Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (20)'04 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Золотой фонд заочника
Владимир Абрамович Вуль, доцент Северо-Западного института печати, руководитель лаборатории «Электронных изданий», кандидат технических наук

Электронные резервные коллекции — E-Reserves — позволяют студентам просматривать, копировать и распечатывать учебные программы, конспекты лекций, задания по курсовым работам, а также журнальные статьи, главы из книг, тесты и другую учебную и научную информацию, необходимую им в процессе самостоятельной работы. Они, как правило, доступны не только в библиотеке, но и через интернет.

Обратившись к зарубежному опыту, отметим, что библиотеки США никогда не комплектовали свои фонды большим количеством экземпляров учебных изданий — в первую очередь отбирались научные издания. Недостаток учебных материалов компенсировался так называемыми резервными коллекциями — подборками материалов по отдельным учебным курсам, которые составлялись в тесном контакте с преподавателями. В них обычно включались конспекты лекций преподавателя, методические указания по выполнению лабораторных и курсовых работ. Временно в них могли входить даже копии каких-либо личных материалов преподавателей. Такие коллекции выдавались студентам в читальном зале библиотеки на ограниченный срок. Резервные коллекции были невелики по объему и использовались весьма интенсивно. При необходимости в них добавлялись новые источники, а ненужные оперативно изымались.
С конца 1980 — начала 90-х гг. как в США, так и в ряде европейских стран создаются электронные резервные коллекции (E-Reserves). Они включают в себя электронные книги, статьи в журналах, а также цифровые аудио- и видеоносители. Такая электронная коллекция обычно доступна студентам вуза не только в библиотеке, но и через сеть интернет — материалы размещаются на сайте данного вуза. Работники библиотеки поддерживают постоянную связь с преподавателями, вводят в состав резерва новые документы и изымают устаревшие.
Так, электронная резервная коллекция библиотеки Университета штата Айова позволяет студентам просматривать, копировать и распечатывать учебные программы, конспекты лекций, задания по курсовым работам, журнальные статьи, главы из книг, тесты и другую учебную и научную информацию, необходимую им в процессе самостоятельной работы. Резервные коллекции доступны без дополнительной оплаты только студентам данного колледжа или университета, другие пользователи получают лишь общие сведения об этих информационных ресурсах или же могут воспользоваться ими на платной основе.
Ныне и в нашей стране развивается производство и применение электронных учебных пособий. Это во многом связано с совершенно новыми потребностями на получение высшего образования и требованием повышения квалификации, необходимого в связи с быстрым развитием технологий и отставанием специалистов от современного уровня потребностей производства. За рубежом такая система отлаживалась в течение длительного времени и теперь достаточно успешно функционирует. Сюда же можно отнести потребность в получении второго высшего образования, в частности — по новым специальностям. При соответствующей организации обучения желающие могут самостоятельно или при небольшом количестве консультации (в том числе и проводимых дистанционно, по электронной почте или путем обсуждения проблем в чатах совместно с преподавателем и другими студентами) успешно изучать абсолютное большинство учебных дисциплин.
Еще одной причиной, определяющей необходимость именно заочной формы обучения, может быть высокая стоимость очного обучения и трудности совмещения его с работой. Есть и много других, менее существенных причин, по которым заочная система обучения становится все более и более востребованной. Не следует забывать и о специфическом варианте заочной формы — дистанционном обучении. В этом случае студент еще реже, чем заочник, появляется в учебном заведении. Он может жить в другом городе, отдаленном регионе и дистанционно общаться с преподавателями, деканатом и другими студентами.
Во всех перечисленных случаях особо возрастает роль качественных и исчерпывающих учебных пособий, которыми снабжается студент — заочник. В идеале эти пособия должны содержать все необходимые материалы для самостоятельной учебной работы студента. Все они должны быть представлены в электронной форме, чтобы иметь возможность рассылать их обучаемым по электронной почте. Посредством ее студент также сдает преподавателям вуза контрольные, лабораторные и курсовые работы или рефераты. Этот вариант обучения вполне соответствует текущему состоянию и перспективам развития компьютеризации в нашей стране.
В отличие от американских резервных коллекций, в нашем вузе была подготовлена электронная резервная коллекция по одной из специальностей с жестко регламентированным минимальным набором учебных материалов. Он включает:
• график семестровой загрузки студента, где перечислены изучаемые в конкретном семестре предметы — для каждого из них указаны виды работ, сроки исполнения, формы отчетности студента и формы контроля по каждому виду работ;
• задания на эти контрольные, лабораторные и курсовые работы с указанием списка учебной и специальной литературы, необходимой для их выполнения;
• методические указания по выполнению контрольных, лабораторных и курсовых работ, где содержатся методика выполнения и оформления каждого вида работ, аннотации и рефераты по аналогичным работам.
Дополнительно могут использоваться различные электронные учебные пособия, в том числе — по лекционному курсу, а также учебные и научные материалы для подготовки курсовых работ и рефератов по каждой учебной дисциплине. Возможен вариант с указанием электронных адресов соответствующих статей и других научных источников в интернете.
Электронные резервные коллекции, по крайней мере на первом этапе, следует организовывать отдельно для каждой специальности. Информационной основой для них может стать компакт-диск. Следующая задача, которая встает перед разработчиками электронной коллекции, — организовать связи между различными видами учебных и методических материалов. В более общей формулировке она может быть названа задачей разработки пользовательского интерфейса для студента, работающего с электронной коллекцией (задача эта достаточно сложна и, по нашему мнению, должна быть рассмотрена в отдельной работе).
С точки зрения содержания электронного учебного и методического материала можно высказать несколько пожеланий. Прежде всего, в электронный материал следует включать максимальное количество графики. Иллюстративный материал обеспечивает наибольшую скорость восприятия информации и лучшее качество ее запоминания. Это связано с особенностями зрительного аппарата человека и его умственной деятельности. Качество запоминания графики всегда выше по сравнению с текстовой информацией. Опять же при таком цельном восприятии и запоминании обеспечивается высокая (на 2—3 порядка выше по сравнению с текстом) скорость переработки графической информации. Если в пособии обеспечен хороший дизайн графики и разумное использование признака цветности, то помимо высокого качества и скорости усвоения студенту работа с учебным материалом может доставлять и определенное эстетическое удовольствие, что, в конечном счете, также способствует интересу и желанию работать с таким учебным пособием.
Во-вторых, по возможности следует компенсировать в учебном материале тот неизбежный недостаток, который связан с отсутствием преподавателя. В диалоговом общении любой материал познается лучше. Кроме того, преподаватель руководит и инициирует работу студента, направляет его по верному пути. Преодолеть данный недостаток можно с помощью двух методов. Первый очевиден — это включение авторского текста в учебные и методические пособия. Здесь важно ненавязчиво направлять студента с помощью монолога преподавателя. На основе личного опыта могу утверждать, что количество такого авторского звукового сопровождения должно быть не слишком велико: лучше всего в начале раздела сообщить основные цели и особенности его изучения и то, на каких ключевых моментах следует особенно внимательно остановиться.
Второе средство для компенсации отсутствия непосредственного общения с преподавателем — придание электронному учебному материалу свойства интерактивности. Иначе говоря, отсутствие преподавателя в какой-то степени компенсировать диалоговым общением с компьютерной обучающей средой. В качестве таких интерактивных элементов можно использовать популярные в молодежной среде Flash-фильмы, широко применяемые и как средство интерактивной рекламы на многих сайтах. Flash-графика весьма компактна (объем соответствующих файлов невелик) и при хорошем дизайне обеспечивает качественное восприятие определенных идей. Кроме того, интерактивные элементы позволяют использовать в своем составе аудиофрагменты, которые, в частности, могут оформляться как записи голоса преподавателя и в ненавязчивой форме содержать советы для студента, указание его ошибок и пр.
Самое трудное для студента — изучать работу механизмов, устройств и агрегатов, которых он никогда не видел. Не зря говориться, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Повторим, это особенности человеческого восприятия: текст воспринимается на 3 порядка медленнее и хуже, чем зрительные образы. И, в-третьих, надо включать в учебные материалы анимационные видеофрагменты. Для этого в электронном пособии открываются особенно широкие возможности — анимационная техника и технология в последние годы развиваются быстро. Если студент никогда не видел печатную машину и не знает, как она работает, то вначале полезно показать анимационный фильм о ее работе, а лишь потом объяснять с помощью слов и иллюстраций детали и особенности этой работы.
Наконец, в-четвертых, в электронных учебных пособиях следует широко использовать современные возможности навигации, т. е. перемещения по ссылкам как в пределах конкретного пособия, так и из одного пособия в другое или другие. В частности, при изучении методических указаний по курсовому проектированию возникает необходимость обратиться к учебнику по данному курсу, к другим книгам из состава рекомендуемой литературы. Все это можно осуществить, не отвлекаясь от основного материала и имея возможность вернуться к нему в то самое место, из которого вы обратились к другим пособиям и книгам. Таким образом, в составе каждого учебного или методического пособия и дополнительной литературы должны быть предусмотрены гиперссылки к другим материалам и закладки для того, чтобы перейти к определенному месту этого электронного издания.
Чтобы удовлетворить этому требованию, все учебные материалы должны быть оформлены в одном из трех возможных форматов: PDF, HTML или DOC (последний — в пакете Microsoft Word, начиная с версии 1997 г.). Все эти форматы гипертекстовые — допускают применение гиперссылок как внутри определенного текстового файла, так и вне его, к другим файлам, а также web-страницам. С помощью гиперссылкок можно обеспечить общение студента с преподавателем посредством электронной почты, а к основному тексту учебного или методического пособия подключать иллюстрации, аудио- и анимационные видеофрагменты. Таким образом, базовую форму любого учебного или учебно-методического документа можно представить в виде, показанном на рис. 1.
Отметим, что PDF полностью сохраняет вид сверстанного документа. Если материал подготовленной книги сохранить в этом формате, то все элементы будут размещены в точности как в книге. Этот формат можно назвать факсимильным, так как в нем можно сохранять и элементы рукописного текста, например, подписи. Это, конечно, его важное достоинство. Но оно оборачивается и его недостатком, так как ведет к значительному размеру файлов, хранимых в этом формате.
Наименьший размер файлов характеризует гипертекстовый формат HTML (основной для интернет). Помимо минимизации рабочих файлов, его определенным достоинством является автоматическое форматирование HTML-документов в формат рабочего окна программы для их просмотра (браузера).
Гипертекстовый формат документов программ Microsoft Word занимает промежуточное положение относительно рассмотренных выше форматов. Объем одних и тех же документов в нем в 3—4 раза больше, чем в HTML, но в несколько раз меньше, чем в PDF. Он очень распространен в нашей стране — практически на всех пользовательских компьютерах установлен текстовый редактор Microsoft Word. Если первоначально пособие было создано именно в этом формате и нет ни времени, ни возможности перейти на другой, то можно оставить его как основу для гипертекстового пособия.
В заключение остановимся на общей структуре всего множества материалов, входящих в электронную резервную коллекцию. Она также должна быть гипертекстовой — все материалы связаны друг с другом ссылками. С одной стороны, ссылки образуют иерархию или соподчиненность материалов, с другой — служат и для связи учебных материалов одного уровня. На рис. 2 показаны только иерархические связи, т. е. гиперссылки, ведущие от документа более высокого уровня к документу более низкого. В качестве примера раскрыта структура только одного предмета. Связи между документами одного уровня преимущественно относятся к электронным документам, входящим в состав одного предмета или учебной дисциплины, хотя могут быть связи между документами близких предметов и даже между предметами, изучаемыми в разные семестры. Ссылки могут даваться на предметы, составляющие теоретическую, математическую или информационную основу тех, которые изучаются позднее, или, наоборот, на более поздние предметы как примеры тех или иных приложений изучаемых методов.
Основной недостаток электронных резервных коллекций — возможность их произвольного изменения каждым отдельным пользователем — для данного случая представляется малозначимым, так как основной или эталонный материал в учебном заведении остается неизменным. Однако при переходе к индивидуальному удаленному сетевому доступу студентов к электронной резервной коллекции потребуются специальные меры защиты исходных электронных материалов на сайте от их возможного искажения или повреждения.
В настоящую статью не вошли вопросы, связанные с разработкой интерфейса для учебных и методических материалов. Эта тема достаточно обширна и сложна, так как данная задача лежит на стыке нескольких наук: педагогики, психологии, компьютерного дизайна, информационных технологий и библиотековедения.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы