Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Материально техническая база предприятия www.export-base.ru.
Архив журналов - № 8 (20)'04 - ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Путевка в море и в будущее
Алина Анатольевна Мельникова, заведующая отделом комплектования и научной обработки литературы Научно-технического информационного центра Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского

Уже 60 лет на Дальнем Востоке можно получать высшее морское образование. Подготовленные в Морском университете специалисты успешно работают как
в России, так и за рубежом. Высокому уровню получаемого образования во многом способствует деятельность Научно-технического информационного центра.

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского за годы своей работы подготовил более двадцати тысяч специалистов высшей квалификации. Его выпускники занимают ключевые посты в управлении экономикой России и края — это руководители пароходств, портов и заводов… По сведениям Министерства транспорта РФ, сегодня около 15 тысяч российских моряков торгового флота работают под иностранным флагом. Это неудивительно, так как учебный процесс в университете проводится с использованием самых современных технологий. Во многом успешному течению этого процесса способствует Научно-технический информационный центр университета (НТИЦ), приоритеты деятельности которого меняются в соответствии с задачами, стоящими перед вузом в целом. Сегодня НТИЦ является важным информационным звеном в системе учебной и научной работы университета.
Определяющим условием качества библиотечного обслуживания читателей является комплектование фонда. Библиотечные фонды НТИЦ содержат литературу, отвечающую современным требованиям высшей школы, и формируются по следующим направлениям: судовождение, судовые энергетические установки, экономика, право, менеджмент, философия, история, языкознание, психология и др.
Особое место принадлежит литературе, отражающей морскую тематику: учебники, учебные пособия, монографии, выпущенные в основном издательством «Транспорт» и «Росконсульт». Существенную роль в пополнении фонда играют материалы, выпускаемые Петербургским и Дальневосточным научно-исследовательскими институтами морского флота. Кроме того, библиотека относительно недавно начала комплектовать фонды электронными изданиями и видеофильмами.
Для оценки качества комплектования НТИЦ проводит собственные исследования, например анкетирование. Цель этой работы — изучить читательские предпочтения студентов и преподавателей, усовершенствовать комплектование фондов, организовать библиотечное информационно-библиографическое обслуживание читателей на современном уровне, с использованием как традиционных, так и электронных средств информации.
Одно из направлений работы НТИЦ в области информационного обеспечения — создание картотеки книгообеспеченности, справочного аппарата для организации обеспечения учащихся учебниками. Картотека книгообеспеченности создавалась в 1990-е годы, когда комплектование фондов вуза было на самом низком уровне. Учебники приобретались в одном-двух экземплярах и только для читального зала. С самого начала весь учебный материал фиксировался в традиционной карточной картотеке и систематизировался по схеме: факультет, кафедра, дисциплина, литература. В настоящее время эта картотека представляет собой своеобразный «запасной вариант» на случай отключения света или сбоя технического характера и регулярно пополняется. Кроме того, ее используют для уточнения, в тех случаях, когда пользователь не знает точного названия учебного пособия. Внесение необходимых изменений и дополнений в картотеку (по мере поступлений новой литературы, изменений в учебных планах) производится регулярно и оперативно. При составлении и пополнении картотеки основными документами являются: учебные программы университета, учебные планы факультетов, методические указания к изучению дисциплин, списки рекомендуемой литературы, составленные преподавателями.
Со временем фонд увеличивался, а дисциплины менялись. Наконец, в 1997 году было решено провести анализ использования учебного фонда. За два года был проинспектирован весь фонд, проведена работа со всеми кафедрами и определены части фонда, которые необходимо списать, продать или законсервировать. Для этого был составлен опросный лист для преподавателей и издан приказ по университету, согласно которому начальники кафедр должны представлять в НТИЦ сведения следующего содержания:
• перечень дисциплин, читаемых на кафедре;
• распределение дисциплин по факультетам, курсам, группам;
• количество групп, курсантов, студентов, изучающих данную дисциплину;
• список литературы, основной и дополнительной, рекомендуемой по данной дисциплине.
Исходными данными для картотеки книгообеспеченности являются два электронных каталога: «Дисциплина» и «Учебники». В структуру каталога «Дисциплина» входят: название дисциплины, факультет, кафедра, семестр, номер группы, количество студентов, лектор. Структура каталога «Учебники»: название дисциплины, кафедра, ФИО авторов, заглавие, номер и название части, выходные данные, количество. Каталоги снабжены вспомогательным аппаратом: словарь ключевых слов, дисциплин, кафедр.
Электронная картотека книгообеспеченности как подсобный справочный аппарат имеет особое значение. Детально продуманная по своей структуре, периодически редактируемая картотека помогает сотрудникам библиотеки проводить многоаспектный анализ состояния обеспеченности литературой учебного процесса, оперативно информировать кафедры вуза о книгообеспеченности отдельных дисциплин, организовывать распределение литературы из учебного фонда по семестрам и группам, выявлять необеспеченные учебниками дисциплины, своевременно изменять политику комплектования учебного фонда, перераспределять финансы на более узкие места книгообеспеченности.
Основные пользователи картотеки — преподаватели вуза, по их заявкам составляются списки учебной литературы. Постоянная связь библиотеки с учебным, научно-методическими отделами и кафедрами университета является гарантией достоверности материалов картотеки. Они предлагаются для использования на читательском компьютере в отделе обслуживания, где курсанты и студенты имеют возможность произвести поиск необходимых учебников и вывести на печать список рекомендуемой литературы. Кроме того, все сведения о фондах НТИЦ отражаются в общей автоматизированной информационно-библиотечной системе МГУ им. Г. И. Невельского. Таким образом, заинтересованные пользователи (преподаватели, аспиранты, студенты, курсанты) могут получить необходимую информацию непосредственно на своем рабочем месте в любое удобное время.
Постоянно решая задачи комплектования, НТИЦ сталкивается и со встречной проблемой — использования фондов, посещаемости читальных залов. Статистика показывает, что курсанты и студенты идут в библиотеку целеустремленно и сознательно. В то же время лишь часть преподавателей постоянно посещают библиотеку. Это вызвано тем, что преподаватели, не имея времени посещать библиотеки, пользуются ресурсами личных библиотек и литературой, собранной на кафедрах. Отсюда неприятный факт — бывает, что преподаватели рекомендуют литературу, которой нет в библиотеке и на которую они не сделали заказ в отделе комплектования.
Уровень читательской компетентности, несомненно, является одним из значимых аспектов образования. При составлении учебных программ и учебно-методических пособий очень важна библиографическая часть: она очерчивает поле самостоятельной работы студента. К сожалению, не всегда в ней находят должное отражение учебники, пособия и справочники, изданные в последние годы, электронные источники, периодические издания. НТИЦ рекомендует преподавателям при подготовке публикаций уделять особое внимание библиографической части и готов предоставить любую необходимую информацию.
По-прежнему актуальна проблема комплектования фонда по техническим наукам, который обновляется недостаточно полно и оперативно, что связано частично с дефицитом финансирования, частично — с отсутствием литературы указанного профиля на книжном рынке. Решение этого вопроса является приоритетным направлением деятельности библиотеки.
НТИЦ оказывает целенаправленную помощь в учебной и воспитательной работе. К услугам читателей абонементы научной и художественной литературы, три читальных зала, включая зал периодики, пункты выдачи книг в морском колледже и гуманитарно-техническом лицее, отдел спец. фондов, компьютеры для работы с CD и интернетом в библиографическом отделе. В соответствии с предназначением библиотеки и комплектуется фонд, который примерно наполовину состоит из учебной литературы. Экземплярность каждого наименования неравномерна и зависит от числа учащихся, изучающих данную дисциплину; финансовых условий времени приобретения учебника. Книжный фонд университетской библиотеки так же, как и массовой, универсален, но имеет более направленный характер. Процесс комплектования всегда был важен для библиотеки, а в современных условиях еще и проблематичен. Разрушение централизованной системы комплектования обострило проблему пополнения фондов в условиях неустойчивого книжного рынка, сокращения выпуска научно-технических изданий, ухудшения финансирования. Библиотеки, поставленные в тяжелейшие финансовые условия, вынуждены сами искать пути и методы приобретения новой литературы.
Деятельность библиотеки вуза приобретает все большее значение в деле воспитания учащихся и сотрудников и в ускорении научно-технического прогресса. В обслуживании читателей преобладают учебные и научные функции, которые находятся в прямой зависимости от умелого использования своих преимуществ перед библиотеками другого типа. Имеется в виду тесная связь с кафедрами, лабораториями и другими подразделениями университета, максимальная приближенность к ним, обслуживание относительно стабильного состава читателей, ограниченного рамками одного учреждения и объединенного общностью решаемых задач. Все это, вместе взятое, обеспечивает конкретность в удовлетворении профессиональных потребностей, создает возможность дойти до каждого читателя, содействует сочетанию помощи в подготовке специалистов с воспитательными и образовательными процессами.
Обслуживание читателей в вузовской библиотеке имеет свои специфические особенности. Массовая выдача и сдача учебников приобретает характер широких кампаний, которые продолжаются примерно по месяцу каждая. Причем обслуживание студентов идет строго по расписанию, по факультетам и группам. Запись первокурсников осуществляется заранее по документам приемной комиссии.
Читателям библиотеки предоставляется широкий перечень услуг, как традиционно библиотечных — бесплатных, так и нетрадиционных — платных. Большое значение для улучшения обслуживания читателей имеет автоматизация библиотечных процессов, создание электронного каталога.
Тщательное и трудоемкое комплектование фондов библиотеки включает в себя и такую важную проблему, как максимальное раскрытие и сохранность фонда. Сохранность не только от несчастных случаев, но и от расхищения и разбазаривания. Необходимо разработать такой фактор, который бы надежно защищал и гарантировал возвращение в библиотеку любого документа, взятого читателями на дом. Очень важно также исключить вынос материалов без разрешения библиотекаря из читального зала. Поиск решения этой проблемы ведется совместно с учебным отделом. В настоящее же время, поскольку у нас нет средств на дорогостоящее кодирование, остается один выход — не обслуживать читателя на одном абонементе, если он задолжал на другом.
Научно-технический информационный центр ведет работу по выявлению и сохранению раритетов — дореволюционных изданий и книг, изданных в 1920—40 годы. Фонд редкой книги систематизируется, вводится в информационную базу данных. Информация о раритетных изданиях выносится на сайт вуза в интернете.
Единство решения задач по комплектованию и обслуживанию в вузовской библиотеке позволяет формировать ее такой, какой она должна быть в идеале. Библиотека вуза будущего:
• является неотъемлемой частью информационной системы вуза и предоставляет возможность получения информации из любого источника, без временных и иных ограничений;
• обеспечивает читателям свободный доступ к информации независимо от их внутривузовского статуса;
• эффективно отражает содержание имеющихся в ее фондах документов и помогает читателю быстро получить конкретную информацию;
• обеспечивает долгую жизнь документам особой культурной и исторической значимости не только средствами консервации, но и путем перевода их в электронную форму, тем самым сделав доступными для всех пользователей.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы