Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (16)'04 - Информационный анализ
Атлас знаний
Альбина Самиуловна Крымская, кафедра гуманитарной информации СПбГУКИ

Управление знаниями —
это создание информационной среды, интегрирующей процесс выявления и получения имеющихся знаний, необходимых для создания
и формирования нового знания. Ряд возникающих при этом проблем помогает решить методика библиографического картографирования знаний ученого.

Чтобы серьезно осваивать сложные технологии, следует видеть их потенциал, перспективы и пределы развития.
Библиография, начиная с настенных каталогов Древнего Египта, развивалась одновременно и как общенаучное средство коммуникации, и как профессиональная сфера деятельности. Она не выдержала бы испытания временем, если бы не обладала могучим внутренним потенциалом. Библиографическая информация оказались значимой формой свертывания знаний о мире, точнее, знаний о знаниях, заложенных в документах.
Библиографы научились отображать картину мира в динамике (текущая библиография), подводить итоги развитию науки и социальной практики (ретроспективная библиография, схемы систематизации материала, предметные указатели), отбирать и систематизировать, хранить во времени и накапливать сведения о документах, разыскивать и возвращать забытые тексты. Библиография обогащалась методиками аннотирования и количественных исследований, создала систему ключей до указателей третьей степени.
Как сложится ее дальнейшая жизнь в условиях почти мгновенного полнотекстового поиска информации? Возможны следующие сценарии.
1. Библиографы превращаются в архивариусов, хранителей древней мудрости, оставляя за собой поиск старых изданий, выполнение сложных запросов читателей в сохранившихся книжных и иных коллекциях.
2. Библиографы в наибольшей мере становятся «коммуникаторами», посредниками, обучающими информационному поиску. Они выполняют сложные поисковые запросы, ведут уникальные базы данных, используя всю мощь сетевого поиска.
3. Библиографы развивают и обогащают свои интеллектуальные методики, новые формы свертывания и отображения знаний, соответствуя наступающей эпохе знаний.
Два первых сценария пока не уйдут от нас — они весьма активно реализуются в библиотеках, но по своим перспективам все же — «шагреневые», склонные к сокращению, профессиональному затуханию. Третий — весьма неопределенный по своему наполнению и перспективам — требует значительных усилий, но может позволить библиографу стать «специалистом по знаниям», а по существу — сохранить свое изначальное назначение.
Эта тема широка. Одно из ее направлений развивается в рамках концепции управления знаниями.
Управление знаниями — как и сама концепция, и порождаемые ею технологии — достаточной сложный предмет. О нем говорят и спорят ведущие специалисты мира. Управление знаниями — перспективное направление не только для библиотек, биографики, информатики и др., но и для экономики в целом. Это интеллектуальный капитал человека, организации, страны.
Отметим, что трудноуловимую разницу между управлением знаниями, управлением ресурсами и управлением людьми невозможно раскрыть в одной статье. Обсуждение этой темы мы продолжим в ближайших номерах журнала «Библиотечное Дело». А в этом номере предлагаем вниманию читателя один из вариантов «похода за будущим».

Галина Гордукалова, заведующая кафедрой гуманитарной информации СПбГУКИ, доктор педагогических наук


Переход ведущих стран к информационному обществу, глобализация экономики обусловили появление нового научного и практического направления — управления знаниями.1 Во второй половине 1990-х гг. концепция управления знаниями (УЗ) вышла за рамки бизнеса и стала осваиваться библиотечным сообществом,2 наукой и образованием,3 а также легла в основу правительственных программ по реформированию отдельных отраслей экономики.4 В последние годы активный интерес к проблеме УЗ можно наблюдать и в России.5
Идея управления знаниями не является новой — различные его способы появлялись на протяжении всей истории человечества (устная передача традиций и секретов, письменность, возникновение библиотек и учебных заведений, книгопечатание, списки запретных книг, правила, стандарты, законы, руководство чтением, формы управления наукой и др.).
Но лишь во второй половине XX в. благодаря развитию информационных и телекоммуникационных технологий появилась возможность отойти от стихийного продуцирования и распространения знаний и сделать процесс более целенаправленным, регулируемым и масштабным. Это и привело к разработке концепции УЗ, которую можно интерпретировать так: управление знаниями — это создание информационной среды, в которой происходит интегрированный процесс выявления и получения явных и скрытых знаний,6 необходимых для творческого мыслительного процесса, их качественной оценки, преобразования и хранения для распространения и совместного использования с целью создания и формирования нового знания, необходимого специалистам для принятия решений по конкретному вопросу и др. В целом, УЗ — это управление сложным процессом перехода скрытых знаний в явные.
Изучение темы управления знаниями в разных областях жизнедеятельности приводит к выводу, что проблема УЗ, сформировавшаяся за прошедшее десятилетие в самостоятельную научную концепцию, получила небольшой отклик в науке. Но такие пути УЗ в науке, как участие в конференциях, выставках и семинарах, командировки, научные экспедиции, коллективные проекты и исследования, в процессе которых ученые обмениваются явными и скрытыми знаниями, известны давно.7 Другой пример УЗ в науке — диссертационное исследование, когда компетентные ученые решают, какое знание необходимо для развития науки (т. е. управляют знаниями общества через персону).

Cредства управления
Средства управления развитием знания условно можно разделить на экономические (связанные, прежде всего, с финансированием приоритетных направлений в науке) и неэкономические (информационно-библиографические).
Экономические средства — планирование научных исследований, система грантового финансирования, объявление специальных научных программ, средства индивидуального поощрения ученых, создание наукоградов и технопарков и др.
К информационно-библиографическим можно отнести издание коллективных монографий; издание монографий научных школ; проведение выставок и конференций для выявления зарождающихся направлений и проблем; действенные дискуссии («круглый стол», «телеконференция»); активное информационное обеспечение; популяризацию научных идей; списки наиболее цитируемых ученых; включение имен ведущих ученых в биобиблиографические, отраслевые и универсальные справочники, переиздание их трудов; библиографические указатели.
Фундаментальные библиографические труды издавна оценивались как средство подытоживания развития научного знания (работы А. Шторха, Ф. Аделунга, В. Г. Анастасевича, В. С. Сопикова и др.). Позже обсуждалось их моделирующее значение. Издания государственной библиографии позволяют наблюдать динамику научных исследований, выделять с помощью библиометрического анализа активно развивающиеся направления и др. Научно-вспомогательные библиографические пособия дают представление о ведущих авторах и научных организациях, новых аспектах изучения темы и т. д. Это позволяет рассматривать их как средство в технологиях управления знаниями.

Биобиблиографические средства УЗ
Концепция УЗ построена преимущественно на выявлении неявных знаний специалиста, персонификации знания. Поэтому среди информационно-библиографических средств УЗ могут быть эффективны сводные биобиблиографические и персональные указатели. Можно предложить УЗ через индивидуальное научное знание с помощью биобиблиографической продукции, в частности с помощью новой модели биобиблиографического указателя (ББУ).
Во второй половине XX в. сложившаяся методика составления биобиблиографических указателей предполагала разделы: биографический очерк; хронологический указатель трудов; выступления на конференциях, семинарах, симпозиумах; авторские свидетельства и патенты; диссертации, выполненные под научным руководством ученого; труды, изданные под его редакцией; литература о жизни и деятельности ученого; рецензии на его работы; вспомогательные указатели.
В начале 1990-х ББУ обогатился библиометрической справкой.8 Она представляла собой анализ творчества по разновидностям документов, основным направлениям исследований с их количественной и хронологической характеристикой, цитирующей литературе. Уже в 1993 г. с разработкой «нормативных» библиометрических и наукометрических индикаторов9 библиометрическая справка видоизменилась. Для оценки творчества ученого стали сравниваться средние показатели, полученные при изучении интеллектуальной элиты, с показателями исследуемого ученого. Эту методику апробировала профессор СПбГУКИ Г. Ф. Гордукалова.10
Библиометрическая справка — путь к УЗ через дальнейшее развитие авторского знания. Но сегодня этого уже недостаточно, так как: а) в библиометрической справке не отражается конкретное развитие позиции, а лишь тематическое; б) количество индикаторов научного творчества недостаточно для оценки роли ученого в развитии тематического направления; в) нужны новые способы отображения развития авторских концепций (например, хронолингвистические шкалы — постоянное изменение предметного поля исследования автора).
Эти проблемы мы выявили при составлении указателя трудов профессора Е. Р. Ольховского и библиометрическом анализе его творчества.11 Для их решения мы разработали методику библиографического картографирования знаний ученого.

Карты науки
Идея использования карт в изучении науки привлекла внимание науковедов в середине 1950-х гг. При обсуждении стратегии научных исследований Дж. Бернал в 1955 г. писал: «...обзоры и карты столь же необходимы в науке, как и в навигации <...> Основные области исследования требуют четкого указания границ, а список основных проблем данной отрасли должен пересматриваться в короткие сроки <...> Это особенно важно для тех отраслей прикладной науки, традиционная практика которых быстро меняется в результате научных исследований».12 По мнению Д. Прайса, «карта военных действий в науке» может быть получена из данных цитирования.13 В России идея картографирования была заложена на 50 лет раньше в работах Н. М. Лисовского, который предложил целую систему диаграмм, раскрывающих «судьбы журналов в тех или иных местностях России».14
С середины 1980-х гг. карты науки Института научной информации используются для получения данных о современном уровне развития науки, необходимых для управления национальными научными исследованиями, их прогнозирования и отражения. Карты науки — эффективный инструмент для слежения за тематическим (когнитивным) строением современной науки: возникновением и развитием новых научных направлений и их междисциплинарных связей, они создали новую «пространственную» систему поиска для науки.15

Карты знаний
В управлении знаниями используются карты знаний (КЗ). Это попытка извлечь и сделать общедоступным опыт, методы, процессы и решения, используемые относительно какого-либо предмета. Но анализ литературы по УЗ выявил разные интерпретации понятия карты знаний:
• перечень требований к знаниям специалиста (так, в рекрутинговых компаниях под КЗ понимают перечень соответствующих требований к знаниям у того, кто претендует на должность);16
• топологический подход, при котором пользователю в сжатом виде представлены все когнитивные элементы имеющейся базы знаний (аналогично карте сайта, представляющей всю его информацию в виде перечня или списка),17 двухмерные отображения сложных систем многомерной информации (топологические КЗ);
• идентификация места использования и применения знаний на этапах выполнения бизнес-процессов, а также источники получения и носителей знаний;18
• знание источников знаний или наличие мета-знания;19
• фотография некоего ресурса с пояснениями. Чаще всего карта может быть сделана в виде таблицы, в которой содержатся вопросы и ответы.20
Если представить биобиблиографический указатель в виде калейдоскопа, то с каждым его «поворотом» будет видно одно из этих определений. Так, когда под КЗ понимается перечень знаний специалиста, речь не идет о графическом изображении (аналогично картам вин, где лишь перечислены разные их марки). В таком ракурсе КЗ ученого — это перечень его трудов, то есть библиографический указатель. А с точки зрения топологического подхода КЗ ученого — биобиблиографический указатель, включающий биографический очерк, библиографию, библиометрическую справку.
С каждым поворотом «калейдоскопа» мы будем получать элементы биобиблиографического указателя, либо его целое. Но чтобы увидеть сам калейдоскоп, нам нужно изображение, т. е. карта, которая в прямом смысле на данный момент в биобиблиографическом указателе не представлена. Причем такая, которая позволит охарактеризовать творчество ученого, т. е. визуализировать его знание, не заглядывая внутрь биобиблиографического указателя. А также будет стимулировать создание нового целостного знания.

От карты — к атласу
Мы характеризуем карту знаний ученого в двух аспектах. С одной стороны, это биобиблиографический указатель. С другой — графический способ отображения персонального знания. Если подходить к КЗ как целостному знанию ученого, то карта знаний — это иерархия информации, которая может быть представлена в виде персональной базы знаний ученого на CDROM’е.
Новая модель ББУ включает:
• биографию ученого с графическим материалом;
• аннотированный библиографический указатель его трудов (по возможности полнотекстовую базу);
• указатель работ, посвященных персоне;
• указатель цитирующей литературы;
• библиометрическую справку;
• научное окружение;
• карту знаний ученого.
При составлении такой базы немаловажную роль играют гипертекстовые отношения, с помощью которых передается «многомерное» знание о конкретном объекте. Так, библиографическое описание публикации может сопровождаться или быть представлено в виде следующей информации:
• аннотация;
• критика;
• место на карте(ах) знаний;
• научное направление и т. д.
Для визуализации знания ученого мы предлагаем комплекс карт — «атлас» знаний ученого. Он включает 5 карт: тематическую карту авторского поля, карту научной продуктивности ученого, карту знаний авторского поля, карту цитирующей литературы, карту развития авторской научной идеи. Каждая карта сопровождается легендой, содержащей используемые условные знаки. По легенде можно представить содержание карты, не глядя на нее. В этом случае легенда также представляет знание об ученом. Изображения на карте и в легенде должны быть одинаковыми и едиными для всего комплекса карт. Направления, темы и разновидности документов представлены в виде геометрических фигур. При отображении связей между направлениями и для демонстрации единства работ внутри направления или темы немаловажную роль играет цвет (должен быть «сквозным» в атласе).
КЗ ученого структурирует его творчество, представляет более наглядным и понятным. Это хранилищее знаний ученого, как и библиография, форма свертывания знаний. Это и канал связи — информация от создателя карты переходит к пользователю.
Наша методика библиографического картографирования включает 4 этапа: 1) библиографический; 2) аналитический; 3) графический (картирование); 4) синтезирующий.
В результате применения методики картографирования знаний ученого библиограф создает новое знание. Оно может использоваться самим ученым в дальнейшем развитии своего знания и его коллегами для продуцирования нового знания. Продукт библиографического картографирования — КЗ ученого — может быть представлен либо в общем виде, либо в виде атласа, раскрывающего разные аспекты труда ученого, его взаимодействия с научным сообществом.
В совокупности с биографическим очерком, библиографическим указателем и библиометрической справкой КЗ может стать новым видом биобиблиографического указателя. В условиях научной конкуренции КЗ могут приобретать все большую роль в распространении авторского знания. Самому ученому карта позволяет координировать дальнейшие этапы исследования, реструктуризировать работы и выбрать новые направления. В рамках отображения развития научной идеи карта помогает выбрать новые подходы к исследуемому объекту, пересмотреть предыдущие работы и переработать знание для получения нового. Научному сообществу карта покажет результат деятельности данного ученого и процесс создания авторского знания, поможет выявить лакуны — неисследованные направления, либо отдельные темы исследования, требующие развития, а также очертит круг работ по проблеме.
Такие карты могут быть представлены на персональных сайтах ученых, сайтах профессиональных обществ и ассоциаций. При автоматизации процесса картирования научного творчества возможно их размещение в биобиблиографических словарях.
Нельзя создать универсальную карту знаний для творчества любого ученого, поэтому мы предлагаем формальную методику картографирования, которая может дорабатываться и изменяться. Но библиографическое картирование знаний может стать формой свертывания и визуального представления авторских идей, интегральной характеристикой исследователя для продвижения его научных результатов и дальнейшего развития знания в целом. КЗ позволяет, не обращаясь к биобиблиографическому указателю, дать общую картину научной деятельности ученого. КЗ способствует рассуждению, не дает готовое мнение (пакет знаний), а предлагает ссылки на нужные информационные ресурсы для составления собственного.

1 Cм.: Букович У., Уильям Р. Управление знаниями: Руководство к действию / У. Букович, Р. Уильям. — М.: Инфра-М, 2002. — 504 с.; Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи; [Пер. с англ. А. Трактинский]. — М.: Олимп-Бизнес, 2003. — 361 с.
2 См. сайт ИФЛА http://www.ifla.org/, в которой тема «управления знаниями» обсуждается с 1998 г., а с 2002 г. действует дискуссионная группа по управлению знаниями (Knowledge Management Discussion Group); Деревянко Е. В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и информационной профессии [По материалам заруб.печати 1998—1999 годов] / Е. В. Деревянко // Библиотековедение. — 2000. — № 2. — С. 8—11.
3 Дианова В. Ю. Информационные ресурсы и управление знаниями / В. Ю. Дианова // Управление качеством образования: Тез. докл. регион. науч.-метод. конф., 5—6 апр. 2001 г. — Владивосток, 2001. — С. 154—158.
4 Реализована программа по управлению знаниями во Всемирном Банке, см. http://www.worldbank.org/ ks/vision.html
5 См.: Мильнер Б. Управление знаниями — вызов XXI века / Б. Мильнер // Вопр. экономики. — 1999. — № 9. — С. 108—118; Гордукалова Г. Ф. Информационные ресурсы гуманитарных наук: Экономика: Учеб. пособ. / Г. Ф. Гордукалова. — СПб., 2000. — Вып. 1. — С. 62; Горчаков В. В. Реинжиниринг организации: информационные ресурсы и управление знаниями / В. В. Горчаков, О. В. Голодова, В. Ю. Дианова — Владивосток: ВФ РТА, 2000. — 140 с.; Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко. — М.: ИПК Госслужбы, 2001. — 52 с.; Гордукалова Г. Ф.: Визуализация знания: прошлое и будущее / Г. Ф. Гордукалова // Мир гуманитарной культуры Д. С. Лихачева: Междунар. Лихачевские научные чтения 24—25 мая 2001 г. — СПб., 2001. — С. 73—76; Гордукалова Г. Ф. Управление знанием в информационных формах визуальных представлений / Г. Ф. Гордукалова // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Междунар. ежегодник. — СПб., 2002. — Вып. XVIII. — С. 91—97; Крымская А. С. Управление знанием через индивидуальное научное творчество / А. С. Крымская // Там же. — С. 105—110.
6 Явное (формализованное) знание — знание, которое может быть зафиксировано; скрытое (неявное) знание — это персональное знание, основанное на индивидуальном опыте. Неявное знание не выражено в языке, оно воплощается в разнообразных конкретных умениях, навыках, привычках, во всех тех индивидуальных «ноу-хау», которые обычно не только невыразимы, но о существовании которых их носитель порой даже не подозревает, хотя пользуется ими в своей повседневной практике. Подробнее о явном и неявном знании см.: 1) Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. — М.: Прогресс, 1985. — 344 с.; 2) Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи; [Пер. с англ. А. Трактинский]. — М.: Олимп-Бизнес, 2003. — 361 с.
7 О таком способе управления знаниями в науке писали еще в 1970-е гг. Д. Прайс и В. В. Налимов, когда говорили о «незримых коллективах» — форме коллективного разума, созданного для преодоления трудностей, вызванных адаптационным торможением науки.
8 См., напр., Валентина Альфредовна Минкина: Биобиблиогр. указ. тр. и цитирующей лит. / Сост. О. М. Зусьман и Г. Ф. Гордукалова; ЛГИК. — Л., 1991. — 49 с.
9 Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. — Ч. 1, К. 2 / Под ред. С. А. Кугеля. — СПб.: Изд-во СПбЭФ, 1994. — С. 52—66.
10 См.: Гордукалова Г. Ф. 1) Юрий Давидович Марголис: Библиогр. указ. тр. / Отв. ред. Г. А. Тишкин. — СПб., 1995. — С. 36—44; 2) Авраам Израилевич Новиков: Библиогр. указ. тр. / Сост. С. Т. Махлина, И. П. Кузнецова, Г. Ф. Гордукалова. — СПб., 1997. — С. 27—35; 3) Григорий Алексеевич Тишкин: Библиогр. указ. тр. и цитирующей лит. / Авт. статей Г. Ф. Гордукалова, Ю. Д. Марголис. — СПб., 1994. — С. 5- 11; 4) Библиометрическая справка (творчества Г. А. Тишкина) // Страницы Российской истории / Под ред. А. О. Бороноева, Е. Р. Ольховского. — СПб., 2001. — С. 545—552.
11 Крымская А. С. Е. Р. Ольховский: Указатель публикаций и библиометрический анализ // История глазами историков: Межвуз. сб. науч. тр. / СПбГАУ; Науч.ред. и сост. Г. А. Тишкин. — СПб., 2002. — С. 352—382.
12 Цит. по: Маршакова-Шайкевич И. В. Вклад России в развитие науки: Библиометрический анализ. — М.: ТОО «Янус», 1995. — С. 208.
13 Там же. — С. 209.
14 Труды Н. М. Лисовского по русской периодической печати с отзывами на них. — М., 1916. — 8 с.
15 Маршакова-Шайкевич И. В. Вклад России в развитие науки: Библиометрический анализ. — М.: ТОО «Янус», 1995. — С.220—221.
16 Профтест.РУ [Электрон. ресурс]. — Способ доступа: URL: http://www.proftest.ru/menu_kartaznan.html. — Загл. с экрана.
17 И. Р. Купер [Электрон. ресурс]. — Способ доступа: URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj2-02kuper.html. — Загл. с экрана.
18 Кудрявцев Д. Координаты и стратегия постановки менеджмента знаний [Электрон. ресурс]. — Способ доступа: URL: http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/ km/coordinates_and_strategy_in_km.shtml
19 Кудрявцев Д. Координаты и стратегия постановки менеджмента знаний [Электрон. ресурс]. — Способ доступа: URL: http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/ km/coordinates_and_strategy_in_km.shtml
20 Мариничева М. «Knowledge Management» как основной инструмент внутренней коммуникации компании [Электрон. ресурс]. — Способ доступа: URL: http://www.hrc.ru/index.cfm?id=451
Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы