|
Научная публикация — онлайн
Светлана Анатольевна Алашеева,
аспирант кафедры библиографии Самарской государственной академии культуры и искусств
Проблемы публикации научных работ вузовскими издательствами последние годы активно обсуждаются в сообществе немецких ученых. Развитие информационных технологий позволило использовать принципиально новые пути распространения научной мысли.
Традиционно немецкие ученые публиковали свои работы в известных научных издательствах и журналах, посредством которых можно не только распространять информацию, но и обеспечить тщательное рецензирование (как правило, анонимное), редактирование и подготовку научных работ к печати. Это помогает читателям лучше ориентироваться в океане научной литературы, дает уверенность в достоверности опубликованных данных, а авторам позволяет углубить знания в рассматриваемой области. Публикация в престижном издании способствует и карьере автора. Но печатные издания имеют и недостатки — высокая стоимость, как для издателя, так и для читателя, немалое время подготовки к печати, которые вынуждают обратиться к иным способам распространения научной мысли.
Следствием развития и распространения современных информационных и коммуникативных технологий, а также библиотечного кризиса в Германии стали рекомендации Ученого совета в 2001 г. по созданию собственных вузовских издательств.1 В ФРГ наблюдался рост цен на специальные периодические издания при одновременном снижении финансирования сферы образования. В результате «разнообразие и качество научной литературы находится под угрозой, и необходимо активное развитие альтернативных форм научных публикаций».7 На конференции ректоров вузов в 2002 г. отмечено, что часть задач по развитию научных коммуникаций будет выполняться вузовской библиотекой. Например, она должна будет предоставлять преподавателям вуза возможность доступа к электронным научным публикациям и размещения своих материалов на онлайн-сайте вуза. Библиотеки должны содействовать процессу создания системы публикации научных работ и в случае необходимости перераспределять собственные ресурсы.
Создание собственной издательской инфраструктуры (печатные издательства и онлайн-сайт с доступом к научным работам) позволит немецким исследователям быть менее зависимыми от частных издательств. Несмотря на то, что электронная публикация требует дополнительных материальных и трудовых затрат вузов или исследовательских учреждений, созданию вузовской издательской системы должно уделяться особое внимание. Электронные публикации должны существовать наравне с печатными и способствовать распространению научного знания в обществе. Владельцы небольших частных издательств негативно относятся к планируемым нововведениям, считая, что это может привести к их банкротству.6 Эти опасения пока не подтверждаются.
На конференции ректоров высшей школы также были высказаны опасения, связанные с созданием в высшей школе «альтернативных способов публикации научных работ». Отмечается, что «научная репутация исследователя по-прежнему зависит в первую очередь от того, где и сколько раз были публикации на страницах «хороших» журналов с высокой репутацией или в известных книжных издательствах». Поэтому так важно «наряду с развитием альтернативных форм публикации одновременно содействовать новым формам экспертизы и контроля».5
Последние рекомендации научного совета 2001 г. вызвали со стороны библиотечных работников оживленный интерес к вузовским издательствам. Тогда существовало немного известных примеров вузовских издательств — например, Ольденбурга, Веймара, Касселя, Раш. В феврале 2002 г. в издательстве Касселя собрались 60 представителей из 40 немецких вузов для оценки результатов работы издательства.
Вузовское книгоиздание имеет целый ряд характерных особенностей. Не учитывая основные из них, невозможно создать в вузе эффективную организационную систему издания книг:
• университеты, как правило, финансируют издательства, которые не могут работать, ориентируясь на прибыль. Издательства являются частью университета и часто включены в состав университетской библиотеки;
• в тематических планах вузовских издательств преобладают диссертации, тезисы докладов конференций, научные работы преподавателей вуза, то есть данный тип охватывает маленький сегмент всей издательской продукции;
• контроль качества осуществляется, как правило, редакторским советом, состоящим из преподавателей высшей школы. Это своеобразная форма экспертизы, так как вузы хотят публиковать только высококачественные работы;
• сегодня не редкость, когда вузовское издательство может предложить более широкий спектр услуг, чем частное издательство. Здесь имеется в виду не только печатная форма публикации, но также и онлайн-публикация, долговременное архивное хранение электронных документов, предоставление электронного адреса для размещения публикации на сервере.
Для многих авторов и издателей в ФРГ публикация в немецком вузовском издательстве будет в большинстве случаев только вторым по качеству решением. Публикация диссертационной работы требует со стороны автора значительных финансовых вложений. Чем престижнее издательство, тем выше стоимость его услуг. Частные издательства самостоятельно определяют тематику и авторов издаваемых книг, а также их объемы и тиражи. Условия рынка заставляют их рассчитывать себестоимость и итоговую стоимость напечатанного произведения, его окупаемость, определять направления и способы реализации издания. И не всегда условия, предложенные частным издательством, устраивают исследователя. Тогда он пробует публиковаться в других издательствах, в том числе и вузовских.
Длительное время «серая» литература существовала как альтернатива официальной печатной публикации. Как правило, «серая» литература может в больших объемах храниться в исследовательских и учебных заведениях, и ее обзор отсутствует даже в собственной библиотеке. Нередко именно такие работы имеют очень большое значение для узкой профессиональной сферы деятельности.
Новая система публикации научных работ в электронном виде ускорит обмен информацией, будет способствовать проведению плодотворных научных дискуссий, позволит более экономно расходовать финансовые средства. Требования к научным работам будут гибкими, чтобы гарантировать их быструю публикацию на сайте, но достаточно твердыми, чтобы защитить базу данных от неподходящих статей. Основные преимущества новой системы публикации научных работ: свободный доступ, широкие возможности оформления рукописей, быстрое распространение научной информации, снижение стоимости публикации научных работ, возможность проведения дискуссий и обсуждения опубликованных работ. Большую обеспокоенность среди научных работников вызвала проблема контроля качества научной информации, размещаемой на сайте.
Для развития коммуникаций между учеными и распространению научной информации на конференции ректоров вузов были предложены следующие решения.
1. Вуз должен содействовать развитию структуры публикации на сайте учебного заведения:
• кооперация и тесное сотрудничество между библиотекой и вычислительным центром вуза, что будет способствовать развитию научно-исследовательской работы;
• необходима финансовая поддержка как со стороны правительства ФРГ, так и со стороны руководства высших учебных заведений для успешного развития собственной издательской структуры.
2. Сайт вузовского издательства должен объединять учебные заведения и исследовательские центры на основе смежности профессиональной сферы деятельности.
3. Издательство и сайт в настоящее время являются областью дотаций, но их планомерное развитие позволит стать самоокупаемыми предприятиями и даже приносить прибыль.4
Один из самых важных факторов для успешного внедрения новых элементов системы публикации научных работ в ФРГ — это готовность самих авторов отдавать приоритет собственным вузовским издательствам и публикациям в онлайн. Но процесс изменения сознания исследователя еще только начинается. И причина этого, прежде всего, — устоявшиеся правила, которые определяют репутацию исследователя в научном мире: величина тиража издаваемой работы, престижность издательства и научных журналов, число публикаций в «хороших» журналах т. п. Исходя из этого, очевидно, что значимость работы для научного прогресса играет второстепенную роль, а на первое место выдвигаются формальные факторы. На конференции ректоров вузов было отмечено, что невозможно точно предсказать последствия сегодняшних изменений. На вузовскую библиотеку ложится новое бремя обязательств, которые она, возможно, будет не в состоянии выполнить. Потенциальные пользователи библиотеки все чаще удовлетворяют свои информационные потребности с использованием коммуникационных сетей, в том числе интернета, а не в библиотеке. Именно поэтому ей так важно не упустить свой шанс и укрепить свою основную функцию поддержки научно-исследовательской работы.
Вузовские издательства не должны конкурировать между собой на растущем рынке книжной продукции. Они должны тесно сотрудничать и кооперировать свои усилия, прежде всего в области стандартизации, что будет способствовать развитию коммуникационных связей в науке независимо от условий рынка. Эти идеи новы не только для вузов, но и для всей издательской сферы. В скором времени вузовские издательства будут появляться на всемирно известных книжных ярмарках в Лейпциге и Франкфурте-на-Майне.
1 Empfehlungen zur digitalen Informationsversorgung durch Wissenschaftliche Bibliotheken. — Koln: Wissen-schaftsrat, 2001.
2 Forum Zeitschriften (GeSIG ) E-Only — Besser und billiger? — Veranstaltung auf der Frankfurter Messe am 14.10.2003 // Bibliotheksdienst. — 2002. — C. 1628.
3 Gradmann, Stefan: German Academic Publishers: Ein Vernetzungsprojekt fur akademische E-Verlage // Bibliotheksdienst. — 2002. — C. 857—872.
4 Halle A. Wissenschaftliche Publikationskultur und Hochschuleverlage // Zeitschrift fur Bibliothekswesen und Bibliographi. — 2003. — № 5. — C. 243—250.
5 Neuausrichtung des Informations und Publikationssystems der deutschen Hochschulen. — Bonn: Hochschulrektorenkonferenz, 2002.
6 Roosendaal, Hans E.; Geurts, Peter A. T. M.; Vet, Paul E. van der: Eine neue Wertschopfungskette fur den Markt der wissenschaftlichen Information? // Bibliothek. — 2002. — Nr. 2, C. 149—153.
7 Zukunft der wissenschaftlichen und technischen Information in Deutschland: Schlussbericht / Arthur D. Little im Auftrag des Bundesministeriums fur Bildung und Forschung. — Berlin: BMBF, 2002.
|
|