Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (17)'04 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учись, студент! Учись, библиотекарь!
Исаак Моргенштейн, профессор кафедры информации и библиографии Челябинской государственной академии культуры и искусств, доктор педагогических наук

Концепция современной библиотеки как информационного учреждения обрела самое широкое признание. Разработаны и широко распространены многообразные формы информационного обслуживания. Они описаны в сотнях книг и статей. Но вузовского учебника по этой важнейшей сфере деятельности не было. Этот пробел восполнили профессора СПбГУКИ В. В. Брежнева и В. А. Минкина.
Содержание подготовленного ими учебно-практического пособия охватывает как давно известные виды бесплатного информационно-библиографического обслуживания, так и преимущественно новые, научно и коммерчески ценные виды и формы информационных продуктов и услуг. Об этом свидетельствуют главы учебника: 1. Информационное обслуживание как сервисная деятельность, 2. Наука — информационной практике: результаты исследований, значимые для информационного сервиса, 3. Информационная продукция: свойства и типология, 4. Рынок информационных продуктов и услуг, 5. Информационные потребности и пути их выявления, 6. Создание информационной продукции разных видов, 7. Управление качеством информационной продукции, 8. Маркетинг информационной продукции.
Закономерно, что это учебное пособие подготовили именно преподаватели СПбГУКИ. Специальные кафедры библиотечно-информационного факультета, возглавляемые Г. Ф. Гордукаловой и В. А. Минкиной, несколько десятилетий ведут исследование документальных потоков естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, конкретных методов информационного обеспечения науки и производства. Его традиции полвека назад были заложены Л. В. Зильберминц, И. А. Моховым, Д. Ю. Тепловым...
Авторы учебника не только характеризуют информационные продукты и услуги, но и объясняют, в чем именно заключена их ценность, когда и при каких условиях они могут быть наиболее полезны при решении конкретных экономических, производственных, управленческих задач. На многочисленных примерах деятельности научно-технических библиотек и ЦБС, информационных и справочно-библиографических служб они учат создавать продукцию и услуги такого качества, за которые платят не по уговору или принуждению, а исходя из их реальной ценности.
Авторы и издательство перспективно обозначили жанр пособия как «учебно-практическое». Оно необходимо не только для вузовской подготовки кадров, но и для профессионального самообразования, системы повышения квалификации. Оно будет полезно в преподавании большинства дисциплин преобразованной специальности 025700 «Библиотечно-информационная деятельность».
Первое издание учебника, выпущенного тиражом в 5000 экз., не удовлетворит спрос. Да и сфера информационной деятельности стремительно пополняется новыми разработками, открываются неизвестные ранее ресурсы компьютерно-сетевых технологий. Потребуется переиздание учебника, в котором желательно устранить недочеты, восполнить некоторые пробелы, глубже изложить некоторые методы информационного обслуживания, уточнить понятийный аппарат.
В частности, советую авторам оперировать гостированным термином «справочно-библиографический аппарат (СБА)», а не понятием «справочно-поисковый аппарат (СПА)». Последний возник и распространился в профессиональной литературе как симптом «детской болезни» изгнания из сферы научно-информационной деятельности библиографических методов как якобы примитивных и отсталых. Доказано теоретически и практически, что СБА способен полноценно развиваться и в электронную эпоху.
Позволю себе отметить ряд недочетов. Вузовской дидактике противоречат длинные перечни объектов и составляющих, присущие многим публикациям по информатике. Для полноценного усвоения учебного текста любые перечни нужно представлять в иерархии составляющих. Слово «интернет», как убедительно доказал проф. В. В. Лопатин (см. портал gramota.ru), согласно нормам правописания склоняется. Желательно сократить заголовок 2-й главы — по многословию он больше подходит статье, а не учебнику. Источники сведений об адресах информационных центров на с. 102 приведены неконкретно. Слишком лаконично описаны методы измерения качества информационной продукции (с. 210) — фактически они скорее упомянуты. В библиографическом списке перечислены отдельные издания ГОСТов, но библиотекам они доступнее по публикациям в подписном журнале «Библиотека и закон».
Эти недочеты легко исправимы и не отменяют общей высокой оценки учебно-практического пособия В. В. Брежневой и В. А. Минкиной.

Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и органами информации предприятий: Учеб.-практ. пособие / СПбГУКИ; В. В. Брежнева, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2004. — 303 с. (Серия «Библиотека»).
Тема номера

№ 11 (485)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы