Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (16)'04 - Детские библиотеки
Ни дня без строчки!
Гульнар Козагаевна Кадырова, заведующая отделом обслуживания областной детско-юношеской библиотеки г. Усть-Каменогорска, Казахстан

Комплексное воздействие
на читателя всеми средствами
и методами играет огромную роль в развитии подрастающего поколения, представляя широкие возможности для чтения и доступа ребенка к книге.

Книга, как стрела, может попасть в цель, но может и пролететь мимо. У нее только один путь: к читателю. Если он не проложен, если книга не достигла читателя — ее нет, ее функции не осуществились. День, проведенный без книги, потерян! Это заявляют и маститые ученые и начинающие читатели. Создать возможности для чтения и организовать доступ ребенка к книге — это великая наука и великое искусство.
Результаты систематической, вдумчивой, длительной и, на первый взгляд, незаметной работы библиотекаря по руководству чтением видны не сразу. Но из месяца в месяц, из года в год наблюдая читателя, библиотекарь замечает, как постепенно расширяются и становятся более устойчивыми его интересы и запросы, растет техника чтения и уровень понимания прочитанного, как чтение постепенно помогает формированию личности школьника.
Сегодня функции детско-юношеской библиотеки все больше расширяются. Она становится центром дополнительного образования, всестороннего развития, центром досуга и общения детей, подростков и юношества. То есть, мы сознательно расширяем сферу своей деятельности, беря на себя, помимо традиционных, функции досуговых учреждений, социальной адаптации ребенка.
Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека (ОДЮБ) имеет несколько структурных подразделений, каждое из которых вносит свою лепту в предоставление возможности для чтения и доступа читателя к книге:
• отдел обслуживания учащихся 0—9 классов и юношества;
• отдел национальной литературы и краеведения;
• отдел иностранной литературы;
• организационно-методическая служба с фондом литературы для руководителей детского чтения;
• информационно-библиографический отдел;
• отдел формирования фондов и книгохранения;
• отдел культурно-досуговой работы;
• отдел развития библиотеки.

Культура и досуг
В настоящее время особенно возрастает роль и значение досугового направления в работе библиотеки. Моральная ответственность за воспитание подрастающего поколения, стремление оторвать ребенка от улицы выражается в совершенствовании форм обслуживания юного читателя, пересмотре традиционного планирования, неизмеримо более высоком уровне подготовки массового мероприятия, предназначенного для детей.
Исходя из этого, мы и формируем репертуар массовых мероприятий. Но какую бы направленность не принимала библиотечная деятельность, она всегда обращена к книге. Разделы плана культурно-досуговой работы в ОДЮБ соотносятся с планом воспитательной работы педагогов. Близлежащие школы приводят ребят на уроки литературы к нам в библиотеку, а воспитатели, классные руководители — на классные часы.
Отдаленные школы города приглашают наших сотрудников к себе. Ни одно мероприятие не проходит отдельно от книги. Причем все они строятся таким образом, чтобы ребенок сам становился активным участником происходящего. Для малышей мероприятия проводятся в игровой ненавязчивой форме, поэтому время общения юных читателей с библиотекой проходит незаметно.

Краеведение
В нашей библиотеке с 1997 г. функционирует отдел национальной литературы и краеведения. В этом отделе сосредоточена вся информация по краеведению на казахском и русском языках. Наиболее полно страноведческая и краеведческая литература представлена в читальном зале отдела. В течение года действуют развернутые книжные выставки, посвященные знаменательным и памятным датам нашего государства. Ребята находят здесь полную информацию о крае, его богатствах, обычаях, традициях и т. п.
По пропаганде книг краеведческого характера среди читателей проводятся массовые мероприятия, посвященные казахским батырам, просветителям, ученым, писателям-юбилярам. Широко отмечаются праздники Наурыз и День Республики, проводятся конкурсы знатоков обычаев и традиций казахского народа и Дни казахского языка. Все мероприятия планируются с учетом возрастных особенностей наших читателей, для казахских школ — на казахском языке или на двух языках. Для ребят русских школ проводятся различные конкурсы, КВН на знание государственного языка, победители награждаются призами и подарками.
Ненавязчивая форма общения с ребенком — игра — часто присутствует на таких мероприятиях. В такой форме детям прививается любовь к Родине, народам нашего государства, их обычаям и традициям.

Обслуживание
В потоке огромной книжной информации ребенку сложно ориентироваться. И здесь закономерно встает вопрос о руководстве чтением в виде продуманных ненавязчивых советов и предположений. Это требует от библиотекаря особого искусства и творчества.
На младшем абонементе по результатам социологических исследований организационно-методической службы выделена группа читателей «Со слабой техникой чтения». В нее входят учащиеся 2-х и 3-х классов. Цель работы — воспитывать интерес к книге, который поможет ребенку преодолеть трудности чтения.
По своим психологическим особенностям дети младшего школьного возраста мало отличаются друг от друга. Почти всем свойственна повышенная эмоциональность, непосредственность, внимательность, доверчивость. Интерес к сказкам, книгам о животных присущ практически всем детям этого возраста.
Руководя чтением детей, работники младшего абонемента стремятся не только к тому, чтобы научить их систематически читать, но и помочь им глубже понимать читаемое. Проводить беседу с читателями о каждой прочитанной книге совершенно не обязательно, да это и невозможно, но время от времени с каждым необходимо поговорить о его чтении. Учитывая незащищенность детской психики, очень внимательно подходим к отбору произведений для маленьких читателей, помним не только о доступности произведения, но и о том, какие впечатления оно может произвести на ребенка.
Мы хотим, чтобы нашим читателям было интересно в библиотеке в течение всего года. Для этого организовали летние чтения для детей 2—4-х классов. Проводили конкурс на тему: «Путешествие по Руси. Кто больше лаптей сотрет?» Он включал три тура:
• июнь — «Куда ведет волшебный клубочек?» (читаем русские народные сказки);
• июль — «Книжный терем» (читаем книги русских писателей);
• август — «По волнам истории» (страницы истории).
Дети в течение трех месяцев читали книги, рисовали понравившихся персонажей, мастерили поделки. За каждое выполненное задание или прочитанную книгу они получали лапоток, вырезанный из бумаги. Были организованы красочно оформленные книжные выставки по всем трем турам. Условия конкурса были объявлены во многих школах города в конце учебного года. А в сентябре по итогам конкурса провели литературный праздник «Веселый балаган». Организовали обширную выставку творчества наших читателей, подвели итоги конкурса и награждение, провели игровую программу «Путешествие в Книгоград» и обзор книжной выставки «Веселая тарабарщина».
В конкурсе участвовали и дети со слабой техникой чтения. Одним из стимулов для них стали призы и подарки. Участие в конкурсе дало свои положительные результаты. Конкурс развивал их познавательные интересы, приучил детей к систематическому чтению. Мы узнали, какие мысли, чувства, стремления вызвали прочитанные и нарисованные персонажи у ребят, героев каких рассказов, сказок, повестей они любят и почему. Конкурс стал для нас одним из методов руководства детским чтением.
Ребята из группы среднего школьного возраста требуют наибольшего внимания, так как перешли на новую ступень обучения. С переходом в 5-й класс у школьников складывается более широкий диапазон интересов, связанных со школьной программой. С каждым учебным годом новые предметы входят в программу обучения, что способствует расширению и углублению их познавательных интересов.
На среднем абонементе выделена группа учащихся 5—6-х классов, с которой ведется работа по направлению «В помощь школьной программе». Ее цели:
• расширить тематику чтения школьников, сделать более разнообразной;
• привлечь внимание детей к чтению научно-познавательной литературы;
• помочь развитию личного интереса читателей;
• привить навыки использования справочного аппарата при выборе книг;
• научить постоянно работать с книгой в помощь расширению знаний, полученных в школе.
В группе выделены дети, интересующиеся искусством, литературой, географией. В помощь школьной программе составлены рекомендательные списки, с учетом которых сформированы планы чтения.

Помощь читателю
Комплекс работы библиотеки в помощь расширению знаний, полученных в школе, был бы неполным без планомерной и целенаправленной выставочной работы, открытых просмотров литературы по предметам, дней информации, игр, путешествий, викторин, олимпиад и КВНов.
Так, в помощь школьной программе на среднем абонементе оформлены книжные выставки: «Есть прекрасная планета и зовут ее Земля» (по следам географических открытий); «Книги трех поколений» (с разделами «Книги из бабушкиного детства», «Когда еще мама была маленькой», «Что читают твои ровесники»); «Зимородок» Ю. Яковлева — выставка незаслуженно забытой книги; «Уроки для юных леди» (выставка одной книги). Тематические просмотры: «Судьба языка — судьба литературы», «Супер новинки! Спешите прочесть», «В двух шагах от учебника».
Самый трудный возраст — это школьники 7—9-х классов, требующие к себе особенного подхода. Хотя они уже старшеклассники, но, зачастую, неправильно воспринимают прочитанное. Это объясняется тем, что чтение — глубоко личный процесс, который неразрывно связан с психологическим ростом каждого школьника, его интересами, наклонностями, способностями.
В процессе работы с подростками большое место у нас занимают и такие формы повседневной работы на абонементе и в читальном зале, как индивидуальные консультации у книжных выставок, полок, беседы по отдельным произведениям, по разным вопросам содержания их чтения и отношения к книгам, составление вместе с ними рекомендательного списка литературы «Про тебя самого, для тебя одного».
Цель нашего руководства «трудный подросток» — это всестороннее развитие личности, правильное формирование взглядов и интересов.
Важным средством руководства чтением являются отзывы и читательские дневники, которые помогают детям развивать самостоятельные суждения в оценке книги, отношении к библиотеке и библиотекарям, способствует формированию культуры чтения юных читателей, что в свою очередь расширяет возможности для чтения.
В читальном зале организован уголок общения для подростков «Междусобойчик», где выделены разделы:
• «Путь к себе»
• «Уроки любви»
• «Хобби и ты»
• Служба психологической поддержки «Я и мои друзья».
Здесь же находятся две тетради. Первая — тетрадь отзывов «О времени и о себе», где ребята делятся впечатлениями о книгах, об обслуживании в библиотеке, пишут о своих проблемах, ведут между собой переписку. Вторая — «Вопросы психологу», где подростки могут задать письменно и анонимно свои вопросы, а через определенное время получить на них ответы психолога. Ведь у них часто возникают вопросы личного характера, касающиеся отношений с друзьями, родителями, учителями.
Изучая отзывы детей, анализируя вопросы к психологу, библиотекари предоставляют в «Междусобойчике» литературу, которая смогла бы помочь в решении их проблем.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы