Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (32)'05 - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Думайте перпендикулярно!
В далекие школьные годы мой учитель истории призывал «Думайте! Думайте перпендикулярно!». Эти слова были адресованы ученикам, пытавшимся ответить на его непростые вопросы вялыми цитатами из учебника.
Умение мыслить «перпендикулярно» в роду человеческом является качеством сколь редким, столь же необходимым для общественного прогресса. Людей, видящих мир « не как все», называют по-разному — революционерами, пассионариями, диссидентами, иноходцами. Бесспорно одно — без них «засохла б нива жизни».
Закономерен вопрос: можно ли научить человека неординарному способу мышления, или это свойство присуще ему имманентно или получено в качестве подарка от Бога?
Рискну предположить, что пассионарности обучить невозможно, но существуют определенные методики, позволяющие человеку преодолеть привычные стереотипы мышления и поведения, научиться «иновидению» самого себя и окружающего мира. Выражаясь современным языком, существуют тренинги, добивающиеся с помощью концентрированного, интенсивного обучения раскрытия резервных возможностей психики, способствующие получению нового знания и навыков. Становление тренингов на отечественной почве прошло несколько этапов.
В 1990-е годы, когда встала задача «перевода в короткий срок народного хозяйства на капиталистические рельсы», в тренингах видели едва ли ни единственную панацею изменения общественного сознания. Дядюшка Сорос (разумеется, не бескорыстно) тратил огромные средства на демократизацию наших умов и овладение азами рыночной экономики. Это было одним из звеньев его глобалистской концепции построения однополярного мира. И повсеместное проведение интенсивных курсов хорошо подготовленными за рубежом специалистами стало едва ли не главным механизмом реализации этой идеи.
Результат, как говорится, налицо. За десятилетие в стране произошли разительные перемены. Сформировалось новое поколение целеустремленных напористых управленцев, сумевших поставить и удерживать свой бизнес в непростых экономических условиях. Наиболее мобильные и открытые новому знанию «ветераны» смогли перестроиться, приспособиться к новым условиям и тоже кое-чего достигнуть в своем деле. Да, мы научились думать ПО-ДРУГОМУ, но не научились думать ИНАЧЕ!
Это стало очевидно, когда капитализм победил в одном «не отдельно взятом государстве». Когда неизбежно встал вопрос: «А что дальше?».
А дальше выяснилось, что специально обученным менеджерам некем управлять. Брать на работу приходилось сотрудников, не владеющих правилами игры в рыночных условиях, не признающих принципов корпоративной этики, лишенных гибкого и вариативного мышления, не умеющих ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. Не в меньшей степени, чем в бизнесе, эта проблема возникла в государственной, бюджетной сферах, где вопрос стоял не о том, как жить лучше, а как элементарно выживать. Оказалось, что находить деньги, «договариваться», улаживать непростые отношения с властью, чиновниками и партнерами умеют далеко не все. И взоры вновь обратились в сторону тренингов — помогите, научите, подскажите. Общественные запросы из идеологической области переместились в базисную, производственную. Есть спрос — будет и предложение. На рынке появилась новая услуга — тренинги «под заказ»: под конкретную ситуацию, конфликт в коллективе, кадровые проблемы. И вот на этом пути многих руководителей ждало разочарование — далеко не всегда даже опытным тренерам удавалось «разрулить» ситуацию, которая складывалась годами.
Тренеры, столкнувшиеся с «особенностями национальной охоты», где даже большие деньги не являются мотивацией для добросовестной работы, стали терять оптимизм, а тренинги, постепенно утрачивая свой заграничный лоск, грозили превратиться в очередные рутинные курсы повышения квалификации.
Главная беда заключалась в том, что эта услуга была плохо позиционирована для российских клиентов, которые так и не поняли, зачем им тренинги — то ли это наказание для нерадивых сотрудников, то ли повод для корпоративной выпивки…
На рынке тренерских услуг образовалась и проблема так называемой «контрафактной продукции», когда под модной вывеской расположились конторы типа «рога и копыта». Свои услуги предлагают всевозможные «президенты ассоциации Валеологии и телесноориентированной психотерапии», «признанные члены (академики) Международной академии проскопических наук имени Мишеля Нострадамуса», «выдающиеся парапсихологи с мировым именем, создатели и популяризаторы принципиально нового научного направления Психоэнеросуггестии — бессловесной формы воздействия на любую среду»… и прочая. Расширился и репертуар предлагаемых методик от «постановки практического маркетинга на предприятии» до «космоэниопсихологии и духовной культуры».
Весь этот хаос с неизбежностью породил вопросы «А что такое вообще эти тренинги? Чем они отличаются от других форм обучения?» и «Если тренерами не рождаются, то как ими становятся?».
В такой ситуации выход книги Марии Чуркиной и Натальи Жадько «Тренинги для тренеров на 100%» стал как нельзя более своевременным.
Здесь есть история вопроса, определение понятий, реальные советы и рекомендации, подкрепленные солидной теоретической подготовкой авторов и их обширной длительной практикой. Но главное ее достоинство не только в этом. Ненавязчиво и мягко, немного даже иронично, книга учит читателя «думать перпендикулярно», вызывает на внутреннюю полемику с авторами, которая всегда является предтечей принятия серьезных и взвешенных решений.

Книга поступила в продажу. Возможно сделать предварительный заказ книги в интернет-магазине на www.alpina.ru.
Курьерская доставка в Санкт-Петербурге — 2 рабочих дня. Стоимость доставки 120 руб. Контактный телефон (812) 445-28-73.
В следующем выпуске журнала «Библиотечное Дело» мы более подробно расскажем о том, как либо стать стопроцентным тренером, либо не становится им вовсе.

М. Чуркина, Н. Жадько. Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения. — М.: Альпина Бизнес букс, 2005.
Тема номера

№ 20 (326)'18
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы