|
С заботой о пастве
Ольга Юрьевна Бабушкина, кандидат
исторических наук,
пресс-секретарь Курганской ОУНБ
им. А. К. Югова
Церковные реформы 1860—70-х годов, нацеленные на повышение авторитета духовенства, усилили роль церковно-приходских библиотек в жизни общества XIX —
начала XX вв.
Даже в годы Гражданской войны в Курганском уезде Тобольской губернии еще открывались церковные библиотеки.
Традиция открытия библиотек при храмах восходит к периоду формирования монастырских книгохранилищ, когда книга была атрибутом духовного просвещения края. В книгохранилищах зауральского города Кургана, не считая частных собраний, сегодня находится около 500 старопечатных богослужебных книг и других церковно-публицистических изданий. Подавляющее большинство из них в XIX — начале XX вв. составляли фонды церковно-приходских библиотек Курганского уезда Тобольской губернии.
Во второй половине XIX века стал актуален вопрос комплектования фондов и репертуара церковных библиотек. Ситуация была обусловлена церковными реформами 1860—70-х годов, основным направлением которых являлось повышение авторитета духовенства среди прихожан. Поскольку при решении задач, поставленных реформаторами Церкви после исполнения прямых обязанностей, главной стала образовательная и просветительская деятельность священнослужителей, резко повышалась роль церковных библиотек. В обращении 1882 года, адресованном причтам Тобольской епархии, сообщалось: «С распространением грамотности в народе усиливается потребность в чтении. Для этого предназначены церковные библиотеки, пополняемые книгами преимущественно за счет церковных сумм. Для духовенства требуется восполнение полученного в духовной школе образования. Для этого учреждаются библиотеки окружно-благочиннические, состоящие из книг научно-богословского характера и пополняемые, главным образом, на средства самого духовенства».1 В этот период церковные библиотеки создавались на добровольных началах, т. к. при их открытии духовенство руководствовалось только рекомендациями епархиального начальства.
Однако в документе не указывалось рекомендуемое количество книг, поэтому священники в клировых ведомостях иногда давали характеристику состояния библиотеки, исходя из своих личных воззрений на данный предмет. Павел Желщиков, священник из села Спорновского Курганского уезда считал, что библиотека в его приходе не вполне удовлетворяет потребности прихожан и причта. В качестве главного аргумента он указывал на то, что «книг в ней, кроме периодических изданий, мало».2 Чаще всего священники ограничивали сведения о состоянии библиотеки статистическими данными. Так, например, из клировых ведомостей 1900 г. мы узнали, что в библиотеке Петропавловского храма села Черемухово Курганского уезда было 200 догматических, 31 церковно-исторических, 214 экземпляров проповеднических книг.3
В конце XIX века в Тобольской епархии возникают общественно-религиозные организации, способствующие укреплению позиций церкви своей активной пропагандистской деятельностью. Открытие и содержание библиотек — одно из главных направлений их деятельности. Так, на деньги Братства Святого великомученика Дмитрия Салунского на территории Тобольской епархии было создано 17 церковных библиотек. За счет средств, выделяемых Советом Братства, их фонды ежегодно пополнялись книгами и брошюрами. Выписывались журналы «Дружеские речи», «Сельский вестник», «Троицкое слово» и другие.
Интересной и новой для своего времени формой воспитательной работы среди населения была «уличная библиотека», учрежденная Братством в Тобольске. В четырнадцати самых многолюдных местах города (на рынке, пароходных пристанях, у церквей, в сквере) вывешивались в рамках тексты назидательного характера. Наблюдение за этими своеобразными стенгазетами и их регулярная смена возлагались на священников тех приходов, в районе которых они были выставлены. Как отмечалось в отчете Братства, с наибольшим любопытством читались листки на темы «Против пьянства», «О вреде табакокурения», «О мире и согласии в семейной жизни», «О страдании Иисуса Христа», «Молитвы и слезы матери». По примеру Тобольска подобного рода «уличная библиотека» была создана в Кургане.4
Позже, уже в 1907 году был издан Правительственный Указ об открытии при всех церквях библиотек и читален. На его основе Тобольская духовная Консистория составила циркуляр, который был разослан по всей губернии.
В обращении к благочинным епархии член Консистории протоиерей Н. Грифцев, исполняющий должность секретаря В. Ивановский, столоначальник И. Огрызков просили прислать сведения об устройстве читален и библиотек. Подчеркивалось, что книга — великая нравственная сила и для духовенства — одно из лучших средств к воздействию на население, прекрасно дополняющая живое слово.
На местах это обращение встретило сочувствие. В комплектовании фонда библиотек определенную помощь оказывали книжные склады общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Организаторам библиотек и читален высылались индивидуальные списки о выходе новых книг, каталоги. Книжный склад мог выделить ассигнации, предоставить льготный кредит с уплатой по частям до 630 рублей. Упаковка литературы проводилась за счет склада, а провоз по железной дороге — за счет церквей. Была организована подписка на журналы «Кормчий», «Русский паломник», «Отдых христианина с трезвой жизнью», «Воскресный день» и местные газеты.
Правительственный курс, направленный на сближение клира с паствой, диктовал и качественный подбор книг: помимо житий святых в библиотеках должна быть литература исторического содержания, по медицине, садоводству, огородничеству, то есть книги, нужные населению для расширения кругозора и практической деятельности.
В специальной ведомости шестого благочиния Курганского уезда, предоставленной в 1913 году в Тобольскую духовную Консисторию, сообщалось, что там было открыто 13 библиотек с общим фондом 2775 экземпляров. В наилучшем положении находилось село Моревское, в церковной библиотеке которого насчитывалось 434 экземпляра. По содержанию это были религиозно-нравственные книги — 284, духовно-церковные — 60, беллетристика — 50, исторические — 28, философские — 12. В некоторых библиотеках, например, в селе Архангельском, имелось 4 наименования периодики.5
Вообще, книжный репертуар церковных библиотек заслуживает особого внимания. Его изучение позволяет, хотя бы в общих чертах, обозначить процесс формирования религиозного сознания местного населения, а также более объективно представить культурный, образовательный уровень прихожан. Однако проследить движение библиотечной книги к читателю в XIX — начале XX вв. сегодня очень сложно. Можно только предположительно, опираясь на наблюдения приходских священников, назвать приоритеты в читательских вкусах: периодика, сборники военных рассказов (особенно в годы Первой Мировой войны), практические пособия по сельскохозяйственным наукам, нравоучительная, художественная литература. Старопечатные культовые книги (Библия, Евангелие, псалтырь, Кормчая, молитвослов, часослов, цветник и многие другие) были необходимы для внутреннего пользования и, как наиболее ценные, на руки не выдавались, либо выдавались под залог или поручительство.
Сохранились свидетельства о деятельности православного духовенства в годы гражданской войны. Вопрос об открытии церковных библиотек был актуален даже тогда. Например, в 1919 году в Кургане на квартире городского благочинного проходили Пастырские собрания. На первом из них было решено открыть центрально-приходскую библиотеку. По письменному заявлению заштатного священника К. Я. Маляревского библиотека должна была открыться при Троицкой церкви. Книги вкладывались по особому списку всех трех городских церквей. При этом ценные церковные книги оставались в местных церковных шкафах, и их мог выдать только настоятель церкви при поручительстве почетных прихожан. В случае утраты книги в депозит взимался денежный залог. В библиотечную комиссию входили по 2 человека от прихода, от причта и прихода каждой церкви.6
В 1920-е годы церковные библиотеки были закрыты, а их фонды конфискованы государством. Единичные экземпляры книг из церковных библиотек Курганского уезда сейчас хранятся в фондах Курганского областного краеведческого музея, Курганского областного художественного музея, в фонде редкой книги областной библиотеки им. А. К. Югова, в библиотеке Богоявленского храма г. Кургана. Они являются частью досоветской истории края и представляют собой уникальные памятники культуры Южного Зауралья.
1 Т.Е.В. № 21 1.11.1882. С. 246.
2 ГАКО. Ф. 53 Оп. 1. Д.79 Л. 10.
3 ГАКО. Ф. 78 Оп. 1. Д. 93 Л. 4 об.
4 Цысь О. П. Из истории религиозно-нравственного просвещения Тобольской епархии в конце XIX — начале XX вв. // Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск II. Екатеринбург, 1999. — С. 131—132.
5 Улыбина Л. О церковных библиотеках Тобольской епархии. Их постигла печальная участь // Тюменская правда, 1991. — 25 декабря. — С. 3.
6 Т.Е.В. № 7 1(14).03.1919. С.130.
|
|