Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (41)'06 - ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
На пути к «электронному государству»

Алексей Александрович Демидов, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Государственный советник РФ 1 класса


Сегодня остро стоит проблема доступа к государственной информации, являющейся общественным достоянием. Но ни государственные, ни муниципальные органы власти не очень заинтересованы в информационной открытости и толерантности по отношению к рядовому россиянину, который платит налоги со своих невеликих доходов. А рядовой россиянин пока не очень понимает, что ему даст непонятное «электронное государство» и информационное общество.


Российское издание PC WEEK в июльском номере за 2005 год, в разделе «Новости е-правительства», привело данные, согласно которым, 99,6 % библиотек США подключены к Интернету, а 98,9 % из них предоставляют бесплатный доступ в Сеть своим посетителям. Особо было отмечено, что результата такого удалось достичь за счет государственных программ финансирования, а также благодаря существенным скидкам, которые интернет-провайдеры предоставляют библиотекам. Это — опыт богатой Америки! По подобному же пути идут сегодня Австрия, Германия, Финляндия и большинство стран Европы. В первом пункте Оейрского манифеста1, принятого в 2003 году министрами, политиками, экспертами и библиотекарями Европы, предлагается: «Усилить роль публичных библиотек как первостепенных составляющих в процессе реализации плана деятельности программы „Электронная Европа“, способствуя их развитию в качестве центров доступа к цифровым ресурсам». А что же происходит в нашей стране?

…но упущения есть
На межрегиональных, всероссийских и международных конференциях организованных и проведенных при участии Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в 2004—2006 годах в Санкт-Петербурге, Смоленске, Брянске, Петропавловске-Камчатском, Улан-Удэ, Якутске, Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Москве, Богородске, Новоуральске и других городах России, а также в Судаке (Украина), Ташкенте (Узбекистан) и Падуе (Италия). Да и в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция) особое внимание уделялось вопросам доступа к государственной информации, являющейся общественным достоянием, и участию библиотек в решении важной стратегической задачи — в построении информационного общества / общества знаний.
На всех конференциях и сминарах в выступлениях представителей международных организаций, федеральных и муниципальных органов власти, глав субъектов Федерации, представителей коммерческих и общественных организаций и зарубежных экспертов говорилось о том, что у нас в стране, начиная с 1997 года, как ранее и в Америке с их депозитарными библиотеками, на базе публичных библиотек начала реализоваться общероссийская программа свободного доступа населения к социально значимой информации — программа публичных центров правовой информации (ПЦПИ). Поддерживающие Программу федеральные структуры (Минкультуры и Роскультура, Спецсвязь ФСО России, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при обязательном участии органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в последнее время и Минэкономразвития России в части создания центров общественного доступа (ЦОД) и Министерства информационных технологий и связи России в части создания пунктов коллективного доступа (ПКД) продемонстрировали согласованность действий, направленных на решение проблем доступа, в первую очередь, к правовой информации. Это дало мультиплицирующий эффект — миллионную обращаемость населения и спонтанный рост числа центров, создаваемых местными органами власти на базе публичных библиотек. Сегодня их в России около 3000 вместе с ЦОДами, создаваемыми при поддержке Минэкономразвития России в рамках ФЦП «Электронная Россия» в рамках реализации соглашения между Минкультуры России и МЭРиТ. В 2005—2007 гг. Минсвязи России планирует создать около 20 тыс. ПКД. При этом необходимо особо отметить роль коммерческих организаций в реализации Программы, которые не только безвозмездно передают в создаваемые центры свои информационные продукты, б/у ПК и проч., но и обучают библиотечных работников и пользователей информационной грамотности, участвуют в формировании информационно-правовых ресурсов центров доступа и т. д.
Правда, стоит отметить, что сегодня на портале Программы ПЦПИ www.pcpi.ru зарегистрировано всего лишь около 1400 центров (лидеры Чувашия — 140, Смоленск — 129, Пермь — 69), что никак не соответствует действительности. И здесь нужно сказать, что это — упущение самих библиотекарей и координаторов программы ПЦПИ в регионах, которые не регистрируют свои центры и тем самым не обеспечивают им надлежащий и необходимый в глазах руководства PR. А также — упущение региональных и муниципальных властей, которые не осознают своего интереса показать всему миру, кто сегодня самый эффективный в реализации программы доступа населения к информации. Нет у нас пока понимания того, что если мы сами не будем рассказывать о себе миру, этого не сделает никто.
При видимых успехах Программы ПЦПИ пока нельзя сказать, что это — государственная программа. Каждое министерство, каждый субъект Федерации, общественные и коммерческие организации, в ней участвующие, вкладывают столько, сколько могут. Но единой государственной политики в этом направлении как не было, так и нет.
То, что на Смоленщине объединены в сеть около 300 центров и пунктов публичного доступа к информации с использованием Интернета и интернет-технологий, — заслуга в значительной степени региональных и муниципальных властей и лично губернатора Виктора Маслова.
То, что президент Республики Чувашия Николай Федоров лично курирует программу по созданию модельных сельских библиотек с интегрированными в них центрами доступа к официальной информации, которых уже сейчас более 150, а планируется создать еще 100, — это также его личная заслуга.
Такой же подход сложился в Мурманской, Нижегородской, Пермской, Рязанской и Кемеровской областях, Ставропольском, Краснодарском, Алтайском краях, Республике Саха-Якутия, Ханты-Мансийском автономном округе и в ряде других регионов страны.
В Чувашии, Рязани, Архангельске и других регионах сегодня эффективно реализуется проект по созданию модельных сельских библиотек с интегрированными в них центрами доступа к Сети. Благодаря усилиям некоммерческих организаций — фондов «Открытая Россия» и «Пушкинская библиотека» и Межрегиональной ассоциации деловых библиотек — этот проект, как и Программа ПЦПИ, стал ярким примером сотрудничества государства, бизнеса и общественности в деле построения правового государства и гражданского общества, ориентированных на решение важной социальной задачи — обеспечения доступа рядового россиянина к социально значимой информации и практическое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Представители малого и среднего бизнеса поддерживают этот проект, понимая, что вкладывать в него свои силы и средства — значит, участвовать в повышении культурного, образовательного и информационного уровня всего населения, в том числе и своих детей. Попутно они обеспечивают PR своему бизнесу, своей продукции и предоставляемым услугам.
Проект «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах и организация на их базе виртуального справочно-информационного обслуживания населения», финансируемый фондом «Открытая Россия», продолжался и в 2005 году. Тогда в нем участвовали библиотеки и органы местного самоуправления Псковской и Вологодской областей. Новым направлением работы стала разработка программного обеспечения, технологии работы виртуальной справочно-информационной службы и размещение ее на сайтах центральных районных библиотек, подготовка специалистов из числа библиотекарей по формированию справочных материалов по проблемам жизнедеятельности сельских районов и обеспечение системы справочно-информационного обслуживания жителей района посредством Интернета, отработка взаимодействия специалистов районных и сельских библиотек в виртуальном режиме «вопрос-ответ» на основе запросов населения. Эта работа — результат успешной реализации общероссийского проекта «Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек».
Особого внимания и осмысления требует проект «Правовое поле Орловского агрария». Чем не повод поговорить о сотрудничестве библиотечного сообщества и аграриев в рамках нового национального проекта, поддерживаемого лично Президентом России!?
С 1 сентября 2005 г. по май 2006 г. прошел Первый Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек, организованный Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Российской библиотечной ассоциацией и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек. 31 марта завершилось открытое голосование в Интернете. В общей сложности было подано свыше 18 тысяч голосов по четырем номинациям — «Сайт библиотеки субъекта РФ», «Сайт ЦБС, муниципальной публичной библиотеки», «Сайт детской, юношеской, детско-юношеской библиотеки», «Сайт о публичных библиотеках». В первой номинации победителем стала Национальная библиотека республики Карелия, Петрозаводск; во второй — Муниципальная информационная библиотечная система Томска; в третьей — Централизованная библиотечная система для детей, Севастополь; в четвертой — Информационно-культурный интернет-портал, Кабанск, Бурятия.
Кабанский центр общественного доступа — это отдельная тема для разговора… Когда глава местной администрации спрашивает чиновников Минэкономразвития России и Правительства Республики Бурятия, а может ли он использовать этот центр для:
• проведения совещания с властями Республики не выезжая к ним;
• решения проблем диагностики и назначения лечения острому и хроническому больному в реальном времени;
• оформления налоговых деклараций и загранпаспортов.
Согласитесь, это правильные вопросы правильного руководителя, очень точно понимающего, для чего ему и каждому конкретному жителю района нужно это самое «электронное государство», электронный документооборот и электронно-цифровая подпись!
И прекрасно, когда руководитель очень четко понимает, что все это возможно именно на базе публичной библиотеки — стратегического информационного партнера власти на местном и региональном уровне!
Возвращаясь к Бурятскому Кабанску, наверное, надо понять, что правильный подход местного и регионального руководства приводит к абсолютно непредсказуемым, но очень верным результатам.
Кто мог предвидеть, что в результате правильно выбранной политики главой субъекта, главами муниципалитетов и главным библиотекарем Республики возникнет Байкальский информационный центр, созданный на базе Национальной библиотеки при участии ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, РРЭЦ и иных авторитетных международных организаций, при участии федеральных, региональных и местных властей, бизнеса и общественности.

За всеобщий доступ к государственной информации!
Четыре года назад Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» на условиях софинансирования начало поддерживать проекты субъектов Федерации по созданию ЦОДов в регионах. Наиболее удачными получились проекты Кабанского, Прибайкальского, Селенгинского и Иволгинского муниципалитетов Бурятии, презентованные в рамках Байкальского информационно-культурного форума в конце июня 2005-го. Позитивный опыт по созданию сетей ЦОДов — в Астрахани, Калмыкии и некоторых других регионах России. В том же 2005-м к проекту присоединились еще несколько субъектов, среди которых Смоленск, Якутия, Камчатка и Чеченская Республика. В апреле того же года Минэкономразвития России и Минкультуры России подписали Соглашение о сотрудничестве в области реализации программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 годы)», основная цель которого — обеспечить доступ населения к информационным ресурсам и сервисам «электронного государства», в частности, по реализации программных мероприятий по созданию центров общественного доступа. На Смоленской конференции «Всеобщий доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием» представители ФГУП «Почта России» заявили об открытии в ближайший год до 10 тыс. ПКД к инфраструктуре информационно-коммуникационных технологий. Ранее российскими почтовиками в рамках ФЦП «Электронная Россия» в некоторых субъектах Федерации, например, в Ульяновской области, уже были открыты ПКД на базе отделений связи, но вот с решением вопроса доступа к контенту вопрос пока не решен. 13—17 июля 2005 г. под эгидой Федерального агентства по информационным технологиям в Самаре прошла конференция «Интернет и Электронный округ. 2005». По результатам конференции были выработаны принципы взаимодействия организаций сферы ИКТ с тем, чтобы обеспечить информационную и коммуникационную связность регионов России. В ходе конференции были рассмотрены задачи практического применения передовых информационных технологий, а также проблемы построения, эксплуатации и развития операторских, ведомственных и корпоративных сетей, эффективного использования инфраструктуры. Особое внимание было уделено вопросам формирования русскоязычного контента, обеспечения информационной безопасности, электронному документообороту с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) и построению инфраструктуры удостоверяющих центров в России. Не обошли вниманием и проблему информационной культуры как самих специалистов IT-индустрии, так и широких слоев населения, особенно — подрастающего поколения.
Федеральный инспектор по Чувашской Республике Дмитрий Донсков в рамках секции «Электронный округ. Состояние, перспективы, задачи» выступил одним из идеологов концепции и автором модели «электронного округа» как базового регионального элемента построения «электронного государства». Участники конференции одобрили его предложения и приняли решение о формировании рабочей группы по созданию некоммерческого партнерства «Электронный округ», которое будет работать над проектами экономических и технологических моделей и стандартов, способствующих развитию цивилизованного рынка информационных технологий и сервисов.
Эта конференция помогла понять, что для формирования информационного общества необходима интеграция потенциала представителей IT-индустрии и гуманитариев от общества знаний, в первую очередь библиотекарей и учителей. Были достигнуты также неформальные договоренности о необходимости сотрудничества структур отраслей связи и информатизации, с одной стороны, и образования, культуры, коммуникации и информации — с другой, в формировании национальной информационной политики.

Информатизация системы образования
Отдельного осмысления требует опыт Министерства образования и науки РФ по созданию и поддержке многочисленных образовательных порталов и опыт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по поддержке электронных СМИ/порталов, обеспечивающих доступ к социально значимой информации. Созданные на средства налогоплательщиков ресурсы фактически являются государственными и уже сегодня помогают ориентироваться в российском сегменте киберпространства. Сегодня совершенно невозможно не учитывать тот факт, что в России, в рамках соглашения между Правительством, Международным Банком Реконструкции и Развития и Национальным фондом подготовки кадров, реализуется Проект «Информатизация системы образования» (Проект ИСО), базовое направление которого — содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования.
Идея Проекта заключается в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования ИКТ в работе школ. В ходе проекта большинство школ в семи «пилотных регионах» и лидирующие школы в других регионах перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. В итоге большинство учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) должны достигнуть образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Первый этап Проекта ИСО рассчитан на три с половиной года (2004—2007) и направлен на реализацию Концепции модернизации российского образования, а также федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕИОС) — сейчас ФЦПРО, а также «Электронная Россия». Для этого в России необходимо создать устойчивый потенциал в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов; подготовить и повысить квалификацию педагогов в области внедрения ИКТ в практику образования; создать в регионах, участвующих в проекте, сеть межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ, что, в свою очередь, позволит поддержать учителей в использовании ИКТ при обучении школьников.
Несомненно, в Проекте ИСО будут активно задействованы и библиотеки учебных заведений — школьные и вузовские, и публичные библиотеки, в первую очередь — детские и юношеские, роль которых в системе формирования информационного общества и особенно общества знаний, невероятно важна.
Как видно из приведенных примеров, в России, также как в Америке и Европе, библиотеки активно участвуют в решении проблем доступа к ИКТ. Только, повторюсь, нет у нас пока в этом направлении единой государственной политики.

Тайны "элекстронного государства"
Вполне понятна инициатива Минэкономразвития России, направленная на сближение позиций государственных структур, отвечающих за формирование информационной политики страны: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Спецсвязи ФСО России и других заинтересованных органов и организаций. Наверно, правильно это сближение начать в сфере доступа населения к информации и сервисам «электронного государства» с использованием ИКТ, в том числе с создания модельного перечня федеральных информационных ресурсов, которые будут предоставляться в центрах доступа. Важно также интегрировать в этих центрах федеральные ресурсы с ресурсами региональной и муниципальной информации. Чтобы любой обратившийся в центр человек смог найти информацию о действующих сегодня и здесь законах и подзаконных актах, судебной практике, функциях и режиме работы государственных и муниципальных органов, о том, как он может реализовать свои конституционные права в области охраны здоровья, образования, культуры и пр. Какие документы подавать на оформление загранпаспорта, как оформить налоговую декларацию или осуществить банковскую проводку, не покидая своего населенного пункта, и т. д.
В связи с этим становятся понятным проблемы Минэкономразвития России, связанные разработкой и продвижением проекта федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Сегодня ни государственные, ни муниципальные органы власти не очень заинтересованы в информационной открытости и толерантности по отношению к рядовому россиянину, который платит налоги со своих невеликих доходов. А рядовой россиянин пока не очень понимает, что ему даст то самое непонятное «электронное государство» и информационное общество.
На заседании Правительства 23 июня 2005 года был принят к сведению доклад Минэкономразвития России по проекту федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». При этом министрам Г. Грефу и Л. Рейману было поручено проработать проект закона в части уточнения перечня информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в информационных системах общего пользования, а также — в части раскрытия способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Казалось бы, нет в этих поручениях слов, обращенных к министерствам социального блока и Спецсвязи ФСО России, но если доступ к информации будет осуществляться по данному закону только в части ресурсов органов государственной и муниципальной власти, то «додумывать», как реализовать норму п. 4 ст. 29 Конституции РФ в связи с подписанной Президентом России Окинавской хартией2 и документов женевского и тунисского этапов Всемирного саммита по информационному обществу по развитию информационного общества /общества знаний и развивающих ее других международных документов, предстоит каждому министерству в отдельности.
И каким образом Россия собирается интегрироваться в то самое информационное общество/общество знаний с теми правилами игры, которые сложились у нее в области электронной коммерции, электронного документооборота, культурного обмена, дистанционного образования? С правилами, которые почти не имеют никакого отношения к перечню информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также к раскрытию содержания способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления? Сегодня пора говорить о необходимости согласованной государственной политики. О том, как вместе со структурами, отвечающими за реализацию программы «Электронная Россия. (2002—2010 годы)», Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК) собирается выполнять функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере культуры и кинематографии с использованием ИКТ. В том числе, как оно будет показывать не только россиянам, но и всему миру тот самый единый реестр объектов культурного наследия народов РФ и свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, банк данных о культурных потерях России в период Второй мировой войны, каталог Музейного фонда Российской Федерации, регистр кино- и видеофильмов, а также — как оно будет демонстрировать условия обеспечения соблюдения правил охраны и использования объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей и надлежащего состояния и использования музейных предметов и музейных коллекций. Ну, и уж совсем не грех осмыслить новые место и роль библиотек в формировании не только информационного общества, но и самого государства Российского, в сохранении и развитии национальной культуры, традиций, языка, как это делается во всем мире.
Как Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям выполнять функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере печати, СМИ и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. А также — как осуществлять правоприменительную деятельность и оказание государственных услуг в сфере создания и функционирования средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации, в сфере информационного обмена, вещания дополнительной информации, компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности.
Ведь без всего этого информация о работе государственных и муниципальных органов, а также раскрытие содержания способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будут, мягко говоря, мало эффективными.
Как Федеральному архивному агентству обеспечивать доступ к архивной информации, которая сама по себе является частью информационных ресурсов государственных и муниципальных органов, а также — бизнес-структур, общественных, политических и профсоюзных организаций?
Как Федеральному агентству по образованию осуществлять функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики? Организовывать деятельность образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования, повышение квалификации и переподготовки научно-педагогических работников.
Не секрет, что деятельность государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется людьми, получившими образование и навыки, в том числе, в области информационной грамотности и информационной культуры, поиска и фиксации необходимой для управленческой деятельности информации и создания на ее основе новых ресурсов, в том числе, проектов нормативно-правовых документов, правил оформления, опубликования и обнародования принятых актов и обеспечения доступ к ним.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки, сегодня, к глубокому сожалению, благодаря слабой новой правовой политике в области защиты авторских и смежных прав подвела обладателей государственных информационных ресурсов, не являющихся предметами индустрии досуга, к черте, когда созданные вчера на бюджетные средства ресурсы сегодня не могут быть доступны в Интернете.
И это лишь верхушка айсберга. Есть еще проблемы доступа к информации по вопросам охраны здоровья, социальной защиты, защиты прав потребителей, международным актам и интеграции России в мировое информационное пространство, по вопросам судебной практики и многому другому, что так необходимо для жизни, без чего непросто реализоваться.
Заинтересованные государственные структуры должны объединить усилия в решении проблем доступа к информации. Это нужно практически для всего спектра социально-экономических задач, стоящих сегодня перед страной, обществом и каждым человеком.
В любом случае Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» выражает искреннюю признательность координатору ФЦП «Электронная Россия» от Минэкономразвития России Церену Церенову за предложение принять участие в работе межведомственной группы для выработке единой политики доступа населения к информации через сеть центров общественного доступа.
1 Манифест публичных библиотек (г. Ойерас) см. сайт www.bibliograf.ru
2 Окинавская хартия глобального информационного общества была принята 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки».


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы