Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (17)'04 - ПРАВО
Диктатура копирайта
Право на интеллектуальную собственность является основой основ современной экономики. Но есть признаки, что практика защиты авторских прав на произведения (копирайт) вступает
в противоречие с иными правами — например, на свободу слова.
Тотальная защита интеллектуальной собственности начинает серьезно тормозить развитие науки и культуры. «Территорией свободы»
пока остается интернет.

Принцип действия копирайта основан на простом постулате: «Если ты не можешь защитить то, что тебе принадлежит, значит, это тебе не принадлежит».
Индустрия копирайта играет колоссальную роль в экономике США. По оценкам Министерства Торговли США, отрасли экономики страны, защищающие права на свои изделия с помощью копирайта, обеспечивают 5% валового внутреннего продукта Соединенных Штатов. Они являются одной из самых успешных экспортных статей США и приносят больше выручки за счет продаж за пределами Америки, чем сельское хозяйство, автомобиле- и авиастроение. Темпы создания новых рабочих мест в индустрии копирайта в три раза превышают темпы роста по остальной экономике США.
Один из известнейших защитников существующих правил обращения с авторскими правами Джек Валенти, глава Ассоциации Кинопроизводителей Америки, считает, что нарушения копирайта ежегодно наносят кинопроизводителям США ущерб, по самым скромным оценкам, в $ 3 млрд. По данным консалтинговой фирмы Viant, ежедневно через интернет нелегально скачивается 350 тыс. кинофильмов.
Копирайт (copyright — «право на воспроизведение») — это форма защиты интеллектуальной собственности. Право на копирайт не приобретается по схеме, которая используется для получения патента. Процесс оформления патента — сложный и трудоемкий. В отличие от него, согласно американскому Copyright Act, копирайт возникает немедленно после окончания работы над авторским произведением, вне зависимости от того, где и когда эта работа опубликована и была ли опубликована вообще, а также зарегистрированы ли права автора на свое творение. Но Управление по делам копирайта США предлагает услуги по регистрации копирайтов. В случае судебного разбирательства это позволяет обосновать законность права владения интеллектуальной собственностью.
Впрочем, чтобы автор начал использовать знак копирайта, никаких разрешений не требуется. Копирайт защищает литературные, музыкальные, хореографические, графические, архитектурные произведения, фотографии, игры и т. д. Произведение, защищенное копирайтом, а также любая его часть не может быть использовано без разрешения собственника.
Копирайтом нельзя защищать идею, процедуру, процесс, принцип и т. п., поскольку, например, запрет на использование той или иной идеи исключит ее из пользования человечеством и сделает невозможным создание новых и оригинальных работ на ее основе. Консалтинговая организация IPWatchdog иллюстрирует этот принцип следующим примером: роман о Второй Мировой войне может быть защищен копирайтом, но саму идею написания новых романов на эту тему копирайтом защищать нельзя.
Закон декларирует, что произведения, защищенные копирайтом, могут быть использованы для критики, комментариев, сообщений СМИ, обучения и преподавания, а также научных исследований. Но произведение должно использоваться «честно» — с учетом ряда правил, наиболее известным из которых является корректная ссылка на источник и прямое цитирование не более двух абзацев оригинального текста.
Однако право на копирайт приводит к малоприятным парадоксам. Группа The Verve записала один из своих хитов, использовав музыку классиков рока Rolling Stones. The Verve и не скрывала этого, но была вынуждена перечислять 100% гонораров, полученных за исполнение хита, в копилку Rolling Stones. Малоизвестные композиторы годами отстаивают в судах свои права на такие международные шлягеры как Lambada и Makarena. Но есть и совсем убийственные примеры — компания звукозаписи решила взыскать с бойскаутов авторские отчисления за исполнение ими песен, права на которые принадлежат ей. А владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесенные Ветром» заблокировали публикацию романа «И Забрал их Ветер», описывающего историю Скарлетт О'Хара с точки зрения чернокожих рабов, только потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
Графоманы и малоизвестные литераторы подают в суд на авторов популярных романов, обвиняя их в похищении сюжетов из своих произведений. Аналогичные споры периодически проходят между софтверными компаниями: в конце 1990-х компания Microsoft согласилась выплатить компании Apple солидную компенсацию за то, что частично использовала идеи Apple при создании программы Windows.
Фактически ни один автор не может быть уверен в том, что его произведение не может быть признано плагиатом, поскольку нечто подобное было создано несколько десятилетий назад. Причина этого заключается в длительных сроках действия копирайта. Ранее законодательство США декларировало, что право на копирайт может сохраняться на протяжении 14-ти лет, однако может быть продлено и, вероятно, может пролонгироваться до бесконечности. Профессор юридического факультета Стэнфордского университета Лоренс Лессиг, автор книги «Будущее Идей», подсчитал, что за последние 40 лет Конгресс США продлевал сроки действия копирайта 11 раз. Последний раз это произошло в 1998 году — был принят закон Copyright Term Extension Act и утверждена формула: авторские права на то или иное произведение сохраняются до конца жизни его автора плюс 70 лет. Это означает, что огромные массивы информации останутся недоступными обществу. Решение Конгресса было оспорено в суде, но в 2003 году Верховный Суд США подтвердил его правомочность.
Лессиг стал идейным вдохновителем группы американских интеллектуалов, создавших неформальное движение с условным названием Copy Left. Это название имеет тройной смысл. Если слово «копирайт», можно буквально перевести как «Правая Копия», то Copy Left — «Левая Копия». Кроме того, у этого названия есть значение «Забыть Копию». Изначально выражение использовали программисты, показывающие, что часть написанного ими программного кода может быть использована всеми желающими. Сторонники Лессига считают, что авторы, защищающие права на свое произведение, вполне могут компенсировать свои трудозатраты за 14 лет.
Главными защитниками максимального продления сроков действия копирайта являются наследники авторов, а также компании, которые различными способами вступают во владение наследием творца. Лессиг и его последователи считают, что их стремление максимально долго сохранять контроль за правом использования произведения с материальной точки зрения вполне объяснимо, но от этого страдает все человечество. По мнению Copy Left, безумно ограничивать доступ к произведению через несколько десятилетий после его создания.
Известно множество случаев того, как нарушение копирайта приводило к творческим удачам. Жесткое соблюдение закона об авторских правах сделало бы невозможным, например, существование национального гимна США, музыка которого была написана малоизвестным британским композитором. Хрестоматичен пример Микки Мауса: его создатель художник Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм великого комика Бастера Китона «Пароход Билл». По иронии судьбы, решение Конгресса 1998 г. продлило срок действия прав компании Walt Disney на Микки Мауса.
Джеймс Глассман, научный сотрудник Института Американского Предпринимательства, считает, что проблема защиты интеллектуальной собственности стала одной из причин того, что технологическая революция превращается из дороги к свободе — в дорогу к рабству. Число произведений, патентов и торговых марок, которые будут нуждаться в защите, увеличивается каждый день. Ныне похитители чужой интеллектуальной собственности не связаны государственными границами и могут действовать в разных странах. Следовательно, неизбежно будут многократно возрастать затраты владельцев авторских прав на отслеживание подобных нарушений. В итоге собственники копирайта могут стать рабами своей собственности — значительная часть их усилий будет уходить не на создание нового, а на защиту старого.
Сторонники уничтожения диктатуры копирайта считают, что подобное применение закона об авторских правах делает США и мир менее свободными и уничтожают дух творчества. Мириам Нисбет, член совета Американской Библиотечной Ассоциации, считает, что тенденции в этой сфере таковы, что уже в ближайшем будущем может стать невозможным использовать чужие тексты и даже цитаты для создания новых произведений — например, при написании школьных сочинений и рефератов.
Если владельцы авторских прав смогут эффективно контролировать то, как общество распоряжается их собственностью, тогда, теоретически, они смогут взимать плату, например, за перепечатку нескольких написанных ими абзацев в чужой книге. Именно поэтому Джонатан Циттран, известный юрист, основатель исследовательского центра Berkman Center for Internet and Society, считает, что действия американских законодателей «неконституционны и фанатичны».
Роберт Бойнтон, опубликовавший статью с красноречивым названием «Тирания копирайта» в журнале The New York Times Magazine, пришел к выводу, что единственным подлинно свободным пространством, где законы по защите копирайта не действуют в полной мере, является интернет. Однако эра тотальной свободы во Всемирной сети подходит к концу.
Кинопроизводители и компании звукозаписи последние два года применяют программы, которые обнаруживают в Сети пользователей, нелегально скачивающих кино или музыку. Разработано программное обеспечение, с помощью которого можно находить в Сети куски текста, скопированные из того или иного источника. Подобные программы (например, WCopyfinder или iThenticate) используют юридические фирмы, которые защищают интересы писателей и журналистов, а также сами СМИ (по сообщению агентства Associated Press, такую программу применяла газета USA Today, чтобы доказать, что один из ее журналистов занимался плагиатом). Уже существуют сайты, где любой создатель текста, вывешенного в интернете, может зарегистрировать его и в будущем отслеживать — не похитили ли другие интернетчики принадлежащие ему слова и предложения.
В 2003 г. Управление по делам копирайта США получило более 600 тыс. заявок на регистрацию авторских прав. В 500 случаях в регистрации было отказано, поскольку податели заявок были признаны плагиаторами. По состоянию на 2001 г. в базе данных Управления было около 30 млн произведений, защищенных копирайтом.

Вехи истории
1790. Впервые принят закон, вводящий правило копирайта. Закон защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на свое творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его еще на 14 лет. Регистрация производится в местных судах. В том же году литератор Джон Бэрри из Филадельфии защитил копирайтом свой труд «Книга Филадельфийского Произношения».
1802. Разрешено защищать копирайтом любые издания, вышедшие из типографии.
1831. Право на копирайт получают композиторы. Нотные записи их произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения. Срок действия копирайта продлен до 28 лет с правом пролонгации еще на 14 лет.
1841. Первый громкий судебный процесс о копирайте. Суд признал виновным в нарушении авторских прав архивиста, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своем журнале. Сторонники Copy Left считают этот процесс знаковым: фактически, суд запретил вводить в научный оборот важную информацию.
1853. Известная писательница Гарриэтт Бичер Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел ее книгу «Хижина Дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать ее в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод — это не просто копирование.
1856. Копирайтом разрешено защищать драматические произведения.
1865. Копирайт распространяется на фотографии.
1870. Все работы по регистрации авторских прав принимает на себя Библиотека Конгресса США. Право копирайта распространено на художников и скульпторов. Отдельно отмечено, что копирайт не запрещает переводить литературное произведение на иностранный язык или создавать сценические инсценировки на его основе.
1886. Подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав — Бернская Конвенция. Ее цель — обеспечить взаимное признание авторских прав различными государствами и установление международных норм для их защиты. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернская Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В 1908 г. было решено установить срок действия копирайта в срок жизни автора плюс 50 лет. США присоединились к Бернской Конвенции только век спустя — в 1988 г.
1891. США заключили первое соглашение о международной защите авторских прав. Принятие этого закона инициировали американские писатели. Так как США не присоединились к Бернской Конвенции, тогдашние «пираты» начали активно издавать в США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американских писателей по этой же причине стала продаваться плохо.
1897. Музыкальные произведения запрещено исполнять без разрешения автора.
1909. Принято правило, по которому авторские права приобретаются после первой публикации (обнародования) произведения. Срок действия копирайта увеличен — разрешено продлевать на 28 лет.
1912. Разрешено защищать копирайтом кинофильмы (ранее они считались отраслью фотографии).
1952. В Женеве подписана первая международная конвенция о защите авторских прав.
1953. Разрешено защищать копирайтом абсолютно все литературные произведения.
1971. Подписана Парижская Конвенция о защите авторских прав.
1978. Срок действия копирайта вновь продлен. Теперь он действует до смерти автора и остается в силе еще 50 лет.
1980. Разрешено защищать копирайтом компьютерные программы.
1982. В законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона о копирайте к крупным штрафам и тюремному заключению.
1983. Знаковый судебный процесс. Британская Энциклопедия подала в суд на органы школьного образования США, обвинив их в том, что они изготавливают для школ учебные телепередачи, где активно используют информацию энциклопедии. Эти передачи транслируются во многих школах, кроме того, доступ к записям имеют все желающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах.
1987. Известный писатель Джером Сэлинджер подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании своих писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии.
1990. Разрешено защищать копирайтом архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные инсталляции и перформансы.
1991. Объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив ее в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов», которую каждый вправе собирать и публиковать.
1992. Запрещено переписывать и воспроизводить музыкальные записи без разрешения владельцев прав на них. Частная звукозапись разрешена исключительно для домашнего пользования. Любопытный судебный процесс: Американское Геофизическое Общество подало в суд на известную нефтяную компанию «Texaco». Ее эксперты использовали в своих отчетах и аналитических записках научную информацию, принадлежавшую Обществу. Суд обязал «Texaco» выплатить компенсацию.
1993. Первый процесс о нарушении прав копирайта в интернете. Журнал Playboy засудил владельца интернет-сайта, который вывесил на нем отсканированные фотографии девушек из журнала.
1994. Запрещена нелегальная запись выступлений музыкантов и перезапись видеоклипов. Известный музыкант Рой Орбисон подал в суд на группу 2 Live Crew, которая спародировала один из его хитов. Суд встал на сторону 2 Live Crew.
1995. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в интернете. Один из пользователей сервера вывесил на нем материалы, защищенные копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал интернетчика.
1996. Представители 160-ти стран мира подписали в Женеве документы о создании Всемирной Организации по Защите Интеллектуальной Собственности.
1998. Срок действия копирайта продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70 лет после этого.
1998. Новый закон ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых копирайтом. Разрешено защищать копирайтом форму корпуса судна.
2001. Внештатный сотрудник газеты New York Times выиграл процесс против этого издания. Причиной иска стало то, что New York Times выложила ряд его материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования.
«ИА НГТ»
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы