Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (33)'05 - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Секреты интенсивного обучения
Для кого эта книга
Эту книгу мы писали для тех, кто зарабатывает тренингом себе на жизнь. Прежде всего, конечно, для вас, тренеры. Опытные тренеры узнают себя, свои ситуации, получат наши предложения и рекомендации. Начинающие тренеры тоже не останутся без внимания. Специально для вас — пред- ставление о тренинге как проекте, подводные камни, трудные ситуации.

Основная задача бизнес-тренера
В краткие сроки (от двух часов до 5–7 дней) научить группу участников от 3 до 25 человек конкретным навыкам, которые с успехом могут применяться на рабочем месте и, возможно, в личной жизни. Характер навыков может быть разноплановым: от уборки офиса до стратегического планирования. Широкий диапазон возможностей объясняется тем, что тренинг — это форма передачи знаний и навыков. Поэтому содержание может быть любым. У ограничения количества участников есть своя причина. Идеальная группа для тренинга до 12–15 человек. А группа свыше 25 человек таит угрозу потери управляемости. Ограничения времени тренинга — вещь условная. Жестких нормативов нет. Однако принято считать, что тренинг проходит менее 72 академических часов. Время — критический ресурс тренинга, поскольку основное условие — научить участников быстро.

Специфика тренерской работы
Быстрота обучения и практическая применимость навыков определяют специфику работы тренера. Профессиональный тренер должен уметь совмещать различные функции. Быстрота обучения и практическая применимость навыков определяют специфику работы тренера. Профессиональный тренер должен уметь совмещать различные функции:
• администратора (собрать, подготовить, договориться, учесть в работе любые организационные вопросы);
• лектора (интересно рассказать);
• методиста (подготовить программу, задания и методические материалы);
• эксперта (знать тенденции и разбираться в предметной сфере);
• переговорщика (уметь формулировать и продвигать свои представления, добиваться соблюдения правил и процедур);
• педагога (уметь научить);
• руководителя и лидера (вести за собой и отвечать за результат);
• даже спортсмена (уметь «разложиться на дистанции»).

Как становятся тренерами
Сегодня в тренеры приходят двумя путями. Из теоретиков в практики, после получения психологического, педагогического, управленческого и прочих дипломов, защиты диссертации, МВА и др. И, соответственно, из практиков в теоретики. В том случае, когда опыт позволяет не только сделать некоторые выводы, но и когда есть желание поделиться наработками. Скажем прямо, «рожденных» тренерами (равно как и коучами) нет. Не появятся они и через 20 лет. Мифология кастовой принадлежности к профессии — всего лишь попытка закрепить эксклюзивное право на интеллектуальный сервис.
Специфика профессии такова, что «не понюхав пороху» в тренинге делать нечего. Важен опыт. Не менее комично, а скорее трагикомично выглядят попытки обойтись без образования вообще.

Программа — основа тренинга
Одним из навыков тренера является умение подготовить программу тренинга. Если программа есть — тренинг и вы в относительной безопасности. Если программы нет — тренерская нагрузка увеличивается в разы. Рабочая программа должна представлять собой логически выстроенную схему занятий и заданий, отражать содержание, учитывать методику обучения, временные рамки и организационные условия.

Умение выбрать методы
Важным профессиональным навыком тренера является умение выбрать адекватные методы. Принято считать, что мастерство заключается в умении продемонстрировать в тренинге весь ассортимент методов. Но это не так. Выбор предполагает ограничение. Поскольку, честно говоря, работающих методов в тренинге не много.
Подготовка и обязанности тренера означают не только «высокое» понимание содержания и концепции. В тренинге не должно быть сбоев организационного характера. Поэтому подготовка тренера должна учитывать организационную работу, в том числе такие приземленные «бытовые» моменты, как выбор аудитории и тестирование оборудования.

Навык работы с группой
Работа с групповой динамикой в тренинге — хит любого тренинга для тренеров. Эффективное взаимодействие «с тиграми в клетке» интересует всех. Поэтому навык работы с группой взрослых участников — один из самых востребованных, более того, обязательный, в тренерской работе.
И, наконец, к вершине тренерского мастерства отнесем умение оценить эффективность тренинга. Говоря о навыках оценки собственной работы, отметим, что тренеру приходится разделять презентационные (на уровне «нравится — не нравится») и реальные результаты.
Мы обозначили основные навыки, необходимые для работы тренера. Сама специфика тренерской работы (максимум практически применимого содержания за минимальное время) требует более чем тщательной подготовки. А синтетический и публичный характер профессии не позволяет разделить тренерские навыки на значимые и факультативные.

М. Чуркина, Н. Жадько. Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы