Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (21)'04 - СПЕЦИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
Для читателя с ограниченными возможностями
Мария Павловна Коновалова, директор Калужской областной библиотеки для слепых им. Н. Островского

Калужская областная библиотека для слепых им. Н. Островского сегодня является не только областным центром информации, реабилитации и досуга для людей с ограниченными возможностями, но также методическим центром
по работе с ЦБС муниципальных образований в обслуживании читателей с ограниченными возможностями.

Cовременную региональную библиотеку для слепых, на наш взгляд, сегодня необходимо рассматривать в комплексе, который включает культурно-просветительные учреждения, централизованные библиотечные системы, научные, школьные, детские библиотеки, специализированные дошкольные и школьные учреждения, а также научно-исследовательские институты.
В современных условиях публичная библиотека также занимает свое место в системе обслуживания людей с ограниченными возможностями. В основном они сводятся к решению традиционных задач, связанных с обслуживанием. Однако в условиях, созданных в Калужской области, наша библиотека добровольно взяла на себя роль областного центра информации, реабилитации и досуга для людей с ограниченными возможностями, а также методического центра по работе с ЦБС муниципальных образований в обслуживании читателей с ограниченными возможностями. Для этого используются реальные информационно-досуговые ресурсы. Специализированная библиотека в регионе играет ведущую роль в информационном обслуживании людей с ограниченными возможностями.
Прежде чем говорить об основных направлениях практического информационного обслуживания и взаимодействия с ЦБС и ДБ, следует рассказать о том пути, который нам пришлось преодолеть: от становления до сегодняшних информационно-досуговых возможностей библиотеки, включающих в себя книжные фонды, материально-техническую базу, кадры. Это позволило нам создать четкую систему обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями не только в областном центре, но и в муниципальных образованиях области.
К этому нам пришлось идти более десяти лет. На протяжении этого времени мы брали все то положительное, что создано в других региональных специализированных библиотеках, знакомились с опытом коллег за рубежом, участвовали в различных международных конференциях, симпозиумах и библиотечных форумах. Это позволило создать свою структурно-функциональную модель обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями.
Началось все с анализа положения инвалидов по зрению в регионе. Мониторинг показал: численность слепых и слабовидящих за последнее десятилетие сократилась в два раза, на 1 миллион жителей области приходится свыше 90 тысяч инвалидов. С этой категорией читателей до недавнего времени не проводилось систематической, целенаправленной работы по социокультурной реабилитации. В Калужской области — 513 библиотек, три из них областные. Они обслуживают около 50% всех читателей области. С другой стороны, на 90 тысяч инвалидов — всего одна специализированная библиотека, обслуживающая только 3% читателей от общего числа инвалидов. Поэтому мы поставили и последовательно решаем задачу привлечения к нашей работе ЦБС и ДБ области.
Созданная на местах материально-техническая база, комплектование фондов, систематическая профессиональная учеба сотрудников массовых и детских библиотек, семинары, конференции по проблеме социокультурной реабилитации, оснащение компьютерами, тифлотехникой и тифломагнитофонами позволили нам это сделать. В процессе организации работы в ЦБС и ДБ области параллельно решалась проблема выделения самостоятельной единицы в штате или же возложения дополнительных обязанностей на штатного сотрудника библиотеки. Позднее проведенное нами анкетирование библиотекарей, работающих в инициативном порядке с нашей библиотекой, показало: все 25 сотрудников из 25 ЦБС области имеют инвалидов в семье или среди близких родственников.
Сегодня специализированная библиотека для слепых — это высокопрофессиональный коллектив, который проходит учебу и стажировки не только на базе РГБС и тифлоинформационного центра «ЛОГОС», но и в других специализированных библиотеках России. Помимо специалистов библиотечного дела, это социальные работники, психолог, специалисты по работе с тифлотехникой, по работе с детьми. Высокий профессионализм основывается и на том, что в обычную библиотечную практику вошли: интернет, электронная почта, методы дистанционного образования, издание книг укрупненного шрифта, «говорящих» книг и по Брайлю. Имеющиеся возможности позволили взять на себя роль координирующего центра информационно-досуговой и культурно-просветительной реабилитации инвалидов не только в Калуге, но и в области.
Наша деятельность включает в себя несколько направлений. Кроме культурно-досугового, информационного и образовательного, мы занимаемся правовым просвещением инвалидов всех категорий. Но собственную базу создать мало. Необходимо перенести накопленный опыт работы в ЦБС и ДБ, дойти до каждого инвалида на селе. Этим и занимается наша библиотека. Здесь необходима координация действий, объединение усилий всех заинтересованных организаций, занимающихся социальной работой. В этом нас поддерживает Правительство области — на постоянной основе с нами сотрудничают департаменты социальной политики, науки и образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, городские и областные учреждения культуры. Так обеспечивается комплексный подход в решении проблемы обслуживания людей с ограниченными возможностями. Библиотека также входит в советы при губернаторе — по правам детей-инвалидов и по правам женщин.
Главным, по-прежнему, остается библиотечная работа с читателями. Для выявления читательских интересов в нашей библиотеке и ЦБС области проводится анкетирование читателей, детей, родителей, у которых есть дети-инвалиды. Это позволяет формировать книжный фонд, выявлять читательские интересы, их творческий и духовный мир.
Надомное, заочное обслуживание, практика бесплатной доставки литературы всех видов издания по почте помогает донести книги до самых отдаленных уголков нашей области. Благодаря этому библиотека обслуживает 2 тысячи читателей в год.
Издательский отдел библиотеки выпускает литературу краеведческого характера по Брайлю, «говорящие» книги, с укрупненным шрифтом, литературу на специальных носителях. На Всероссийских конкурсах репродуцированных изданий наши книги неоднократно дипломировались. Особое внимание уделяем изданию книг для детей и родителей, у которых есть дети с проблемами физического развития. Очень важная задача — издание книг и методических пособий для ЦБС и ДБ области.
Роль любой библиотеки в организации досуга и комфортного обслуживания людей с ограниченными возможностями достаточно велика. Но еще не все резервы изучены и используются в работе с этой категорией читателей. У нас одним из основных направлений в работе по социокультурной реабилитации является культурно-досуговая деятельность. Для этого при библиотеке создано 15 клубов по интересам — темами занятий или заседаний служат самые разнообразные увлечения наших читателей. Другое направление — творческое сотрудничество с 25 реабилитационными центрами города и области. С ними работает филиал нашей библиотеки, обслуживающий инвалидов всех категорий.
Все это стало подготовительным шагом к сотрудничеству с районными и детскими библиотеками по интегрированному обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Его мы начали с оказания разнообразной методической помощи. Хорошо зарекомендовало себя проведение различных научно-практических конференций, семинаров, на которых мы знакомили коллег из районов с опытом и возможностями нашей библиотеки. За последние три года наша библиотека провела в ЦБС и ДБ 6 научно-практических конференций и 23 региональных семинара.
От оказания методической помощи мы перешли к непосредственной практической работе. Прежде всего, по муниципальным образованиям области провели анкетирование интересующего нас контингента для выяснения его социального статуса, образовательного уровня, читательских интересов и потребностей. Это дало основу для передачи части нашего фонда на места. При ЦБС области уже действуют пункты выдачи книг и используются хорошо зарекомендовавшие себя формы библиотечной и клубной работы.
Помимо литературы мы обеспечили библиотеки муниципальных образований тифломагнитофонами, компьютерами, тифлотехникой. За последние несколько лет для читателей-инвалидов области при поддержке Правительства области было приобретено 600 тифломагнитофонов. На протяжении последних трех лет ежегодно выделяется 500 тыс. рублей на «говорящие» книги в сельские и районные библиотеки. Тифлотехника приобреталась также по каналам департамента социальной политики.
Улучшение материально-технической базы районных ЦБС и ДБ в работе с нашими категориями читателей позволило применять на местах новые для них формы работы. Одной из них может стать дистанционное образование — один из приоритетов нашей работы.
Вместе с тем, это будет способствовать улучшению правовой грамотности сельского населения. Работа нашей библиотеки со справочно-правовыми системами «Консультант Плюс» позволяет доводить до людей с ограниченными возможностями на местах интересующую их правовую информацию. Кстати, именно Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал одной из первых книг, выпущенных нашим издательским отделом. Он востребован сельскими читателями.
Стабильность нашей работы с ЦБС области обеспечена благодаря вниманию к социальной реабилитации инвалидов глав муниципальных образований, местных отделов культуры. Сегодня со всеми 25 муниципальными образованиями области заключены договоры о сотрудничестве, которые, по преимуществу, носят конкретный характер.
Таким образом, происходит хотя бы относительное выравнивание условий, имеющихся у нас, с условиями, которые существуют на селе.
Взаимодействуя с ЦБС области, мы создаем такую же систему работы с детскими библиотеками. Задача — социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания.
Сегодня работа с детьми — инвалидами для областной специальной библиотеки им. Н. Островского как центра психологической и социально-культурной реабилитации инвалидов всех категорий является важным и неотъемлемым направлением деятельности. В работе с детьми с ограниченными возможностями библиотека располагает большим потенциалом. Для юных читателей она предлагает возможности компьютерного клуба, интернет-кафе, клуба «Меломан», различных обучающих программ и заочных экскурсий. Проводятся викторины, конкурсы, беседы. Для родителей детей-инвалидов созданы центры социально-психологической реабилитации, тренинг-центр, работают клуб «Родительский ковчег» и клубы по интересам, проводятся консультации по правовым вопросам.
В распоряжении этой читательской категории — как и других — уникальный фонд «говорящей» книги, более 200 наименований специальной литературы для родителей и специалистов, 25 названий периодических изданий специального назначения, видеотека, медиатека, компьютерные игры, тактильные учебные пособия для незрячих людей, правовая программа «Консультант Плюс» и специально изданные книги по правовой тематике, методические разработки, справочно-библиографический аппарат, локальная компьютерная сеть, тифлотехника, множительная техника, книжные иллюстрированные выставки. Читатели с ограниченными возможностями обслуживаются на дому, а в районах области — «говорящими книгами» по почте. На дом выдаются также тифломагнитофоны и тифлоплейеры.
Создавая современную библиотеку для людей с ограниченными физическими возможностями, мы уделяли внимание, в основном, запросам и потребностям взрослого читателя. Но в марте 1996 г. мы приняли участие в работе Всероссийского совещания «Библиотеки и дети-инвалиды», организованного РГДБ и РГБС. На нем мы впервые столкнулись с проблемой обслуживания детей-инвалидов, поскольку для Калуги она была новой и соответственно никак не решалась. Если с инвалидами-взрослыми у нас уже проводилась определенная работа, то теперь библиотеке следовало определить и занять свое место в работе с детьми, начать первые шаги в деятельности по привлечению в библиотеку юного читателя, его социально-культурной реабилитации.
Как и все участники совещания, мы разделяли острую тревогу специалистов, экспертов, представителей государственных структур, всего общества в целом в связи с возрастающим количеством детей с отклонениями в развитии, недостаточным вниманием к проблемам их интеграции в среду сверстников, защите их гражданских прав и считали необходимым создать условия для информационно-библиотечного обслуживания детей с ограниченными возможностями. Особое внимание мы решили уделить родителям детей-инвалидов.
Для создания таких условий на практике было необходимо заняться координацией работы по библиотечному обслуживанию детей-инвалидов между библиотеками и всеми учреждениями, занимающимися проблемами детства на основе договора, совместных программ, планов деятельности. Нужно было налаживать и развивать связи с общественностью, средствами массовой информации, властными структурами для осознания обществом социально-педагогического характера деятельности библиотеки, в данном случае — специальной, ее возможностей в организации защиты интересов ребенка-читателя, ребенка-инвалида.
Проблемами детей, в частности детей-инвалидов, занимаются многие учреждения: органы социальной защиты населения, службы семьи, школы-интернаты для детей-инвалидов, психологические службы учебных заведений. Но в одиночку они не могут разрешить все проблемы, которые постепенно накапливаются. Медленно идет создание современной системы обучения детей с физическими и умственными ограничениями — в основном, в школах-интернатах, где идет отгораживание этих детей от здоровых сверстников. По-прежнему остается сложной проблема получения профессии. Плохо осуществляется информационное обеспечение проблем инвалидности.
К решению этих задач социальными учреждениями и организациями должна быть причастна библиотека. В последние годы специалисты в области библиотековедения стали уделять социальным аспектам библиотечной деятельности больше внимания, поскольку она, в принципе, выполняет социальные функции, находящиеся в зависимости от социокультурной ситуации, ожиданий читателей, от потребностей их социального развития.
Некоторые исследователи обращают внимание на то, что в дореволюционное и послереволюционное время публичные библиотеки играли роль не только просветительских учреждений, но и своеобразных социальных гостиных, обеспечивающих полезную организацию досуга, общения с другими людьми, возможность получить добрый совет и просто отдохнуть от житейских тягот. Нам оставалось вспомнить хорошо забытое старое и перенести его в современные условия, используя современные возможности.
Совместно с помощником губернатора области по правам детей, управлением социальной защиты города, департаментом образования и науки, департаментом социальной защиты области мы подготовили ряд методических рекомендаций по работе с детьми-инвалидами, проводим семинары, конференции, выездную учебу по проблемам инвалидности детей.
Участие в подобных мероприятиях ведет к взаимообогащению знаниями, стремлению применить новые позитивные моменты в своей работе. Хочется надеяться, что для сельских библиотекарей таким же импульсом послужит проведенная на базе областной библиотеки для слепых в Международный День защиты детей научно-практическая конференция «Библиотека для слепых — среда интеграции детей с ограниченными возможностями» совместно с РГБС и при поддержке правительства области. Ей предшествовала учеба детских библиотекарей на базе нашей библиотеки, а также знакомство с работой городского реабилитационного центра «Доброта».
Объединение усилий всех учреждений культуры, библиотек всех ведомств и, особенно, областных научных, на наш взгляд — сегодня самая важная задача. Каждая публичная библиотека должна стать центром социокультурной реабилитации и информационно-досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями. Именно об этом более 100 лет назад мечтала А. А. Адлер, тифлопедагог и книгоиздатель. Сделано в этом отношении нами немало. Но предстоит сделать еще больше.
Тема номера

№ 2 (308)'18
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы