Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (17)'04 - ЮНОШЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Патриот и гражданин
Нина Кузнецова, методист Челябинской юношеской библиотеки.

Мы продолжаем тему участия детских и юношеских библиотек в воспитании будущих граждан России, начатую в № 3 (15) журнала «Библиотечное Дело».
Сегодня своим опытом
с читателями поделится Челябинская областная юношеская библиотека.

Трудно быть патриотом в условиях социального неравенства, расслоения общества, снижения уровня жизни. Неутешительны результаты социологических опросов: половина старшеклассников себя патриотами не считает, а каждый четвертый с пренебрежением отзывается о своем отечестве. Ситуация осложнилась и тем, «что государство в течение десятилетия стояло в стороне от этой проблемы. Вот мы и потеряли целое поколение» (это прозвучало на заседании правительства Москвы, где рассматривалась программа «Патриотического воспитания молодежи на 2002—2004 гг.»).
Используя библиотечные формы и методы работы, объединив усилия организаций и учреждений, призванных решать молодежные проблемы, мы можем влиять на духовно-нравственное становление личности, воспитывать гражданина и патриота своей страны, которому предстоит возрождать и развивать Отечество.
Нельзя сказать, что патриотическим воспитанием мы прежде не занимались. Оно всегда стояло на одном из первых мест в работе Челябинской областной юношеской библиотеки и библиотек области. Однако сейчас пришло время поднять его на качественно новый уровень.
Опыт показал, что именно в эпоху перемен повышается интерес к истории. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос дает Н. М. Карамзин: «история мирит... с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось».
История — это то, что остается незыблемым во все времена. Тем более что сейчас сложно вести разговор с молодежью, используя примеры сегодняшнего дня.
На подрастающее поколение наибольшее влияние оказывают книги, рассказывающие о героических личностях, знаменитых людях, проживших жизнь во имя Отечества. Мы постарались это учесть, когда проводили в рамках Недели молодежной книги День защитника Отечества «Едут генералы...». Не случайно в его названии звучат строчки из стихотворения Булата Окуджавы: выдающиеся офицеры играли исключительную роль в трудные для России времена, в годы испытаний.
В программу Дня был включен рассказ о двух отечественных войнах в истории России: Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Мы попытались провести аналогию между ними (ведь даже день начала у них один — это роковое 22 июня) и людьми, которые сыграли огромную роль в Победе.
С большим интересом восприняли школьники рассказ о героях, оружии и амуниции той поры, эпохе в целом, а также беседу с учителем истории, который зачитал письма с фронта своего отца. Разговор завершился просмотрами фильмов «Гусарская баллада» и «Офицеры». Сами ребята признались, что они открыли для себя много нового, поскольку раньше имели поверхностные знания об этих исторических событиях и героях, связанных с ними.
В рамках Дня состоялась также встреча учащихся 11-х классов с курсантами Челябинского автомобильного военного института. Будущие офицеры рассказали будущим защитникам Отечества о сегодняшней армии, ее проблемах, о том, каким должен быть современный офицер. Напомним, что еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином.
В Советском Союзе служба в армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была востребованной. Но в последние годы престиж нашей армии сильно снизился: низкая зарплата, проблемы с жильем. Из-за военных действий в Чечне срываются призывные компании. И как следствие — молодые люди не желают нести военную службу. Более 25 тысяч человек ежегодно уклоняются от воинской обязанности.
Библиотекари Челябинской области ищут свои пути в формировании готовности молодых людей к защите Отечества. Совместно с представителями военкоматов, комитетов по делам молодежи они рассказывают юношам призывного возраста о предстоящей службе в армии, используя для этого интересные, нестандартные формы.
Необычно прошел тематический вечер «Дом, в котором ждут солдата» в сельской библиотеке Пластовского района. Военнослужащим и их командирам заранее были отправлены письма с просьбой рассказать о службе, о друзьях. На вечере шел разговор об истории Российской Армии, зачитывались пожелания, напутствия служащих односельчан юношам, которым предстоит служить. Были оформлены стенд с фотографиями и карта страны, где флажками отмечены те места, где служат солдаты.
«В Армию с бодрым настроением» — таков был девиз Дня призывника, прошедшего в центральной библиотеке г. Еманжелинска. Старшеклассники приняли участие в деловой игре, посвященной службе в армии. На протяжении Дня в библиотеке работала «Полевая почта», где ребята могли получить ответ на интересующие их вопросы о предстоящей службе.
Приближается 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, сплотившей тогда народ воедино. И память об этом может стать одной из основ патриотического возрождения. В то же время именно с молодежью сегодня очень непросто говорить на военную тему. С одной стороны, у молодых, к великому сожалению, свой опыт войны. С другой — наши юные современники живут в эпоху, далеко отстоящую от поры Великой Отечественной войны, и ее значение им труднее оценить в череде других событий и крупных вех.
В каком направлении может двигаться библиотека, чтобы приблизить события Великой Отечественной войны к своим юным читателям, помочь им научиться сопереживать людям той трагической эпохи?
Более 10 лет в Челябинской области действует государственный военно-исторический центр «Булат», цель которого — поиск и захоронение останков солдат Великой Отечественной войны. Общество объединяет семь поисковых групп. Это ребята 12—18 лет из автотранспортного колледжа, Челябинского государственного университета, домов-интернатов, из сельских районов. За годы работы ребята совершили более 20 экспедиций к местам сражений. В братских могилах захоронены около 2 тысяч воинов.
Встречи с участниками общества «Булат» бывают особенно интересны нашим читателям, так как о своем восприятии войны, о своих поисках и находках рассказывают их сверстники.
Традиционным в нашей работе стало проведение региональных молодежных викторин совместно с Областным комитетом по делам молодежи, газетой «Челябинский рабочий», Областным советом ветеранов. Среди них — региональный творческий конкурс «Им тоже было 18...».
В адрес юношеской библиотеки пришло несколько десятков писем с ответами на вопросы викторины, трогательными историями о любви на войне, собственными стихами, случаями, которые реально происходили на фронте с родными и близкими участников конкурса.
Победительница конкурса, студентка Челябинского педагогического университета, в качестве приза получила туристическую путевку в г. Волгоград на юбилейные мероприятия, посвященные 55-летию Победы.
В 2004 г. Челябинская область отметила свое 70-летие. Этой дате был посвящен региональный молодежной краеведческий конкурс-викторина «Наш край величавый с петровских времен...». На этот раз областная юношеская библиотека получила около 200 писем с ответами на вопросы викторины. Реально же участников конкурса было еще больше, потому что ответы искали коллективно члены кружков юных краеведов, исторических клубов, семьи.
Радует, что знатоков истории родного края оказалось так много. Живут они в разных уголках нашей области: Ашинском, Брединском, Красноармейском, Троицком, Октябрьском, Каслинском районах, городах — Копейске, Верхнем Уфалее, Снежинске... Письма пришли из 26 территорий области. Самыми активными оказались молодые жители Троицкого района. Участники конкурса не только отвечали на вопросы, но и рассказывали о своей малой родине, писали стихи... Одна из самых интересных работ была выполнена в форме настольной игры «О городах и людях».
Как методический центр, мы считаем информационно-методическую помощь библиотекарям области в работе по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи одной из основных задач. Проводим методические консультации: «Роль библиотеки в гражданском и патриотическом воспитании молодежи», «Краеведение — точка опоры в меняющемся мире», на курсах повышения квалификации, семинарах.
Высокую оценку коллег получили методико-библиографические материалы областной юношеской библиотеки: исторический вечер-викторина «Откуда есть пошла русская земля»; историко-патриотический вечер, посвященный российской армии, «С любовью, верой и отвагой»; беседа «В глубоком тылу, на Урале»: подвиг южноуральцев в годы Великой Отечественной войны; поэтическая композиция «Душою я весь на Урале: Борис Ручьев о времени и о себе» и др.
Воспитание патриота и гражданина — длительный процесс. В наших планах — организация областного молодежного творческого конкурса-викторины «Время уходит, с нами остается память» (Великая Отечественная война в литературе и судьбах поколений), реализация проекта региональной молодежной краеведческой эстафеты славы «От Челябинска до Берлина: Челябинская область в годы Великой Отечественной войны», проведение областных творческих лабораторий «Как сегодня говорить с молодежью о Великой Отечественной войне?» для библиотекарей ЦБС, работающих с юношеством.
В рамках школы «Культура. Образование. Чтение» мы планируем молодежную читательскую конференцию с элементами дискуссии «Три поля России», а также реализовать проект «История России в портретах и лицах».
Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы