Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (16)'04 - НА ПУТИ К ЧИТАТЕЛЮ
Детской литературе нужна поддержка
Елена Ивановна Голубева,
главный библиотекарь РГДБ,
заслуженный работник культуры РФ


Детской литературе
нужна поддержка

О необходимости государственной поддержки писателей и поэтов, пишущих для детей, заставляет думать, прежде всего, сегодняшнее положение с развитием современной детской литературы.
Чрезвычайно редко появляются в последние годы художественные произведения новых авторов для подрастающего поколения. Так, в 1999 г. московские издательства выпустили книги для детей лишь четырех новых авторов. В 2000-м, можно сказать, был всплеск издательских, а за ними и читательских открытий — 22 новых имени. У каждого вышло от 1 до 9 книг. Шестеро из них издались и в 2001-м.
Авторы для детей очень мало пишут о сегодняшнем дне. Особенно что-нибудь романтическое, героическое, юмористическое, оптимистическое. В то же время нередко в произведениях для детей и подростков безоценочно воспроизводятся (а порой описываются в привлекательном свете) асоциальные модели поведения героев. И потом юные читатели на вопрос, кого бы они назвали смелым, отвечают: «Того, кто не боится убивать».
Дело, конечно, не в том, что мы оскудели талантами. Молодые способные люди, сознательно стремящиеся создавать литературу для детей, есть. Они мировоззренчески и эстетически близки своим потенциальным читателям. Они образованы, любознательны и продуктивны. Но издатели их не знают и не издают. Отсюда первая проблема: как помочь их встрече, как с минимальным риском убедить издателя в перспективности неизвестного пока автора.
Вторая проблема — восстановление традиций непосредственного общения писателей со своей аудиторией. Для детского читателя это чрезвычайно важно. В советские годы был накоплен богатый опыт организации совместного участия читателей и создателей книг в литературных праздниках, обсуждениях. А сегодня информационные технологии предоставляют новые возможности задать вопрос писателю и получить ответ независимо от расстояния, сообщить свое мнение о книге, пожелание, о чем бы хотелось почитать.
Третья проблема, и далеко не последняя, моральное и материальное стимулирование тех, кто отваживается посвятить свое творчество детям. Существует определенная дискриминация детских писателей. Например, если в последнее десятилетие на наших глазах издатели с помощью СМИ, профессиональных объединений, фондов, частных лиц «раскрутили» немало авторов, пишущих для взрослых, то в отношении детских писателей такой деятельности не наблюдается. О детских книгах рецензий-то днем с огнем не найдешь.
Редко-редко можно обнаружить автора произведений для детей среди номинантов и лауреатов отечественных литературных премий. Так, за десятилетие с 1990 по 2003 год только три автора — Б. В. Заходер, В. М. Приемыхов и И. П. Токмакова — были отмечены Государственными премиями РФ в области литературы и искусства (1999). Шесть авторов в 1993—1994 гг. получили премии Ассоциации детских писателей и других общественно-профессиональных организаций, А. А. Лиханов в 2000 г. — впервые учрежденную Премию имени А. Грина (специальную премию Союза писателей России за литературу для детей и юношества). Не так давно было объявлено об особой номинации «За произведения для детей и юношества» в рамках Государственной премии РФ в области литературы и искусства. В то же время за период с 1990 по 2000 гг. десять детских писателей России были отмечены международными премиями и почетными дипломами.
Такое отношение к детским писателям в нашей стране негативно влияет на общественное мнение, престиж занятия детской литературой, формирование доверия к детской книге у родителей и у самих детей. Считаем, что для оздоровления ситуации, в целях обеспечения условий развития литературы для детей необходимо разработать и поэтапно реализовать специальную программу на государственном уровне. Она может включать, например:
• организацию открытых конкурсов на создание литературных произведений для детей. Цели таких конкурсов могут быть разными: освещение определенных тем в книгах для детей; возрождение и развитие отдельных жанров (например, почти исчезла драматургия для детей), стимулирование появления новых имен и т. д. Для победителей можно было бы устанавливать государственные годичные стипендии;
• систему поощрения издателей за работу с молодыми авторами;
• систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы;
• присуждение специальной премии «Детский писатель года»;
• государственную поддержку переводов и издания книг российских авторов за рубежом;
• поощрение автора и издателя книги, собравшей крупный заказ по каталогу «Книги России» (агентство «Союзпечать»).
Елена Голубева
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы