частотой обращения в библиотеки между мальчиками и девочками (по материалам 2001 г.) незначительна (менее 1%). Подтверждаются эмпирические наблюдения, что для мальчиков чуть чаще покупаются книги в домашние собрания, чем для девочек.
Юные читатели из больших городов, в основном, областных центров (Архангельск, Иваново, Курск, Махачкала, Москва, Мурманск, Новгород, Пенза, Рязань, Саратов, Ставрополь, Тобольск, Уфа, Челябинск), средних городов (Абакан, Оленегорск, Сергиев-Посад), поселков (Навля Брянской обл., Яр-Сале и Салемал Ямалского района Тюменской области) отвечали на вопросы: «Есть ли названные тобой любимыми книги у тебя дома или ты брал их из библиотеки (какой?), либо у друзей?» и «Какую книгу ты читаешь сейчас? Где ты ее взял?»
Результаты получены на основании обработки 1087 анкет детей и подростков из 22 субъектов Российской Федерации. География материалов достаточно представительна:
Европейская часть: Архангельская, Белгородская, Брянская, Ивановская, Курская, Московская, Мурманская, Саратовская, Тульская области; Коми республика; города Москва, Новгород, Пенза, Рязань.
Северный Кавказ: республика Дагестан, Ставропольский край. Урал: республика Башкортостан, Челябинская область. Сибирь и Дальний Восток: республика Хакассия, Алтайский край. Иркутская, Новосибирская, Тюменская области.
Суммарно в процентах ответы распределились следующим образом (см. табл. 3).
Итак, библиотека, и детская в том числе, оказалась «исключительно адаптивным социокультурным институтом» (по выражению М. Я. Дворкиной). Анализ этого феномена представляет и научный, и чисто практический интерес. Чем она привлекает современных детей и подростков, что готова им предоставить?
Прежде всего, информацию, в том числе — второго уровня.
Печатные источники, содержащиеся в универсальных фондах публичных библиотек, предоставляют возможность широкого выбора авторов, типов и видов изданий, обеспечения формирования разностороннего круга чтения. Библиотека — единственное не ангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся через имеющиеся у нее материалы различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. В этом их (библиотек), если можно так сказать, плюралистическая сущность.
Что касается предоставления пользователям информации о книгах и иных печатных (и не только) материалах, то, располагая современными средствами поиска и доставки информации, а также профессиональным умением этот поиск осуществлять с одновременным анализом и отбором, библиотеки уже давно делают это не только на основе своего фонда.
Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки — это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации — все направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на нашего общества.
Детские библиотеки, располагающие, как правило, кадрами подготовленных специалистов, применяют разнообразные методики привлечения интереса к книге, чтению с учетом половозрастных, а также индивидуальных особенностей детей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.
Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, в помощь формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать:
• ежегодные праздники для юных читателей Неделя детской книги, в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов;
• национальные и международные выставки детской книги;
• выставки работ художников детской книги;
•читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков и т. п.
• программы поддержки детского литературного творчества: литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т. п.
• программы привлечения других социальных институтов (семьи, школы) и населения к решению проблем распространения чтения в среде наших младших граждан. Например, оригинальный проект Ростовской областной детской библиотеки «Волонтеры книжной культуры».
Крупнейшие детские библиотеки сотрудничают с писательскими объединениями, местными отделениями Российского детского фонда, проводят много совместных акций с издательствами, редакциями профессиональных и детских периодических изданий. Они вносят значительный вклад в решение вопросов привлечения к чтению подрастающего поколения, просвещения родителей в области детской литературы и методики приобщения к чтению в семье, экспертной оценки изданий для детей.
Библиотеки становятся проводниками нового взгляда на чтение как национальную ценность и общественную задачу среди широких слоев населения.
Нельзя не сказать и об исследованиях в области детского чтения, которые ведутся в библиотеках. Причем в последние десять лет — все более интенсивно. Исследуются такие проблемы, как активизация детского чтения в условиях развития новейших информационных технологий, современные тенденции распространения чтения среди детей и подростков, проблемы семейной грамотности, профилактика вторичной неграмотности и другие.
Среди исследовательских проектов РГДБ — издание сборника статей «Чтение детей и подростков в конце XX века: по материалам региональных исследований библиотек»; «Юный читатель и книжная культура России», «Читали! Читают. Будут читать?»; «Изучение читательских предпочтений детей и подростков» в масштабе России; разработку и апробацию авторских программ «Воспитание будущих читателей» (для детей с 2-х лет); «Специфика библиотечной работы с одаренными детьми»; «Приобщение к чтению детей с нарушениями развития» и др.; развитие теории и практики библиотерапевтической деятельности в детской библиотеке; организацию и проведение Международной научной конференции «Детское чтение на рубеже веков: Исследования. Проблемы. Прогнозы» и Международного проблемного семинара «Библиотерапия в детской библиотеке».
Именно библиотеки в последние годы стали инициаторами и организаторами профессиональных форумов по детскому чтению. Крупные детские библиотеки часто совместно с вузами культуры (к сожалению, очень редко с педагогическими институтами) продолжают развивать новые подходы в области теории и практики организации и поддержки детского чтения. В сегодняшней ситуации, когда необходима интеграция знаний в этой сфере, на базе библиотек собираются специалисты из различных областей знаний. Всероссийские, зональные и региональные научные и научно-практические конференции, семинары, дискуссионные столы служат консолидации усилий ученых и практиков, способствуют взаимоинформированию и привлекают внимание общества и властных структур к проблемам детского чтения.
Специализированные детские библиотеки в России имеют едва ли не вековую уже историю. Сейчас их в РФ более 4,5 тысяч. Фонды этих библиотек десятилетиями формировались регулярно и целенаправленно. Положение дел в последнее десятилетие XX века нуждается в специальном анализе. Его основные негативные факторы всем известны: систематическое недофинансирование, серьезнейшие изменения в системе книгоиздания и книгораспространения. Тем не менее, можно утверждать, что фонды литературы крупнейших библиотек в настоящее время можно охарактеризовать как модель книжной культуры детства.
Функция отбора лучшего из издательского потока, опыт и традиции привлекательного представления рекомендуемых изданий (часто в игровой форме), одновременно работа по формированию эстетических критериев оценки прочитанного, литературного чутья и вкуса у юных читателей всегда почиталась у библиотекарей-профессионалов одним из приоритетных направлений. Поэтому в традиции библиотек создание пособий рекомендательной библиографии для юных читателей, родителей, учителей.
Например, осуществленное РГДБ в 1998—2000 гг. издание уникального трехтомного биобиблиографического словаря «Писатели нашего детства», отражающего рекомендуемый круг чтения для детей и подростков 5—15 лет. Оно включает оригинальные очерки творчества трехсот отечественных и зарубежных авторов, списки лучших изданий их произведений, литературы о писателях, сведения об иллюстраторах, экранизациях, переводах и др.
На основе новых технологий специалисты РГДБ разработали оригинальные информационно-поисковые системы в электронных вариантах («ЛИКС-Изборник», «Час книги»), предназначенные для использования в библиотеке, семье, школе. Они предоставлены в пользование читателям РГДБ, приобретены многими детскими и школьными библиотеками России. Создан и регулярно обновляется сайт «Библиогид» — компьютерный журнал с рецензиями, обзорами изданий, рекомендациями по детскому чтению, адресованный, в первую очередь, родителям.
Необходимо отметить хотя и традиционные, но в сегодняшней ситуации получившие новое звучание и значение социокультурные функции библиотек. В аспекте поддержки чтения детей и подростков очень важно рассматривать роль библиотеки как среды для общения на основе прочитанного, на материале литературы. Почти каждая библиотека — это своеобразный клуб по интересам, вернее, по интересу к книге.
Сейчас нередко приходится сталкиваться с тем, что читающему школьнику не с кем поделиться впечатлениями, его начитанность неинтересна сверстникам, одноклассникам. А среди посетителей библиотеки — все интересуются книгой (конкретный мотив обращения к печатному источнику — в данном случае дело второстепенное).
И еще о роли детской библиотеки в деле распространения чтения, даже шире — сохранения книжной культуры в нашем обществе. Она является идеальной «территорией» для координации сотрудничества и конструктивного взаимодействия всех заинтересованных ведомств, организаций, специалистов. Поскольку по природе своей, по призванию это интегративное учреждение.
Она может способствовать «встрече» читательских ожиданий и авторских поисков, конкретных читательских запросов и реальной издательской продукции. Постоянно анализируя читательские предпочтения, библиотека может внести свой вклад в прогнозирование покупательского и читательского спроса. Располагая знаниями в области истории и сегодняшнего состояния детской литературы, а также в области особенностей восприятия литературных произведений детьми разных возрастов, специалисты библиотек являются полноценными экспертами.
Библиотеке всегда была присуща функция формирования «Золотой книжной полки», т. е. отбора и рекомендации детям разными способами, в том числе и через родителей, лучших изданий. А сейчас, после недолгого периода сомнений в необходимости такой работы, не только подтверждена ее актуальность, но и расширилось само поле деятельности. Речь уже идет не только о традиционной издательской продукции, но и об интернет-ресурсах для детей. Неоспорим и тот факт, что библиотека всегда являлась серьезным заказчиком и оптовым потребителем издательской продукции.
Вывод: Библиотеку правомерно рассматривать как социальный институт, который должен и может быть гарантом реализации прав граждан (и юных, в том числе) на свободный доступ к информации, к печатным источникам; как фактор обеспечения и поддержки детского чтения; как площадку, где возможно осуществление взаимовыгодного сотрудничества и гармоничного партнерства всех участников издательского рынка.
Перспективы развития детских и других публичных библиотек связаны и во многом обусловлены тем вниманием, которое будет уделено им со стороны государства в форме совершенствования правового поля деятельности, финансовой поддержки, повышения статуса профессий, связанных с книгой, с чтением, выстраивания оптимальной для российских условий системы распространения печатной продукции.
Организация и поддержка системы мероприятий государственного и международного масштаба, стимулирующих обращение к книге, к чтению.
Основа такой системы есть. Так, например, за последнее время значительно расширился «календарь» дат и праздников государственного масштаба, имеющих прямое отношение к книге, чтению. К нему ежегодно добавляются памятные и юбилейные даты, связанные с именами деятелей книжной культуры. На местах, как правило, много внимания уделяют чествованию писателей-земляков, культурных событий регионального масштаба. Это прекрасное дополнение к акциям международного и российского значения.
Очень важно, чтобы в числе таких мероприятий были систематически повторяющиеся акции, задачей которых было бы обеспечение активного участия самих юных читателей. В этом отношении большие возможности продемонстрировал всероссийский конкурс читательских симпатий «Золотой ключик», который объявлялся уже трижды (в 1996, 1998 и 2001 гг.). В нем принимали участие дети и подростки во многих регионах России. Крупнейшие детские библиотеки, имея большой опыт организаторской работы вокруг книги, выступили как координаторы и методисты в своих регионах. Принимали участие в разнообразной работе библиотеки школ и интернатов, родители малышей и воспитатели дошкольных учреждений. По общей оценке, конкурс позволил значительно активизировать чтение детей и подростков.
Более двадцати лет насчитывает традиционный всероссийский литературный праздник школьников, который организует Министерство образования.
Но все эти мероприятия и акции, чтобы быть эффективными, должны «иметь прессу», широкую информацию и профессиональную рекламу. Вот в этом финансовая поддержка государства особенно необходима.
Есть и зарубежный опыт, достойный подражания. Например, национальные программы поддержки чтения в США, Великобритании, Франции. Закон о защите детской литературы в Бразилии. Деятельность национальных институтов и центров чтения в Австрии, Германии, Швеции.
Анализ современной ситуации, отечественный и зарубежный опыт решения отдельных проблем в описываемой сфере убеждают в том, что успех возможен только при разработке комплексной программы действий и поддержке ее реализации государственными структурами самого высокого уровня.

Всероссийские праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением:
13 января — День Российской печати.
24 марта — 1 апреля — Неделя детской книги.
24 мая — День славянской письменности и культуры.
27 мая — Общероссийский день библиотек.
6 июня — Пушкинский день России.
1 сентября — День знаний».
Международные праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением.
21 марта — Всемирный день поэзии.
2 апреля — Международный день детской книги.
23 апреля — Всемирный день книги и авторского права.
8 сентября — Международный День распространения грамотности.
21 октября — Международный День школьных библиотек.
26 ноября — Международный День информации.
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы