Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (20)'04 - Детские библиотеки
Небо и Храмы. Дети и Книги
Людмила Валентиновна Степанова, старший преподаватель СПбГУКИ, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки

Что происходит с современной детской библиотекой в плане перспектив ее со-бытия с новым поколением детей информационного общества? Этот вопрос объединил всех делегатов необычного собрания детских библиотекарей в Пскове.
Они собрались на Съезд.

Способность не только смотреть, но и видеть открывает нам мир в совершенстве его замысла. Выражение «точка зрения» объединяет суть интеллектуальной позиции человека, особенности выбора им места в физическом, духовном, культурном ландшафте, где все линии смыслов сходятся так, что видна глубина, гармония, целостность и множественность предстоящего. На псковской земле — множество точек зрения, с которых видна перспектива. Они обозначены нашими предками. Храмы и Небо ведут диалог согласия.
В «Записных книжках» писателя Леонида Леонова есть замечание: «Как цветы и дети, книги и мысли есть тот же сгущенный солнечный свет…» Воспользуемся метафорой и обозначим ряд вопросов: современная детская библиотека, что и как ею представлено культуре нового века? Какие дети? Какие книги? Какие мысли? В какой степени детская библиотека воспринимается взрослыми как одна из точек зрения на смыслы и события, происходящие в детской жизни?
Для современного ребенка чтение — одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в современном культурном ландшафте. Дети изобретают свои способы видеть в книжной и электронной среде, дерзко обустраивая единую сферу своего развития в иных, чем прежде, социальных и технологических обстоятельствах. Доверяют ли дети своей, специальной библиотеке, видят ли они ее рядом с собой? Не мыслят ли они ее категорией прошлого, несовременным техническим средством получения информации? По даннным ВЦИОМ, родители многих детей не доверяют библиотекам.
Итак, что же происходит с современной детской библиотекой в плане перспектив ее со-бытия рядом с новым поколением детей информационного общества? Этот вопрос объединил всех делегатов необычного собрания детских библиотекарей в Пскове. Они собрались на Съезд.
Проведение первого съезда детских библиотекарей Северо-Запада задумывалось таким образом, чтобы сама его форма проявляла значение событий, которые создают личности профессионалов. Диалоги в кулуарах и дискуссии, научные доклады и сообщения, реплики и заявления, протесты и идеи — жанры участия делегатов и гостей съезда в его работе. Динамичность обеспечивалась тем, что состав участников создал ситуацию для взгляда детского библиотекаря на себя не только изнутри, но и извне. Войти в детскую библиотеку и увидеть ее глазами писателя, издателя, ученого, книготорговца… Съезд стал средой, где возможны: продуктивный и взыскательный анализ среди единомышленников и оппонентов, понимание достижений и новых проблем, обнаружение сути противоречий и согласия в оценках.
Члены Оргкомитета съезда предусмотрели несколько уровней коммуникации его делегатов: пленарное заседание, открытая дискуссия на проблемном комитете, анкета. Обсуждая проект резолюции, делегаты стремились не только заявить позицию корпоративного сообщества. Резолюция имеет статус документа, демонстрирующего ответственность профессионалов за преобразование ресурсов детской библиотеки — состоятельного и развивающегося современного института поддержки, образования и развития детей и подростков.
Е. П. Привалова в статье о выдающемся опыте сочинения для детей А. Т. Болотова,1 настаивала, что одним из важнейших условий развития ребенка является то, как полно и целостно концепция мира представлена взрослым во взаимоотношении с детьми. Подчеркнута замечательная для нашего времени идея: событие взаимодействия с ребенком должно осмысливаться как событие его культурного развития, потому что ребенок умножает и резонирует то, что открывает ему взрослый. Особенно это ответственно в такой концентрированной среде как детская библиотека.
Ребенком в культуре движет не взрослый, а его собственное чувство внутренней свободы за собственный выбор. Готовы ли детские библиотекари создать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, благодаря современному своду детской книги? Стремится ли детский библиотекарь к развитию мотивов отношения взрослых к детскому чтению, чтобы не разрушалась культура понимания взрослыми ценности чтения в детстве и отрочестве? Дискуссии по этим вопросам были самыми яркими, они выявляли перспективу формирования компетентной позиции детского библиотекаря в реалиях и культуре современного книгоиздания для детей.
Ю. Зартайская видит основную проблему, что детским библиотекарем неосознанна потребность в информации о том, что происходит в книгоиздании для детей. Временная растерянность и раздражение библиотекаря только начинают уступать желанию, ответственно участвовать в происходящих событиях на книжном рынке, где детская книга является товаром. Современные издатели готовы сотрудничать с профессиональными читателями в идеях и практике оценки и продвижения детской литературы не только как источника их, издателей, прибыли, но и как необходимой части детской жизни. Журнал «Книжный Петербург, который доступен каждой детской библиотеке, ориентирует библиотекарей в динамике, структуре, содержании Петербургского книгоиздания. То есть для библиотекаря журнал может стать основой определения ответственного и свободного, профессионального и компетентного поведения на книжном рынке. Страницы журнала — возможность обратной связи с издателями, так как он открыт для библиотечного рецензирования выпускаемых книг.
Итак: культура поиска и систематизации информации о книжном потоке для детей — основа развития фондов детских библиотек.
А. Я. Гордин, издатель, уверен: детская литература развивается только при взаимодействии двух факторов: 1. Издатели создали условия для писателей. 2. Существует ожидание событий в детской литературе у читателей. Есть два определяющих фактора. Один из них призвана формировать детская библиотека: ожидания читателей. Издательство, имея свою стратегию продвижения новой детской книги, готово к сотрудничеству.
Детский библиотекарь будет принят и одобрен обществом, когда оправдает ожидания: начнет активно создавать события в детской библиотеке и вокруг нее, открывая лучшую детскую книгу. Об опыте системной деятельности в этом направлении заявила М. С. Куракина: детский библиотекарь способен и должен влиять на события. Это — стратегия. Ответственность за сохранение детской библиотеки — уникального собрания детской литературы — проявляется прежде всего в его развитии.
Книжная среда детской библиотеки — модель, которая должна ориентировать общество в ценностях современного литературного процесса. Профессиональная экспансия детского библиотекаря на книжном рынке позволит стимулировать читательские ожидания в качественной литературе.
Кто мы? Наше место в социуме? Вопросы Н. В. Бубекиной вызвали острую дискуссию. Нелегкое признание, что статус, как явление договора детской библиотеки с обществом на современном этапе, отсутствует, стало отправной точкой конструирования логики поиска идеи, могущей стать источником подобного договора, который и даст библиотеке права на доверие и признание в социуме.
С. В. Золотарева представила позицию, суть которой — поиск ответа на вопрос: как определяется место детской библиотеки в социокультурном пространстве. Прецеденты административных преобразований: «слияние», «сокращение» детских библиотек требуют от корпоративного сообщества ответственных, профессиональных решений, поступков, открывающих социуму статус библиотечной деятельности.
Обострила ситуацию диалога К. А. Молдавская вопросом: «Где границы между библиотекой классической и библиотекой — культурным центром? Где мера? Почему властные лидеры социума благоволят к метаморфозам детской библиотеки, превращению ее во все, на всякий случай?» О. Л. Кабачек, размышляя о родовой функции библиотек, которая воспринимается обществом, определила ее как посредничество, уточнив, что книга, ее реальное и ожидаемое окружение нуждается в библиотекаре и библиотеке как в трансляторе идеи чтения, информации о нужной книге в нужном месте и для того, кто этого ждет.
Системный подход к проблемам в детстве: развитие способности ребенка к самостоятельному выбору времени чтения, независимость от организации чтения взрослыми, проблемы внеклассного чтения, отчуждение в раннем отрочестве от книги — все эти мысли создали возможность вернуться к предмету дискуссии: что изменилось в первое десятилетие века. В. М. Воскобойников был склонен умерить накал в обмене репликами, заметив, что возникло многообразие форм бытия текста и с текстом из-за технологических условий, но библиотека должна остаться условием для комфорта, точкой обнаружения ребенком своего желания читать.
Но! Не информированность библиотекаря, его инерция в оценке современной детской книги порождает проблему разреженного литературного пространства (можно сказать, вакуума) вокруг ребенка.
Надеемся, было найдено направление для профессиональных размышлений: природа детского чтения не изменилась. Изменились условия, ситуация для детского чтения, на которую детский библиотекарь пока не влияет, защищая себя оправданием об ограниченности ресурсов.
Три дня первого съезда детских библиотекарей Северо-Запада — замечательный, вдохновенный опыт профессионалов в обнаружении перспектив смысла своей деятельности, умения видеть пространство современной детской жизни.
Детская библиотека способна утвердить в социуме и культуре приоритет и ценность читательской деятельности, представить миссию ребенка, его лидерство в сохранении и воспроизводстве духовных традиций.
Дети будут стремиться в библиотеку, если ее статус будет подтверждаться следующими последствиями деятельности для социума:
• сознание ценности детства и отрочества для развития культуры;
• осмысление детской библиотеки как среды диалога культур;
• представление детской культуры, детской субкультуры, читательского творчества как органичной части культуры общества;
• оценка библиотеки по уровню согласованности ее деятельности с партнерами и оппонентами.

1 Привалова Е. П. Вопросы воспитания в книге А. Т. Болотова «Детская философия или нравоучительные разговоры между одною госпожею и ее детьми, сочинение для поспешествования истинной пользе молодых людей» // Труды. Том 2. Л., 1957. — С. 303—316. —Мин. культ. РСФСР Лен. Гос. Библиотечный ин-т им. Н. К. Крупской.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы