Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (21)'04 - Детские библиотеки
Поздравляем с новорожденным!
Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ, кандидат педагогических наук

В семействе наших профессиональных журналов — пополнение. На нижегородской земле увидел свет новый журнал «Детское чтение». «Родители» — Министерство культуры области и Государственная областная детская библиотека (НГОДБ). Его появление именно здесь — не случайность. НГОДБ имеет большой опыт издательской деятельности. Под эгидой Ассоциации детских библиотекарей нижегородской области ряд лет издавался журнал «Детская библиотека». Он пользовался популярностью среди специалистов, был востребован. Издавая его, библиотека накопила опыт, сумела объединить усилия детских библиотек страны, выйти за рамки региона, сформировать авторское ядро.
Журнал «Детское чтение» самим названием перешагнул стены библиотеки. Детским чтением ныне озабочены не только библиотекари, но и издатели, воспитатели ДОУ, школьные учителя, родители, литературные критики, культурологи, писатели. Как сказал член редколлегии журнала, писатель Владимир Ануфриев: «Если сегодня те, кто пишут настоящие, добрые книги для детей не найдут доступа к читателю со своими произведениями, я буду бояться услышать новости завтрашнего дня». Проблема детского чтения из частной переросла в государственную. И создание специального журнала стало необходимостью.
Старейший библиограф РНБ И. Н. Тимофеева, автор энциклопедии для родителей «Что и как читать вашим детям от года до десяти», назвала выход в свет нового журнала знаменательным событием. «Журнал касается самых важных вопросов: что и как читают наши дети, что здесь хорошо и что плохо, как улучшить дело. При всей присущей журналу как виду издания мозаичности, фрагментарности все подчинено раскрытию этого стержня, на котором зиждется весь материал».
Название «Детское чтение» ко многому обязывает. Напомним, что одноименный журнал выходил в Петербурге с 1869 г. и просуществовал почти 50 лет. Это было ежемесячное иллюстрированное издание, адресованное родителям и воспитателям. В нем публиковались художественные и познавательные произведения для детей, игры, задачи, фокусы и другой развивающий материал, которым можно было непосредственно занять детей. С журналом сотрудничали известные русские писатели — Мамин-Сибиряк, Куприн. Каждый номер включал аннотированный библиографический указатель вновь вышедших лучших книг для детей, имел бесплатное книжное приложение для семейного чтения и «Педагогический листок», где публиковались статьи для учителей.
Вышедший ныне первый номер одноименного нижегородского журнала осознанно или неосознанно во многом развивает традиции своего предшественника, хотя и отличается от него по замыслу, структуре, адресату. Роднит их главное — направленность на формирование средствами книги личности ребенка. Ключевые слова — «воспитание», «развитие», «поддержка». Разговор касается не столько того, что и в каком количестве читают дети, но и как книга живет в сознании детей, как влияет на их мировоззрение, как проявляет себя в поведении и во взаимоотношениях с людьми. На вопрос, должна ли библиотека заниматься стимулированием чтения, печься о духовном здоровье нации, журнал всем своим пафосом отвечает «да».
Главную задачу журнала издатели видят в раскрытии путей и методов приобщения юного поколения к книге, чтению. Они надеются, что на его страницах найдут отражение новые направления, интересные идеи и проекты, значимые события библиотечной жизни, материалы о талантливых библиотекарях, их любимых книгах и читателях.
Первый номер стал хорошей заявкой на доброкачественное, социально значимое издание. Его многочисленные рубрики, обеспечивающие разносторонний охват материала, пронизывает одна цель, сформулированная методической службой НГОДБ: «Вывести детское чтение за рамки узко профессиональных ценностей библиотекарей и продемонстрировать обществу возможности чтения в интеллектуальном, творческом развитии детей, в образовательном процессе и жизненной ориентации школьников».
В первом номере журнала более 30 публикаций. Мы не можем отразить здесь все его содержание, но отметим, что многие из них носят исследовательский характер, призывают к размышлению. В частности, поднимается проблема создания «Модельных библиотек» как экспериментального звена в деле совершенствования библиотечного дела на местах. Первостепенное внимание уделяется сельским библиотекам, в частности, изучению социального портрета современного сельского читателя-подростка. Статья главного библиотекаря НГОДБ А Н. Лебедевой, посвященная исследованию ряда сельских библиотек области, может служить образцом интерпретации и тщательного анализа материала, что особенно трудно дается практикам.
Пожелаем новорожденному долгих лет творческой жизни. И напомним: как бы сильна ни была библиотека, без поддержки и деятельного участия главных социальных институтов воспитания решить проблему детского чтения вряд ли ей удастся. Здесь надо действовать всем миром.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы