Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Магазин re store отзывы негативный отзыв о store сайт отзывов.
Архив журналов - № 1 (25)'05 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Оптимизация&автоматизация
Александр Сергеевич Карауш,
заместитель директора по информационным технологиям Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска,
кандидат технических наук

О стратегии и проблемах развития библиотечных подразделений, внедряющих информационные технологии, — в беседе с А. С. Караушем, заместителем директора
по информационным технологиям Муниципальной информационной библиотечной системы (МИБС) г. Томска.

— Александр Сергеевич, какую роль играют информационные технологии (ИТ) в работе муниципальных библиотек Томска? Можно ли говорить, что их влияние на основную деятельность библиотек увеличивается? Возрастает ли, в связи с этим, статус отдела ИТ?
— Это вопрос многозначный, и ответов может быть несколько. Но, не смотря на это, первичными являются процессы, обеспечивающие основную деятельность библиотек или подразделений, а отдел новых ИТ — это именно обеспечивающее подразделение. Задачи перед ним ставят руководители других отделов. Мало кого должна волновать низовая часть информационной системы (серверы, каналы связи, системное обеспечение и т. д.). Важны функциональные и технологические особенности конкретной библиотеки и системы библиотек. И здесь заложена главная оценка работы подразделения ИТ со стороны развития работы библиотек. Именно от эффективности использования ИТ в каждой библиотеке системы — с учетом особенностей пользователей обслуживаемого района, квалификации работников, состояния инфраструктуры — зависит оценка работы отдела ИТ. Сейчас же мы видим картину, когда инженерные задачи построения информационных сетей библиотек и валовые показатели автоматизации считаются основными для развития. Но как показывает практика, количество не успевает перейти в качество по причине устаревания техники и «текучки» кадров.
— Каким образом вырабатывается стратегия развития ИТ в МИБС Томска, насколько она связана с общей стратегией развития библиотек?
— В общем понимании стратегии развития ИТ у нас не существует. Есть стратегия развития МИБС, есть среднесрочные (2—3 года) планы развития каждой библиотеки системы, есть среднесрочные планы развития отдельных направлений технологий. Библиотеки слабо интересуются моделями, методами и способами решения проблем ИТ, что и является составной частью классической стратегии ИТ. Есть технологические задачи, и они должны решаться во вполне конкретные сроки. Это главное. На этом и основываются среднесрочные планы развития. Вообще говоря, такой подход характерен не только для библиотек, но и для бизнеса в целом, а когда заходит речь о стратегии, то здесь происходит просто подмена понятий. В ряде случаев делается попытка выдать развитие информационного направления как единственного, и беда многих руководителей библиотек, что они поддаются соблазну «всеобщей автоматизации» в ущерб развитию традиционных направлений деятельности.
— Привлекались и привлекаются ли к разработке стратегии развития ИТ внешние по отношению к библиотеке консультанты или над этим работает только отдел информационных технологий МИБС?
— Внешние консультанты ИТ-стратегии у нас пока не привлекаются. В этом нет смысла. Таким консультантам надо хорошо заплатить, потратить на них уйму времени, рассказать, о текущем состоянии ИТ и о планах развития не только конкретной библиотеки, но и региона в целом. Они не знают и никогда не узнают о принципах управления, принятия внутренних решений, как проводить в жизнь затраты на развитие ИТ-инфраструктуры, особенно в части общесистемной, с чем библиотеки напрямую не сталкиваются. Со стороны можно легко предложить кучу отличных идей и планов, при этом не неся никакой ответственности за их реализацию. Я считаю, что ИТ-стратегия и долгосрочные планы развития ИТ для основных направлений деятельности — это дело заместителя директора по ИТ и заведующего отделом ИТ. И если они не в состоянии все это сформулировать, то их следует менять. Складывается ситуация, когда в библиотеках руководители ИТ-направлений не только не влияют на путь развития библиотек, но даже не пытаются этого делать, решая лишь инженерные задачи. При этом технологические вопросы долго остаются без решения, что накладывает свои коррективы на сроки и направления применения ИТ в целом. Можно привести массу примеров, когда решение частных вопросов технологий библиотек «переваливается» на работников отдела каталогизации, комплектования или разработчиков автоматизированных систем. При этом делается попытка обосновать неспособность отдела ИТ решать технологические задачи библиотеки. Для исправления перекосов в развитии ИТ в сторону инженерных задач создаются отделы информационных библиотечных технологий. Подобные подразделения должны обеспечить цепочку «направление работ»— «техническое задание»—«технологическое решение».
— Александр Сергеевич, рассматриваете ли вы возможность передачи части работ внешним компаниям на аутсорсинг? Какие проблемы препятствуют этому процессу?
— В настоящий момент мы расширяем использование аутсорсинга в наших библиотеках. Проблем несколько, но основные — надежность партнеров и качество работ. Согласно заверениям, все готовы, все проблемы их проходят стороной, а как доходит до практической работы, то выясняется, что один заболел, другой в отпуске, третий в командировке, у четвертого канал связи исчез... И все встало. К сожалению, компании, предлагающие аутсорсинг, не строят систему поддержки решения, а ориентируются на одного или двух человек, готовых решать конкретные проблемы. А если люди отсутствуют, то нет и решения. Однако есть вопросы, которые не планируется передавать на аутсорсинг: это внутренняя безопасность, администрирование внутренних баз данных, и ряд других. Хочу заметить, что список задач для аутсорсинга определяется возможностями регионального рынка услуг. И если там нет конкретных людей, способных вести работу по обслуживанию библиографических баз данных, то таких людей придется растить самим, и предлагать их на рынок библиотечного программного обеспечения в качестве возможных внешних консультантов. Что у нас уже неплохо, кстати сказать, получается.
— Требуют ли новые задачи информатизации увеличения затрат? Какие задачи по информатизации стоят на повестке дня сегодня? Что уже решено и является предметом гордости для МИБС Томска?
— Вся беда в том, что содержание ИТ-инфраструктуры, как и отделов внутреннего технологического обеспечения, — это затратная часть для бюджета библиотек. Прямых доходов нет, есть только расходы. А затраты постоянно растут: новые требования по обработке влекут дополнительные затраты, новый программный продукт — затраты, новое оборудование — тоже затраты.
К первоочередным можно отнести задачи организации доступа пользователей к информационным массивам библиотек МИБС из любой точки присутствия. В этом направлении решено многое: создана распределенная технология взаимного тиражирования электронных каталогов Relication, дублирование баз данных для использования в локальных сетях библиотек-филиалов, что увеличивает скорость доступа и снижает требования к качеству каналов связи. Подготовлены программные продукты и базы данных для локального использования, например CD-ROM версия Электронного каталога МИБС. Кроме того, мы занимаемся совершенно несвойственной для муниципальных библиотек деятельностью — научной. Делать это нас заставляет ситуация на рынке услуг консалтинга и реальное положение дел с развитием автоматизированных библиотечно-информационных систем. В МИБС много работают над созданием и внедрением новых форм и моделей деятельности. В рамках работы по информатизации защищена кандидатская диссертация по теме «Модель корпоративного создания и тиражирования электронных каталогов библиотек». Можно продолжить и дальше.
— Какое место в стратегии развития ИТ занимают в МИБС интернет-технологии? Как вы оцениваете перспективы развития интернет-технологий в библиотеках МИБС?
— Интернет стал составной частью нашей жизни и работы библиотек. Хотя не во всех библиотеках МИБС возможно подключение к интернету из-за удаленности и огромной стоимости подключения. Есть внутренние технологические решения, где интернет является основой системы, например, «Web-каталогизатор» (обеспечение доступа каталогизаторов из дома к электронному каталогу с использованием интернет-технологий). А может выполнять вспомогательную роль — организация каналов связи между библиотеками-филиалами. Главное, чтобы интернет-технологии не были «сами для себя», а работали на развитие технологий основной деятельности библиотек. Не стоит обманывать себя, что интернет поможет библиотекам заработать много дополнительных средств. Скорее он отвлечет «горячие головы» на задачи «самозанятости», напоминая процедуру «кровопускания» в средние века для уменьшения давления.
— Сейчас модно говорить о комплексных системах информатизации. Возможно использование единой информационной системы, обеспечивающей всесторонне автоматизацию библиотеки, или интеграция нескольких независимых приложений в рамках одной системы. Какой из этих подходов вам ближе и почему?
— Различные направления работы библиотек развиваются не синхронно, есть традиционные (книговыдача), есть новые (электронная доставка документов, удаленное и распределенное обслуживание). Соответственно, не может быть одной-единственной универсальной автоматизированной библиотечно-информационной системы, которая могла бы покрыть все возможные виды деятельности. Единственный путь — это интеграция независимых приложений (лоскутная автоматизация). Я в этом не вижу ничего страшного. Главное, чтобы данные в электронных каталогах были качественные с точки зрения предмета — библиотечного дела. Кроме того, не стоит забывать о том, что требуется хоть какая-то экономическая эффективность от применения ИТ. К сожалению, во многих случаях происходит лишь раздувание бюджетов библиотек для приобретения новой техники, которая, повторюсь, устаревает, так и не избавившись от упаковки.
— Александр Сергеевич, а какая часть потребностей МИБС в автоматизации технологических процессов уже сегодня удовлетворена на ваш взгляд?
— Очень сложный вопрос. Вряд ли это можно подсчитать. Так как потребуется сначала определить, что такое автоматизированный технологический процесс. Можно говорить о конкретных информационных продуктах библиотек, а можно — об отчете для вышестоящей организации, сделанном на компьютере. По сути это разные вещи. Хотя формально и то и другое называется автоматизированным технологическим процессом. Перед отделом ИТ и руководством направления информатизации постоянно стоят задачи оптимизации уже существующих, и автоматизации новых технологических процессов библиотек. Причем зачастую первое намного сложнее второго.

Беседовал Андрей Серов
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы