Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (39)'06 - СОБЫТИЕ
Литература и кино
МАРИНА ЕВСЕЕВА

В старом кинотеатре города Гатчины 25 числа зимнего месяца февраля открывался
XII кинофестиваль «Литература и кино». Открывался шумно
и многолюдно. Буфет был переполнен, тапер вышибал слезу мелодиями Франсиса Лея.

Без хорошей литературной основы, как известно, хорошего кино не бывает. Каким языком говорят герои сегодня, на каком фоне и о чем? Чтобы рассказать историю на экране, нужна сама история. Повествование в литературе и киноповествование — вещи по природе своей схожие.
В последнее время много говорят о кризисе чтения. Разнообразные социологи не устают «бить тревогу» по этому поводу. Так может, фестиваль «Литература и кино» в очередной раз должен был привлечь внимание зрителя к литературе, к чтению? Да, но в первую очередь, к хорошему кино. По выражению Сергея Есина, председателя жюри XII кинофестиваля, «фестиваль возник двенадцать лет назад как некий протест против развала и кинематографа, и литературы, которым была ознаменована перестройка». Надо сказать, в этом смысле актуальность его сохраняется до сих пор.
В фестивальной программе в числе экранизированных авторов были и классики, и современники: Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, А. А. Ахматова, А. П. Чехов, И. Бунин,
Г. Горин, Э. С. Радзинский, Ф. С. Фитцжеральд, М. Кундера, Х. Л. Борхес. Один фильм снят даже по мотивам русского фольклора (Теймураз Осадзе, «Лесная царевна»). Серия фильмов была посвящена собственно классикам — Булгакову, Пушкину, поэту Владимиру Луговскому и писателю Федору Крюкову.
Торжественная часть традиционно проходила в большом зале кинотеатра «Победа». В этом году чествовали культовый фильм Геннадия Полоки «Республика Шкид». Первому исполнилось 75 лет, второму — 40. Александр Кавалеров, незабываемый «Мамочка», специально для юбиляра, исполнил со сцены песню «А у кошки четыре ноги…».
40 лет назад, 26 февраля, художественный совет принял эту картину, а уже через несколько дней заместитель министра внутренних дел по работе с несовершеннолетними правонарушителями «положил картину на полку», квалифицировав ее как «энциклопедию для хулиганов». «Мне повезло, — рассказывал Полока, — в ноябре проходила неделя советского кино в Париже, где не хватило одной картины — картины о молодежи. И «Республика Шкид» проскочила. В январе она пошла на экраны, ее смотрели дети, старики, интеллигенты, военные, в общем, разные люди. За первые 10 дней проката картина собрала 17 миллионов зрителей. Сегодняшние блок-бастеры собирают такую цифру за год. В конце года было уже около ста миллионов зрителей. Потом мы просто перестали считать…»
Конкурсная программа была представлена работами студентов ВГИКа и СПбГУКИ и корифеев професии, таких как Игорь Масленников («Русские деньги», по мотивам комедии Островского «Волки и овцы»), Станислав Говорухин («Не хлебом единым», по мотивам одноименного романа В. Дудинцева), Валерий Огородников (Красное небо. Черный снег», по повести В. Коньякова «Не прячьте скрипки в футляры») и других.
Гран-при присудили Станиславу Говорухину. Два других главных приза фестиваля получили неигровые ленты: фильм Валерия Балаяна («Александр Аскольдов», о судьбе кинорежиссера Аскольдова, которого когда-то травили за фильм «Комиссар») и фильм Никиты Воронова «Москва—Батум» (о том, как Михаил Булгаков писал пьесу о молодом Сталине). Оба фильма объединяет тема бескомпромиссности творческой интеллигенции в отношениях с властью.
Приз за лучшую женскую роль получила Елена Калинина за эпизодическую роль в фильме «Красное небо. Черный снег». Лучшей мужской ролью жюри признало роль Виктора Сухорукова в фильме «Не хлебом единым».
Помимо конкурсной программы были показы специальные, ретроспективные и презентационные. Особо стоит отметить долгожданную премьеру внеконкурсного фильма Рустама Хамдамова «Вокальные параллели». Фильм ждал своего зрителя восемь лет. Это, по сути, фильм-концерт, в котором поют арии из Верди, Пуччини, Глинки и Шумана давно ушедшие с оперной сцены звезды сопрано: Бибигуль Тулигенова, Роза Джаманова, Араксия Давтян и уникальный трансвестит меццо-сопрано Эрик Курмангалиев. Ведущая этого дивного зрелища — сама Смерть. Ее сыграла Рената Литвинова, соавтор сценария. В рамках кинофестиваля прошла еще и выставка графических работ режиссера. В 1997 году он был удостоен самой престижной независимой национальной премии «Триумф» — как художник, сценарист и кинорежиссер. С 1992 года он анонимно рисовал для домов выскокой моды Милана, Парижа и Нью-Йорка. Его работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Эрмитажа, в Национальной галерее г. Ровенна (Италия) и в многочисленных частных коллекциях. По-следняя его работа — божественная картина об увядании человеческой плоти и вечном торжестве поющего духа. Фильм получил высокую оценку профессионалов и специальный приз жюри.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы