|
Реабилитация инвалидов
Мария Павловна Коновалова,
директор Калужской областной библиотеки для слепых им. Н. Островского
Проблема реабилитации инвалидов и некоторые пути ее решения как социального явления на примере Калужской области раскрывают роль специальных библиотек в этой сфере.
Мировой опыт цивилизованного развития общества показывает, что высокий уровень жизни в высокоразвитых странах достигается за счет широкого использования современных научных технологий. Разрабатывать, осваивать и эксплуатировать могут только люди высокой квалификации. В развитых странах высок и образовательный уровень.
Одним из основных звеньев современного образования являются библиотеки — они должны отвечать современному уровню: оснащаться фондами и информационными системами, иметь выход в интернет. Значительная часть населения не может приобрести компьютер, купить справочную, учебную или научную книгу. И тогда библиотека остается единственным источником информации. Особенно это касается инвалидов.
Рассмотрим некоторые проблемы и пути их решения на примере деятельности Калужской областной библиотеки для слепых.
В настоящее время в регионе есть ряд объективных проблем:
• нереализованная потребность слепых людей в социальной реабилитации;
• недостаточность координации деятельности учреждений культуры, социальной сферы, здравоохранения и образования;
• социальные и реабилитационные организации недостаточно приближены к инвалидам, а социальные службы, в большинстве своем, действуют независимо друг от друга;
• отношение общества к инвалидам не всегда соответствует остроте стоящей проблемы;
• недостаточность выделяемых государством средств для создания материальной базы, будь то социальная сфера или учреждение культуры;
• главное, при крайней необходимости для инвалидов, в регионе не существует специализированных библиотек или же других культурно-досуговых учреждений, кроме библиотеки для слепых и слабовидящих.
Учитывая эти проблемы, современная региональная библиотека для слепых должна рассматриваться как важная составная часть большой системы, которая обязательно должна включать в себя органы управления социальной защиты, культурно-просветительские и социальные учреждения, ЦБС, научные, школьные, детские библиотеки, специализированные дошкольные и школьные учреждения, а также научно-исследовательские институты, вузы. В зависимости от того, какое место сможет занять специальная библиотека, можно говорить о ее роли и участии в социальной реабилитации.
Еще в XIX—XX вв. публичные библиотеки играли роль не только просветительских учреждений, но и своеобразных социальных гостиных, где можно было общаться с другими людьми, получить добрый совет и просто отдохнуть от житейских забот. Нам следует вспомнить хорошо забытое старое и перенести его в современные условия, используя новейшие информационные технологии.
Задачи нашей библиотеки менялись в разные годы. Она открылась в 1955 г., и у первого ее директора основной была забота об электрическом освещении, дровах, отоплении (кстати, библиотека и сейчас располагается в здании, которому более 130 лет). Задачей второго директора стало создание книжного фонда, формирование круга читателей, с которыми работала библиотека. Она тогда выполняла функции традиционного библиотечного учреждения со стандартным набором услуг.
За последние 15 лет в нашей стране кардинально изменились государственное устройство и общественные условия. Изменения претерпела и библиотека. При выработке концепции ее сегодняшнего развития мы исходили из того, что она должна играть ведущую роль в информационном обслуживании людей с ограниченными возможностями на основе созданной и внедренной у нас системы обслуживания, как в областном центре, так и в районах области.
Областные библиотеки для слепых при соответствующей организационной работе могут и должны стать региональными центрами в системе социокультурной реабилитации как инвалидов по зрению, так и всех других категорий.
Для воплощения этой идеи в российских региональных библиотеках впервые создана оптимальная структурно-функциональная модель регионального центра социокультурной реабилитации. Ее эффективность подтверждена на практике работы Калужской областной библиотеки для слепых (ее презентация состоялась на Х Конференции в Крыму). Структурно-функциональная модель должна составляться с учетом местных условий и корректироваться в соответствии с достигаемыми результатами, что мы и стараемся осуществлять у себя.
К сегодняшнему результату мы шли более 10 лет. Неоценимую помощь получили от РБА, Секции библиотек для слепых, Ассоциации библиотек Москвы и Петербурга, ведущих специальных библиотек России — РГБС, Петербурга, Твери, Ставрополья, Новосибирска, Тулы, Башкирии, Карелии, Н. Новгорода и др. Участие в организованной на базе РГБС и в региональных специализированных библиотеках учебе, командировки для изучения передового опыта, имеющегося у коллег, помогли нам создать собственную модель обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями. Специалисты Московского университета культуры и искусств помогали нам ценными советами и рекомендациями. Мы участвуем в тридцати международных конференциях, посвященных работе с людьми, имеющими физические ограничения. Познакомились и с опытом работы с инвалидами в Библиотеке Конгресса США, библиотеках Финляндии, Китая, Испании, Болгарии, Таиланда. Все положительное стараемся применять по мере возможности и с учетом условий нашей области.
В организации работы по социокультурной реабилитации помогло принятие Калужского регионального Закона «О библиотечном деле», где прописаны права наших читателей. Нас поддерживают властные структуры области и города — правительство области, министерства здравоохранения и социальной политики, образования, культуры и спорта. Так обеспечивается комплексный подход к данной теме.
Остановимся подробнее на отдельных практических аспектах социально-культурной деятельности библиотеки. Прежде всего, это анализ чтения читательской аудитории, выяснение ее состава, запросов и интересов. Мы не только составили портрет нашего конкретного читателя, но и более четко уяснили, что он хочет получить от библиотеки и что библиотека может ему предложить. Анализ чтения (мы разработали 8 анкет) помог при организации работы с инвалидами в 25 районах области, которая до недавнего времени не проводилась.
Сегодня специальная библиотека является консультационно-методическим центром по работе с инвалидами для ЦБС и ДБ области. Для коллег она организует на своей базе семинары, научно-практические конференции и другие виды учебы. Только за последние три года мы провели 6 научно-практических конференций и 32 региональных семинара. Традиционными стали выезды специалистов библиотеки не только в районы области, но, что гораздо важнее, и на село. Эта информационно-методическая и профессиональная помощь стала возможной благодаря пониманию и поддержке на местах — как от зав. отделами культуры, так и от библиотекарей. Именно местные учреждения культуры стали инициаторами организации досуга людей с ограниченными возможностями — они объединили социальный блок, интеллигенцию села для их социокультурной реабилитации, став ее мозговым центром.
Еще один аспект — формирование востребованного книжного фонда. Причем это не только плоскопечатная литература, книги укрупненного шрифта и по Брайлю, но и «говорящие» книги, литература на электронных носителях. Фонд нашей библиотеки сегодня доступен читателям всех районов. Надомное, заочное обслуживание, практика бесплатной доставки литературы всех видов издания по почте позволяют охватить вниманием читательскую аудиторию в самых отдаленных уголках области (есть автомашина — подарок правительства области). Благодаря этому библиотека обслуживает более 3 тысяч читателей. Последние годы правительство области выделяет 800 тыс. руб. на комплектование (из них 500 тыс. руб. на «говорящую» книгу).
За последние три года штат сотрудников нашего коллектива увеличился в два раза — это позволило создать отдел автоматизации, методический отдел, открыть три новых филиала, издательский отдел.
Одним из основных направлений работы в реабилитационной деятельности мы считаем организацию досуга и комфортного обслуживания наших читателей. Это проявляется в работе клубов по интересам и досуговых объединений, созданных при библиотеке.1
Работа с детьми-инвалидами также является для нас одной из приоритетных. На территории области расположено свыше десятка детских реабилитационных центров и оздоровительных учреждений. Наиболее показательным можно считать созданный на базе Мещовской специализированной школы для слепых филиал нашей библиотеки. При нем созданы все условия для развития творческих способностей и проведения реабилитационных мероприятий для детей.
В сотрудничестве с Калужским научно-исследовательским институтом телемеханических устройств библиотека участвует в разработке первой отечественной портативной машинки для печати шрифтом Брайля, ведутся работы по принтеру Брайля. В решении возникающих вопросов по созданию тифлотехники и автоматизированных рабочих мест неоценимая помощь оказывается специалистами этого института.
Работа по социокультурной реабилитации ведется в неразрывном творческом сотрудничестве с областной организацией общества слепых. Все идеи, начинания не только принимались, но и поддерживались, все трудности и радости мы делили пополам.
Неизгладимые впечатления остаются от творческого сотрудничества с коллективом МНТК. Доброе слово, человеческое участие, помощь и поддержка обспечены во всех наших делах, будь то учеба, профессиональные командировки, диагностика, лечение или проведение любого форума.
Еще одно важное направление — повышение правовой грамотности читателей специальной библиотеки (библиотека и ее филиалы 8 лет работают со справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс»).
В заключение отметим, что уже 5 лет в библиотеке проходят практику студенты социальных факультетов вузов Калуги. Именно в Калужском университете социальных отношений и при институте социальных отношений впервые появились пункты выдачи литературы и организованы рабочие места для студентов с ограниченными возможностями. Взаимодействие с вузами стало нормой для библиотеки.
1 Подробнее см. журнал «Библиотечное Дело» № 9 (21), с. 4—6.
|
|