Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 6 (18)'04 - Сохранение
Осторожно, излучение!
Светлана Дообрусина, директор Федерального центра консервации библиотечных фондов, РНБ,
Наталия Подгорная, главный специалист Центра, Денис Цыпкин, руководитель Лаборатории кодикологических исследований и научно-технической экспертизы документов Отдела рукописей РНБ.

Исследования показали, что даже однократное ксерокопирование ведет к изменениям цветовых характеристик фотодокументов, причем особенно страдают фотоотпечатки темных тонов и те, что были получены с нарушением технологии.

Фотография прочно занимает одно из первых мест в средствах массовой информации XX века. Документальность и выразительность сделали фотографию одним из наиболее эффективных средств отображения действительности, превратив ее в особый вид искусства — фотоискусство.
Исторически сложилось, что библиотеки нашей страны являются хранилищем не только книг, но и коллекций фотодокументов, представляющих историческую и культурную ценность. Развитие полиграфической базы, рост числа изданий, интерес исследователей и читателей к краеведческим и этнографическим фондам, значительную часть которых составляют фотографии, увеличил степень использования таких материалов в библиотеках, как правило, за счет ксерокопирования или сканирования.
Фотодокументы представляют собой сложный комплекс материалов, очень чувствительных к воздействию окружающей среды. Изображение является самой нестабильной частью такого документа. Существует государственный стандарт ГОСТ 7.65-92, регламентирующий общие требования к архивному хранению фотодокументов. (Однако какие-либо рекомендации по их копированию и сведения о влиянии копирования на сохранность фотодокументов отсутствуют.) ГОСТ 7.50 «Консервация документов. Общие требования» предусматривает несколько видов копирования документов: ксерокопирование, фотокопирование, цифровое копирование (сканирование). Поэтому очень важно научно обосновать выбор наиболее безопасных методов копирования и разработать рекомендации для этих целей.
В 2002 г. в ФЦКБФ была начата научно-исследовательская работа по изучению влияния ксерокопирования на фотографии.
Объекты и методика
исследования

Объектом исследования служили фотобумага «Унифакс 1» (ТУ 6-56-1545-91) и черно-белые фотоотпечатки на ней:
• фотоотпечатки, изготовленные по обычной технологии;
• фотоотпечатки, изготовленные с нарушением технологии для имитации дефектов изображения, — фиксирование изображения с уксусной кислотой в течение 4 мин. с последующей промывкой в течение 30 мин. (недостаточное фиксирование) и фиксирование изображения с уксусной кислотой в течение 20 мин. с последующей промывкой в течение 5 мин. (недостаточная промывка);
• тонированные фотоотпечатки на фотобумаге «Унибром 160» с окончательной промывкой 25 мин. и недостаточной — 5 мин.
Каждый фотоотпечаток представляет собой изображение черного, серого и белого цветов в соответствии с серой шкалой «НШ-3» для идентификации цвета изображения.
Фотоотпечатки ксерокопировали 1, 3, 5 и 10 раз. Часть из них затем искусственно состарили под ультрафиолетовой лампой ДРТ-0.375 без фильтра; изменения показателей фиксировали через 8 часов. На фотоотпечатках до и после искусственного старения определяли коэффициент отражения на однолучевом спектрофотометре Spekol-11 при синем фильтре и длине волны 457 нм (ГОСТ 7690-76), цветовые составляющие R, G и В и яркость образцов.
Изменения цветовых составляющих определяли по методике, разработанной специалистами Лаборатории кодикологических исследований и научно-технической экспертизы документов (ЛКИиНТЭД) отдела рукописей (ОР) РНБ и предназначенной для экспертного исследования исторических документов.1,2,3 В основе данной методики лежит колориметрический анализ объектов с помощью пакета программ Matisse. После сканирования и выделения области анализа для каждого объекта вычислялись средние значения R, G, В, на базе которых устанавливается значение яркости и насыщенности цвета образца. Цветовая модель RGB рассматривается как самостоятельный инструмент исследования образцов — изменения значений R, G и В интерпретировались с точки зрения изменений характеристик цвета. Так увеличение значение R отражает пожелтение образца, изменение значения В характеризует изменение белизны, а изменение значения G — серого цвета.
Обработку изображений и колориметрические измерения выполняли средствами пакета программ Adobe Photoshop 5.0.4 Объекты сканировали с использованием цветовой модели RGB (300 dpi, 8 бит на цветовой канал). При сканировании особо контролировались оптические условия съемки с целью обеспечения их полной идентичности в рамках каждой сравнительной серии. Все установки сканирования в рамках серии идентичны.
Данная методика успешно применена в ФЦКБФ для исследования влияния ксерокопирования на бумагу документа.5, 6 Статистическую обработку результатов проводили с применением t-распределения Стьюдента при уровне значимости р < 0,05 111. Для ксерокопирования использовали множительный аппарат Ricon FT 4415.
Интенсивность УФ-излучения в процессе ксерокопирования при однократном пропускании через аппарат составила 106,5+21,9 мВт/м, общий световой фон — 16451104 лк. Время получения одной ксерокопии 5,6 — 6,2 с.
Объекты сканировали с помощью планшетного сканера UMAX ASTRA 3450. Интенсивность УФ-излучения и общий световой фон в процессе обработки образца составили от 50 до 300 мВт/м2 и от 60 до 150 лк соответственно. Время обработки одного образца 8—10 с. Интенсивность УФ-излучения и общий световой фон фиксировали люксметром/радиометром ТКА-01/3.

Результаты
и обсуждение
Сначала был определен «порог чувствительности» фотоизображения к ксерокопированию. Изменения физических свойств бумаги определяли по изменению значений коэффициента отражения.
Эксперимент показал, что изменение этого показателя, превышающее значение погрешности прибора и погрешности измерения, наступает уже после одного ксерокопирования. При этом изменение белого цвета на фотоотпечатках непосредственно после ксерокопирования составляет 0,6 — 4% по сравнению с контрольным образцом. Значительное изменение серого цвета (посветление) отмечено лишь после десятикратного ксерокопирования. Изменение коэффициента отражения черного образца (его посветление) наиболее существенно и составляет уже после одного ксерокопирования 14%, а после трех — 25%. Увеличение количества ксерокопирований до десяти не влечет дальнейшего изменения этого показателя.
Таким образом, даже однократное ксерокопирование существенно влияет на оптические свойства фотоизображения.
Для более глубокого и всестороннего изучения изменений цвета фотоотпечатков после ксерокопирования и в процессе УФ-старения применена одна из методик анализа цвета, используемых в (ЛКИиН-ТЭД).
Результаты измерения цветовых составляющих представлены в таблице 1. Из данных таблицы видно, что наиболее устойчивым к ксерокопированию является белый фотоотпечаток. Изменение его цветовых составляющих минимально по сравнению с серым и черным цветом.
Изменения в сером фотоотпечатке возникают после пяти ксерокопирований, причем для него характерно изменение значений всех цветовых составляющих в сторону увеличения. После старения баланс соотношения значений составляющих сохраняется.
Наиболее радикально изменяются цветовые характеристики черного отпечатка. Непосредственно после ксерокопирования (даже десятикратного) изменения красной и голубой составляющих практически отсутствуют; после пяти начинает расти значение зеленой. Резкие изменения происходят после УФ-старения: до 90% у красной составляющей и до 100% у зеленой и голубой.
Из данных таблицы видно также, что после ультрафиолетового воздействия значение красной составляющей возрастает у всех образцов. Отмечено также незначительное увеличение значений G и В у белого и серого образца. Причем для этих образцов можно говорить о сохранении соотношения цветовых составляющих до и после старения, в то время как для черного образца соотношение цветов составляющих коренным образом меняется — равны нулю или единице значения G и В, преобладает красная составляющая. Практика наблюдения показывает, что со временем для черных изображений фотоотпечатков характерно интенсивное «порыжение», что, в свою очередь, объясняется преобладанием красной составляющей.
Далее с использованием аппаратно-программного комплекса у образцов определены значения яркости фотоотпечатков. Результаты представлены в таблице 2.
По-видимому, закономерно, что тенденция изменения яркости цвета аналогична изменениям цветовых составляющих. Для белого фотоотпечатка изменения незначительны как после ксерокопирования, так и после воздействия УФ-излучения. Для серого образца заметно увеличение яркости после трех ксерокопирований и светового старения. У черного фотоотпечатка наблюдается увеличение показателя с ростом числа ксерокопий и резкое снижение яркости после действия излучения — на 90—96%.
Аналогичный комплекс измерений проведен для двух серий фотоотпечатков, изготовленных с нарушением технологии, — недостаточным фиксированием фотоизображения кислым фиксирующим раствором и недостаточной промывкой, что ведет к сохранению в фотографическом слое фиксажа и остатков соединений серебра.
Данные образцы имеют аналогичную тенденцию к изменению оптических характеристик. Ряд абсолютных значений оптических характеристик у «дефектных» образцов меняется более существенно.
Тонированные образцы, выполненные с соблюдением технологии, оказались довольно устойчивыми к ксерокопированию и световому старению. Наибольшие изменения —у красной составляющей коричневых отпечатков. Как и черный отпечаток в черно-белых фотографиях, коричневый отпечаток наиболее восприимчив к воздействию света. У тонированных образцов с недостаточной промывкой отмечено более высокое значение красной составляющей у коричневого отпечатка, т. е. его более интенсивное пожелтение по сравнению с контрольным образцом.

Выводы
Результаты экспериментов показали, что ксерокопирование отрицательно влияет на сохранность фотографий. Уже однократное ксерокопирование ведет к изменениям цветовых характеристик фотодокумента — наблюдается «порыжение» изображения, появление цветных разводов. Особенно подвержены изменениям фотоотпечатки темных тонов. На фотоотпечатках, полученных с нарушением технологии, изменения проявляются более ярко.
Можно допустить однократное ксерокопирование фотографий со значительным содержанием темного тона, двух-трехразовое — со значительным содержанием серого и светлого тонов.

1 Tsypkin D. O. Vasiliyeva O. V. Codicological analysis of manuscripts by means of modern optico-electronic methods and some issues of restoration // Care and conservation of manuscripts. 2: Proceedings of the second international seminar on the care and conservation of manuscripts held at the University of Copenhagen. 16—17th October 1995. Copenhagen. 1996. — P. 72—84.
2 Dobrusina S., Tsypkin D., Kulikova N., Velikova T. An Irish Gospel from the Eight Century: Investigation and Conservation // Restaurator, 1999. — № 10. — P. 245—260.
3 Tsypkin D. O. Optico-Electronic Methods in the Study of Mediaeval Paper in the Manuscript Division of the National Library of Russia // BIBLIOLOGIA: ELEMENTA AD LIBRORUM STUDIA PERTINENTIA. — V. 19: Le papier au Moyen Age: histoire et techniques. — Turnhout (Brepols), 1999. — P. 243—253.
4 Мак-Клелланд Д. Библия пользователя: Fotoshop for Windows 95. — Киев, 1997. — 590 с.
5 Добрусина С. А., Подгорная Н. И., Цыпкин Д. О. Применение оптико-электронных методик экспресс-экспертизы и кодикологического исследования рукописей при анализе влияния ксерокопирования на сохранность документов // Будущее прошлого: расширение доступа и сохранность коллекций: Материалы международной конференции, 20—22 сентября 2000, СПб. (Сохранность культурного наследия. Вып. З.). — СПб., 2000: Акционер и К°. — С. 137—143.
6 Добрусина С. А., Подгорная Н. И., Цыпкин Д. О. Сравнительное исследование бумаги ксерокопий разрушающими и оптико-электронными методами // 8-я международная конференция «Крым-2001», 9—17 июля 2001, г. Судак. — М. — 2001: Изд-во ГПНТБ России. — Т. 1. — С. 361—367.
7 Гордон Н., Форд Р. Спутник химика. — М.: Мир, 1976. — 516 с.
(Материалы IV международной конференции «Консервация памятников культуры в единстве и многообразии», 2003, Санкт-Петербург).
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы