Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (14)'04 - Детские библиотеки
Реальная помощь
Говорят, что под ветрами перемен и перестроек в истории нашей страны первыми исчезали сельская церковь или часовня, затем библиотека, школа, а потом и сам поселок. С этой горькой истиной не хотят мириться неравнодушные к судьбе своей родины люди.

На древней волховской земле в Ленинградской области зародилось народное движение под девизом «Сохраним библиотеки России». Причины тревоги за судьбу малых библиотек очевидны: находясь порой в самых удаленных уголках страны, области, района, они остаются там единственными островками культуры, где формируются духовные интересы и запросы людей. Однако, сегодня находятся они на грани вымирания. Тем ценнее представляется любое начинание, направленное на поддержание сельских библиотек.
С такой же инициативой выступил и коллектив Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара, разработав проект «Заочная библиотечная школа». Цель проекта — оказание практической помощи сельским библиотекарям в работе с читателями-детьми. Его авторы исходили из того, что сельские библиотекари оказались вне системы непрерывного библиотечного образования. У них нет финансовой возможности выписывать профессиональную периодику, выезжать на курсы или семинары. Восполнить этот пробел взялся методический отдел библиотеки под руководством координатора проекта Е. Б. Кузнецовой. В его рамках разработан цикл методических изданий под названием «Профессиональные беседы». В прошлом году выпущено два пособия — «Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах» и «Клубы и кружки для детей в библиотеках».
Схема работы «Заочной школы» проста и эффективна. Все ее слушатели получают методические пособия, в которых излагается теория и практика вопроса. После их изучения выполняют творческие задания, которые состоят из двух частей — аналитической и практической. Эти задания анализируются и оцениваются методическим отделом и лучшие публикуются в специальном выпуске «Заочной библиотечной школы».
Основные разделы курса «Выставочная работа»: «Из каких этапов состоит выставочная работа», «Как правильно отобрать документы для выставки», «Какие предметы и аксессуары можно использовать», «Какой должна быть ее структура», «Как правильно оформить выставку», «Зачем библиотечной выставке нужна реклама», «В чем особенность выставки новых поступлений», «Особенности выставок к знаменательным и памятным датам», «Что представляет собой жанровая выставка», «Как правильно оформить выставку в помощь изучению учебных программ», «Что представляет собой выставка-дискуссия», «Нетрадиционные выставки», «Зачем нужны выставки «забытых книг», «Различные виды выставок — «диалог», «викторина», «кроссворд», «конкурс», «хобби», «досье», «игра», «ателье» и др.». Дополняет курс библиография по теме, а также практический раздел, рассказывающий о практике организации выставок в поселке Каменка Мезенского района Архангельской области. Здесь приводится описание макетов выставок «Из истории твоей страны» и «Планета чудес и загадок», а также список репродукций картин и вопросы для викторины. Описана и тематическая выставка «Библиотека окнами в будущее», подготовленная заведующей информационно-библиографическим отделом АОДБ им. А. П. Гайдара Е. А. Сотниковой. Цель выставки — активизация работы по воспитанию основ информационной культуры.
Задачей курса «Клубы и кружки для детей» авторы видели расширение досуговой функции библиотеки, справедливо полагая, что нельзя, особенно в сельской местности, рассматривать библиотеку лишь как информационный центр. Реализации общественной и культурной функций библиотек способствует клубная и кружковая работа, имеющая свою специфику и требующая специальных знаний.
Разделы курса: «Как правильно выбрать профиль клуба, его тематику», «С чего начать организацию», «Как лучше провести первое заседание», «С кем библиотекарь должен координировать клубную работу», «В чем отличие кружка от клуба по интересам», «Виды кружков — библиотечный, литературный, театральный, познавательный и др.», «Какие виды документов должен вести библиотекарь». Приводится подробная библиография по теме курса и примеры из опыта библиотек области. Это клуб «Я познаю мир», созданный при Ровдинской детской библиотеке Шенкурского района, и экологический кружок «Муравейник» при Суходольской сельской библиотеке Ленского района.
Несомненно, что работа «гайдаровцев» с сельскими библиотекарями повысит их профессиональный уровень, активизирует творческую мысль. Но главное — она дает им возможность общения и позволяет ощутить себя полноправными членами единого библиотечного сообщества.
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы