Библиотека on-line.
Ольга Владимировна Тарачева, главный библиотекарь Центра информации по проблемам молодежи, Коми Республиканская юношеская библиотека, Сыктывкар
В эпоху информационных техгологий библиотечное обслуживание выходит
за пределы библиотечного здания. Получить информацию о документе или сам документ — дело техники. Остается вопрос: какой техники, и располагает ли ею библиотека?
Hа базе Коми республиканской юношеской библиотеки в 2000 году был создан сайт ww.komi.com/KRUB. На любой раздел сайта можно выйти с главной страницы.
От создания сайта — к ЭДД
Раздел «О библиотеке» знакомит с историей библиотеки и ее отделами, с правилами пользования библиотекой, основными и дополнительными услугами. Со всем, что происходит в библиотеке в настоящий момент — выставки, массовые мероприятия — знакомит раздел «Новости». В разделе «Периодика» представлен список периодических изданий, которые ежегодно получает наша библиотека по подписке. «Виртуальная выставка» демонстрирует наиболее интересные книжные новинки. В разделе «Конкурсы» анонсируются различные конкурсы, которые проводит библиотека. Остальные разделы в большей степени адресованы коллегам: «Профи-клуб» содержит информацию о профессиональных семинарах, консультациях, которые оказывают сотрудники библиотеки. Электронная анкета позволяет узнать, кто посещает наш сайт, и проанализировать круг пользователей. «Гостевая книга» сайта — это не просто обратная связь. С ее помощью мы можем учитывать пожелания удаленного пользователя.
Главным информационным продуктом библиотек, представляющим широкий интерес для сетевого сообщества, являются электронные каталоги, с помощью которых можно узнать, какой документ в библиотеке есть, а какого нет, или, что еще важнее, подготовить список литературы по теме. В связи с этим мы ввели новую услугу — электронную доставку документов. Эта услуга стала возможной после того, как на сайте КРЮБ мы разместили информацию об электронных библиографических базах данных и каталоге.
По факсу?
Первые эксперименты по электронной доставке документов начались в Америке еще в середине 1960-х. В 1967 году в Университете штата Калифорния был реализован экспериментальный проект по доставке документов с помощью факсов, в котором приняло участие более 100 библиотек.
Передача копий по факсу была фактически единственным средством электронной доставки в течение последующих 20 лет после ее появления. Несмотря на явные недостатки такого способа передачи, факсы используют до сих пор.
Появление служб электронной доставки документов (ЭДД) было связано с экономическими проблемами библиотек и с развитием технических и телекоммуникационных средств. В 1980—90-е годы у библиотек начали сокращаться бюджеты или, в лучшем случае, они оставались прежними. Недостаточность финансирования особенно остро сказалась на фондах периодики. В этой ситуации нужна была альтернатива традиционной подписке. Одним из таких альтернативных решений было следующее. Оказалось, гораздо выгоднее покупать у коммерческих служб доставки отдельные журнальные статьи, запрашиваемые читателями, чем подписываться на журнал целиком. Кроме того, все большую популярность приобретала идея взаимоиспользования библиотечных ресурсов. Развитие техники позволило воплотить достаточно эффективную и быструю систему электронной доставки копий, а экономическая ситуация способствовала быстрому развитию как коммерческих служб электронной доставки документов, так и библиотечных подразделений, занимающихся электронной доставкой.
Принцип функционирования системы ЭДД в целом напоминает традиционный МБА (межбиблиотечный абонемент) — пользователь производит поиск в базе данных (или иным способом узнает о необходимом ему источнике), передает заказ в службу ЭДД, которая выполняет электронное копирование (или использует готовую копию) и пересылает копию заказчику.
«Электронной» доставка стала благодаря электронной почте и Интернету. Работа служб ЭДД показывает, что механизм доставки, как и многие другие технологические решения в этом процессе, ориентирован на технические возможности заказчиков. Наиболее перспективным способом пересылки считается электронная почта.
От каждого — по возможностям
Система ЭДД зависит от комплекса технико-технологических, информационных, функциональных, юридических и социально-экономических факторов. Поэтому при создании службы ЭДД каждая библиотека должна исходить из своих возможностей и потребностей пользователей.
Существенным моментом в разработке систем ЭДД является наличие в библиотеке электронного каталога, библиографических баз данных и машиночитаемых библиографических массивов. То есть все то, что будет служить справочно-поисковым аппаратом. От того, сколько будет поисковых систем, будет зависеть разработка подсистемы заказов, и именно это будет определять уровень сервисных возможностей всей системы.
Служба ЭДД в КРЮБ была создана в 2003 году. Удаленные пользователи заказывали материалы, используя печатные библиографические указатели литературы, базы данных на компакт-дисках и библиографические базы данных КРЮБ в Интернет. Прием заказов и отправка копий — только по электронной почте. Контроль за приемом заказов, изготовлением копий и их отправкой осуществляется вручную.
В конкуренции с коммерческими службами
Система ЭДД в нашей библиотеке обслуживает пользователя в несколько этапов: регистрация пользователя; прием заказа; изготовление электронных копий; оповещение пользователя и пересылка ему электронных копий; контроль за выполнением заказа. В настоящее время на интернет-сервере библиотеки размещен перечень периодических изданий, которые есть в наших фондах. Более 400 российских журналов по истории, экономике, законодательству и другим отраслям знаний могут быть использованы для заказа копий статей. Среди заказчиков — частные лица, организации, библиотеки. Прием заказов осуществляется по электронной почте. Служба ЭДД КРЮБ выполняет электронные копии в графическом (TIFF) или текстовом (MS-Word) формате. Сроки исполнения заказа от двух часов до двух дней, в зависимости от объема работы.
В настоящий момент практически все услуги по электронной доставке документов, которые предлагаются коммерческими службами и библиотеками, платные. Если государство не будет поддерживать библиотеки в этом деле, то они не выдержат конкуренции с аналогичными коммерческими службами. Только внедрение современной техники может сделать библиотеки конкурентоспособными. Хотя в нашей библиотеке данная услуга для коллег и библиотекарей республики бесплатна. Однако весной 2005 года мы заключили договор с Российско-белорусским союзом молодежи на выполнение электронной доставки документов. Было отсканировано и передано по электронной почте 13 документов. Сделано это было за определенную плату. Сколько платить и как — было прописано в договоре.
Какой быть модели доступа?
Одним из основных вопросов, связанных с функционированием служб электронной доставки, является вопрос соблюдения автор-ских прав и отчисления выплат владельцам за использование их произведений. Проблема авторского права при копировании и доставке документов электронным способом возникла практически одновременно с зарождением ЭДД.
Предусмотрены особые случаи использования охраняемых произведений, когда не требуется получение предварительных санкций обладателя авторского права и не предполагается какого-либо вознаграждения автору. При любом копировании всегда должен быть указан источник копирования. Свою позицию по отношению к проблеме авторского права в электронной среде выразила ИФЛА. Она убеждена, что «изготовление библиотекарями электронных копий правоохраняемых материалов и их временное хранение в системах электронной доставки документов не должно считаться нарушением авторских прав». В России также обсуждаются вопросы, связанные с авторским правом. В ноябре 2001 года в Государственной публичной исторической библиотеке (Москва) прошел семинар «Авторское право и электронная доставка копий документов». Этой проблемой занимаемся и мы.
В наше время любая библиотека, какой бы крупной она ни была, признает, что не имеет ни финансовых, ни физических возможностей, чтобы собрать у себя все публикации мира (как в аналоговой, так и электронной форме). Поэтому развитие моделей доступа, в которых библиотека либо предоставляет копии, либо выполняет роль посредника между читателем и различными крупными книгохранилищами, становится одним из важнейших направлений в работе библиотек. Несмотря на многие нерешенные проблемы, можно сказать, что электронная доставка документов продолжает развиваться.
И "про медвежьи пешеры в Коми"
Еще одно перспективное направление в работе библиотек — это виртуальная справка. На нашем сайте уже выложена информация о данной услуге. В принципе виртуальная справка у нас уже действует! По электронной почте к нам регулярно поступают запросы, причем не только из библиотек республики. Тем же Российско-белорусским союзом молодежи была заказана справка по молодежной политике за рубежом. Запрашивали даже информацию об изготовлении кумыса. Из Эжвы запрашивали информацию о немецком ученом-химике. О нем, правда, кое-что нашли. Был запрос «про медвежьи пещеры в республике Коми». Но в основном запросы, поступившие в нашу библиотеку, касаются, конечно же, молодежных проблем: молодежная политика, молодая семья, преступность, наркомания, алкоголизм в молодежной среде и т. д.
Есть ряд вопросов, которые не рассматриваются нашей службой. Это — вопросы, касающиеся информации коммерческого (например, о покупке-продаже чего-либо) и развлекательного (кроссворды, ответы на вопросы викторин, интеллектуальных игр и т. д.) характера. Мы не занимаемся решением конкретных задач по физике, математике, праву и т. д.
В ближайшее время ЭДД и виртуальная справка станут одними из приоритетных направлений работы нашей библиотеки.