Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (41)'06 - ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
Спутниковый газетный KiOSK

Вы подходите к нему, смотрите, что предлагает. В меню можно выбрать почти любую газету или книгу, издающиеся в мире. Делаете заказ, и через 5 минут автомат распечатывает вам это в лучшем виде. Платите кредиткой, уходите с книгой или газетой. Да, такие автоматы уже есть.


Газетные киоски, которые так и называются KiOSK, пытается расставить по всему миру швейцарская фирма «Спутниковые газеты» (Satellite Newspapers), филиал американской корпорации Satellite Enterprises? основанный в феврале 2003 года.
Владея виртуальной информационной сетью, поддерживаемой пятью спутниковыми станциями и тремя каналами связи, Satellite Newspapers заявляет, что может по требованию клиента оперативно распечатать свежий номер какой-нибудь ведущей национальной или международной газеты. И она не будет отличаться от газеты, которую вы достаете из почтового ящика.
Каждый KiOSK работает круглосуточно в автономном режиме и нуждается в минимальном сервисном обслуживании. Он оснащен контактным дисплеем. Меню пользователи могут выбрать на их родном языке. Далее всего четыре шага: выбираете континент, страну, газету, вставляете кредитку и печатаете. Через две минуты Los Angeles Times, Washington Post, Guardian, Le Figaro или «Аргументы и Факты» у вас в руках.
Согласно заявлению производителя, пока таких киосков на планете всего 125: 43 штуки на всю Европу, Ближний Восток и Африку, ровно столько же в Америке, 34 — в Австралии и на прилегающих к ней островах. Где еще пять — не сообщается. Потенциальных же пунктов автоматизированной продажи газет в Satellite Newspapers насчитали 50 тысяч. К примеру, по Европе спутниковые киоски планируется распространить в течение ближайших 20 лет.
Но одними лишь автоматами «Спутниковые газеты» довольствоваться не собираются, параллельно они внедряют продукт под названием CLiENT. Ожидается, что владельцы некоего аккаунта смогут легко скачать его из Сети. Нетрудно догадаться, что это — программное обеспечение, которое представляет собой интерфейс для связи владельца компьютера с центром Satellite Newspapers. Выбрать, скачать, распечатать — и вот вы читаете газету, которая еще не появилась у уличных торговцев. За это удовольствие, разумеется, придется платить.
А пока швейцарцы договариваются с владельцами заводов, газет, пароходов, американцы из корпорации «Машины по требованию» (On Demand Machine Corporation — ODMC) тоже не дремлют — они потихоньку выводят на рынок свою «Книжную машину» (BookMachine). Потихоньку, потому что идея посетила инженера Харви Росса (Harvey Ross) еще в начале 1990-х, когда ему было 69 лет. В 1995 году он получил патент и вместе с Джеффом Маршем (Jeff Marsh), которого СМИ окрестили Гуттенбергом XXI века, основал корпорацию. Кстати, до этого Росс 19 лет проработал в Motorola, причем проводил лабораторные исследования в военных целях.
BookMachine — аппарат покрупнее KiOSKа. Выглядит он, как пара холодильников плюс стиральная машина: 305x120x90 см. А действует по тому же принципу, что и KiOSK, только здесь все несколько сложнее.
Клиент с помощью контактного экрана ищет в базе данных нужную книгу. Если в каталоге она есть, то машина выдаст ее краткое содержание и биографию автора плюс, возможно, рецензию. Кроме того, можно просмотреть оглавление и первые 5—6 страниц.
По прошествии выделенного на ознакомление времени BookMachine спросит, не хочет ли клиент данную книжку приобрести. Получив ответ «да», машина поинтересуется, как человеку удобнее произвести оплату — наличными или кредитной карточкой. Разобравшись с деньгами, аппарат укажет, сколько придется подождать. Говорят, это 3—5 минут, но почему-то кажется, что в 2—3 раза больше.
Заказ передается через спутниковую «тарелку», установленную на крыше, к примеру, книжного магазина, на орбитальный спутник, который перенаправляет запрос в главную компьютерную библиотеку, расположенную в Окридже (или где-нибудь еще).
Содержание книги — текст и иллюстрации — точно так же через спутник направляется из базы к BookMachine. Теперь она задействует два быстродействующих лазерных принтера: один печатает текст, другой — полноцветную мягкую обложку.
Потом процесс переплета, и книжка формата «покет-бук» готова. По словам представителей ODMC, цена спутниковой книги будет не намного выше, чем в обычном магазине. Доллара на полтора.
Здесь следует упомянуть, что книжка не обязательно должна «летать» через спутники. У ODMC есть другая машина — BookBuilder, предназначенная для небольших издательств и книжных магазинов. Она может хранить в себе до 200 наименований книг и распечатывать по требованию клиентов сто книг в день.
Таким образом, пропадает необходимость хранения на складе множества, возможно, мало кому нужных книг. Вместо этого можно держать их в цифровом виде, к примеру, на компакт-дисках.
Но спутниковые газеты и книги, конечно, интересней. К слову, ни KiOSK, ни BookMachine не собираются тягаться с издательствами, типографиями или библиотеками, и уж тем более не готовы их собой заменить. Эти автоматы хотят занять нишу в сфере потребительских услуг.
Другое дело, что у машин имеются очевидные недостатки. Взять хотя бы время ожидания. Кажется, что 5 минут — немного, однако для того, чтобы купить газету у торговца, хватит пары десятков секунд. А к машинам, если они будут иметь успех, выстроится очередь.
И, наконец, существует препятствие, не позволяющее назвать тот же KiOSK машиной будущего. Ведь напечатанную на бумаге информацию медленно, но верно вытесняет ее электронный аналог, цифра. К тому же на подходе е-бумага.
Впрочем, сегодня многие предпочтут сидение на диване с реальной книжкой вглядыванию в те же строки на мониторе. Так что спутниковые газеты и книги еще могут успеть кого-нибудь из нас порадовать.

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы