Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (14)'04 - Детские библиотеки
Дидактические игры
Юрий Павлович Алифанов, Заслуженный работник культуры РФ,
Центр эстетического развития детей, г. Оренбург

Цели этих развивающих занятий с дошкольниками — актуализация и формирование познавательной активности, воспитание внимания, тренировка памяти, догадки и, главное, выработка интуиции.

Дети дошкольного возраста любопытны и любознательны, любят играть, исследовать окружающее. Необходимо направить эти качества на познание нового (от простого к сложному, от индивидуального к общему), выработать интерес к литературе, истории, другим наукам.
Мы предложили вначале дошкольникам самый простой вариант игры — «Посев». Детям показали ряд портретов известных деятелей культуры и истории. О каждом человеке было сказано буквально по три слова: великий поэт, композитор, политический деятель, из какой страны (пусть сегодня из пяти имен они запомнят одно, но оно будет им дорого, и его они в течение всей жизни будут вспоминать тепло, как своего личного старого знакомого).
...Прошло после занятия дня два-три. Навстречу мне летит, торопится малыш Саша Ежов и с радостью, с гордостью объявляет, что вечером по телевизору будет фильм о Черчилле, портрет которого я им недавно в клубе показывал... Зерно проросло. Эту фамилию, этого человека он уже никогда не забудет, а с годами все больше и больше будет для себя открывать про него новое.
Настольная игра «Узнай о себе». В чистые квадраты бумаги вписаны фамилии всех дошкольников: Гринев, Яковлев, Тучков и др. Дети по очереди бросают кубики и попадают на соответствующий квадрат. Им интересно встретить фамилию соседа, а тем более свою, за которую дается игроку какая-то льгота в игре — дополнительный ход, балл или еще что-то.
Детям объясняют, чем знаменита та или другая фамилия или каково происхождение фамилии. Следующий раз их об этом спрашивают, и тот, кто правильно запомнил, получает право второго хода. Готовы ответить сразу трое-четверо, но я говорю детям, что первое право ответа у того ребенка, чья фишка стоит на данном квадрате, потом выслушиваю остальных, и тот, кто правильно добавит, тоже получает второй ход — как приз.
В следующей игре, «Путешествие по родной области», в квадраты вписываются названия городов и районов. Дети, встречая знакомый им город или район, рассказывают, где они побывали за лето, а я дополняю, чем их район или город знаменит: полезными ископаемыми, редкой птицей или зверем; рассказываю, какой народ преобладает там, какой знаменитый человек там родился или кто из великих посетил эти места.
Применяется и такой игровой прием (который им почти всем знаком): вид транспорта обозначает количество ходов. Так, если в квадрате стоит буква А (автобус), показания кубика умножаются надвое; Т (такси) — втрое; рельсы (поезд) — умножается на четыре; если изображен самолет — число ходов увеличивается в пять раз. Дети рассказывают, каким транспортом они добирались до места отдыха и что видели за лето. На следующем занятии спрашиваю, что они запомнили из моего добавления.
Тут и знакомство с краеведением, своей малой Родиной, возникновение первой гордости за свой город или район, и воспитание гордости за свою семью и патриотизма (у одного дед дошел до Берлина, у другого — бабушка во время войны села на трактор или была зенитчицей; дед третьего участвовал в движении Сопротивления во Франции).
Результаты организации подобных развивающих игр по месту жительства были неожиданны: я стал в короткое время в своем микрорайоне «знаменитостью». Ко мне подходили родители, бабушки и дедушки, благодарили за явные сдвиги в развитии их сыновей, дочек и внуков, делились своими педагогическими проблемами: один ребенок неразговорчив, другая не хочет читать, третья сутками играет в куклы, одного не загонишь домой, другого не выгонишь из дома...
Приятно было узнать, что когда Сашу Адаменко на предварительном собеседование при поступлении в школу спросили: «Ты откуда такой развитый?», он ответил с гордостью: «Я занимаюсь в Исторической школе у Юрия Павловича. Чемпион настольных игр».
Всячески поощряю развитие каждого ребенка. Они у меня ежемесячно получали звания: чемпион массовых игр, чемпион интеллектуальных игр, абсолютный чемпион месяца и пр. Росли и в спортивных званиях, если ребенок больше всего любил играть в спортивные игры: 3-й разряд, 2-й, 1-й, кандидат в мастера, мастер, международный мастер, гроссмейстер, международный гроссмейстер. И в исторических «званиях» — если ребенка больше интересовали исторические игры — он «вырастал» от сына боярского до великого боярина; от коллежского регистратора до министра и канцлера. И в военных — если ребенку нравились военные игры — от рядового до министра обороны.
Представляете, сколько было радости, гордости, когда ребенок за свои успехи достигал высшего звания!
Заготовили удостоверения лучшим из лучших. В переплетной мастерской сделали красные корочки, поставили настоящие печати, подписали внизу: «имеет право бесплатного проезда в городском транспорте». Ни один водитель города Оренбурга не оспаривал это право — только хвалили детей за их успехи. Можете представить, как их рассказы повлияли на посещаемость занятий, на усердие других ребят — многим хотелось бы иметь подобные удостоверения (они вручаются по итогам года — в мае).
Как проходят игры?
После знакомства с темой, например по истории, в настольной игре я называю термины, годы важных событий, имена основных героев; провожу закрепление темы в «интеллектуальной игре» — даю маленький живой рассказ об известном уже событии и специально делаю ряд грубых ошибок.
Садятся впятером, не более. Зачитываю первое предложение и каждого по очереди спрашиваю, какие неточности допущены мною в тексте. За каждый правильный ответ ребенок получает определенное количество баллов. И так весь рассказ. Результат детей фиксируется в журнале на отдельной странице; рейтинг ребенка растет или падает от игры к игре.
Вы не представляете, как это занятие им нравится, и как они стали дома поправлять своих родителей, когда те неточно высказываются (это пересказывали сами родители при встрече). Учителя соседней школы отмечают четкое мышление, развитую интуицию, хорошую подготовку тех дошкольников, которые занимались в клубе. На занятия по истории учителя истории соседних школ приводят целые классы на «сдвоенный» урок.
Игра «Дипломатическая». Берется конкретный исторический период: например, в русско-турецкой войне позиция на реке Прут в 1711 году, когда русская армия численностью 38 тысяч человек была окружена турецкой и крымской армией численностью в пять раз больше. Турки требовали пленения Петра I, срытия двух прибрежных крепостей, огромную контрибуцию, ежегодную дань, вывод русских войск из Польши (Северная война еще не закончилась, и Петру I войска там были нужны).
Петр I был согласен на свое пленение, срытие двух крепостей, огромную контрибуцию.
Заинтересованные стороны: Франция — в выводе русских войск из Польши, Англия готова помочь России ради торговых льгот, Швеция в данный момент нуждалась в поддержке России в вопросе престолонаследия.
Перед русскими дипломатами стояла трудная задача: подношениями, интригами, уступками заключить выгодный договор, чтобы русская армия вместе с Петром I благополучно вернулась в Россию.
В нашей игре участвовало три человека со стороны России, три со стороны Турции и трое — от заинтересованных сторон (по одному от Франции, Англии, Швеции). Трое русских поодиночке беседовали и убеждали каждого из турок, француза, англичанина и шведа: кого подкупали, кому давали пенсию на 3—10 лет, кому льготы на торговлю, кого-то уверяли в своей военной и дипломатической поддержке.
Вы скажите, что это очень сложно для дошколят. Согласен. Сложно объяснить, но вы бы видели, как азартно, умело, уловками, хитростью эти дети находили общий язык! Ни одна из сторон не хотела подвести свою команду: «русские» боролись за выгодный мир, «турки» — стремились побольше урвать с «русских». Выигрывала команда, которая сумела выгоднее заключить договор.
А историческая правда была такова: Петр I ушел с войском без контрибуции; было срыто только две крепости. Удача стоила всех драгоценностей жены Петра I (алмазный венец султанше и другие более мелкие подношения). А визирю турецкому, командующему армией, все это стоило головы (султан его казнил).
Дети готовы были играть в разные варианты такой игры хоть каждый день. У них появилась потребность в подобных беседах, где надо быть умным, дипломатичным, идти навстречу партнеру по переговорам, умело используя разные обещания ради главного: победы своей команды.
Кроме перечисленных используются другие авторские игры на самые разные темы с тремя вариантами ответов на каждый вопрос. И тут опять нужно слушаться интуиции, которая вырабатывается с каждой игрой. Поэтому у детей есть жажда играть каждый день в эти групповые игры. Учу дошкольников доверять своей интуиции, не брать ответ с потолка или повторять то, что услышал от соседа. Интересней самому, выслушав вопрос, из трех ответов выбрать свой, правильный ответ. Тот, кто это понял быстрее других, удивляет своими «познаниями» присутствующих взрослых.
У нас в арсенале более 150 подобных игр (массовые с тремя ответами, рассказы с ошибкой, настольные самоделки и авторские на шахматной доске). В принципе не использую чужие, давно известные игры, только свои — и детям это нравится. Особенно такие оригинальные игры, как «Местничество» по древней русской истории, «Семейная», «Нравы», «Деньги» (все три игры тоже на примерах русской истории), «Русский генофонд» — о формировании русской нации, «Приключение в Киевской Руси».
Последняя игра разработана на узком отрезке определенного времени. Каждый игрок в начале пути получает себе союзников из реально существовавших героев истории, и если он кого-нибудь из них встречает на пути, то его шанс на победу возрастает, а если встречает сразу двоих, то шанс на победу возрастает вдвойне.
Игра «Крестьянское восстание» отражает принцип возникновения любой вспышки недовольства народных масс. Каждый игрок по очереди с помощью кубика подбирает себе количество людей, называет и назначает атаманов. Подсчитываются войска каждого игрока на старте и на финише, и кто из игроков сумел сохранить большее войско, тот и выигрывает.
«Псков», «Новгород» — две исторические игры на шахматной доске, посвященные происхождению населения этих древнерусских городов и деяниям псковского князя Довмонта. «Золотая Орда», «Восток — дело тонкое» (история, этнография, экономика, нравы и т. д.), «Гладиаторы», «Самураи», «Пираты»... Военные игры: «Граница» (дети играют один на один, команда на команду), «Путь военного от рядового до маршала» (звания) и «Путь военного от взводного до министра обороны» (должности) — не только мальчишки, но и девочки рвутся участвовать в этих играх. Чтобы перейти из одного статуса в другой, нужно научиться брать серьезные интеллектуальные барьеры. Побеждает не тот, кто первым доходит до финиша, а тот, у кого звание или должность выше. «Язык цветов», «Язык жестов», «Индейцы и ковбои»...
Все игры основываются на хорошем знании истории, во всех активно используются произведения поэзии и художественной литературы, применяются разные игровые элементы, приемы. Например, так называемая льготная скамья: ответил — садись на нее, ответил, сидя на скамье, — получай 2 балла.
Оформлять игры нам помогает художник.
...Изучая опыт работы с детьми учителей истории города и области, я с грустью отметил, что за бортом их работы часто остается богатство мира — поэзия, драма, проза, великие картины и музыкальные произведения. История Родины доходит до ребят в отрыве от тех событий, что в это время происходили в мире.
И в итоге родилась мечта, что когда-нибудь будет создан «Исторический Университет», где каждый отрезок истории будет неразрывно связан с поэзией Пушкина, Лермонтова, Байрона, Мицкевича, других великих и интересных поэтов. С изобразительным искусством Сурикова, Поленова, Репина... С музыкой Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова... С историческими романами Дм. Балашова, Э. Зорина, Л. Толстого, В. Язвицкого, А. Чапыгина, В. Яна, Г. Сенкевича, В. Скотта... С театральными постановками и художественными фильмами лучших режиссеров мира.
Так в XXI веке должно быть организовано образование! Экономических и политических преград этому нет. Дети и взрослые могут выезжать на места исторических событий: реку Калка, Куликово поле, Бородино, Грюнвальд, Ватерлоо, Берлин и др.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы