|
Надежда и память
Татьяна Филиппова, главный редактор журнала "Библиотечное Дело"
Мир давно осознал, что экономические критерии сами по себе не могут обеспечить человеческое достоинство и благополучие, а кризис системы универсальных духовных ценностей может стать крахом человечества в целом. И именно библиотека как социальный институт занимает важнейшее место в сохранении и воспитании духовной культуры нации.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что библиотеки, пытающиеся найти выход из кризиса бездуховности, уравновесить технократическое, прагматическое мышление и общечеловеческие ценности, становятся первыми жертвами человеческой беспечности, алчности и корысти.
Редкая библиотека может гордиться такой историей, как Веймарская. В ее становлении, формировании активное участие принимал великий немецкий поэт Гете. Ему хотелось сделать ее похожей на библиотеку Геттингенского университета, которую он знал и очень ценил. Комплектуя библиотеку, Гете просматривал каталоги книжных аукционов и ярмарок, рекомендовал или отвергал приобретение конкретных книг, откликался на просьбы читателей о покупке книг, отсутствующих в библиотеке. Он подарил библиотеке полное собрание своих сочинений и много других книг. Книги приобретались для библиотеки в книжных магазинах Веймара, Эрфурта и за рубежом. По замыслу Гете с 1809 г. начал создаваться музей книги. Гете требовал тщательного ведения инвентаря на фонд библиотеки, и по его распоряжению была проведена ревизия фонда и приняты новые правила пользования.
Фонд Веймарской библиотеки был отражен в карточных каталогах:
алфавитном, рукописей и инкунабул, восточных книг и рукописей, биографий и
портретов, гравюр. К составлению каталогов привлекались консультанты. По
распоряжению Гете каждый библиотекарь вел учет своей работы. В целях охраны
фондов проверялась сохранность возвращаемых книг.
В Веймарской библиотеке.
Но даже педантичные и аккуратные немцы не смогли уберечь свою национальную гордость от катастрофы. Двести лет спустя, в сентябре 2004 года там случился пожар, уничтоживший около полумиллина редчайших книг и рукописей.
Стихия слепа. Но человек – разумен! Незадолго до этой трагедии в центре Москвы на Славянской площади судебные приставы столь же беспощадно расправлялись с уникальным собранием Российской государственной публичной научно-технической библиотеки. Издания, требующие особых условий и порядка хранения, сгружались в мешки и вывозились на окраину города в бомбоубежище. Вандализм, сродни нацистским кострам и кострам инквизиции!
А. Шопенгауэр утверждал, что «большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрания книг, библиотека является единственной надеждой и неуничтожаемой памятью человеческого рода».
Хосе–Луис Борхес писал, что «Полуночные бденья возродят Бесчисленные книги. Даже если Все сжечь дотла, они воссоздадут Любую строчку на любой странице…».
Но, к сожалению, это лишь метафоры, дающие надежду.
|
|