Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (43)'06 - Что сохраняем, то и имеем
Моральный выбор: стабилизация или реставрация
Юлия Петровна Нюкша, засл. деятель культуры, вед. науч. сотрудник-консультант БАН, доктор биологических наук, СПб

Работа над документом начинается с определения комплекса утраченных свойств и качеств, которые необходимо вернуть в процессе предполагаемой консервации. В соответствии с этим решается вопрос о консервационных действиях: достаточна ли документу только стабилизация или требуется еще и реставрация.
Понятие «этика» применительно к реставрационным работам на заре их возникновения не применялось, но определенные этические принципы в их проведении существовали. Они проявлялись в обязательности подробного описания технологических процессов1, указании применяемых материалов, в осторожном использовании новых, особенно, синтетических веществ и даже в выборе клея — известно, что клей из пшеничной муки до сих пор является важным связующим при реставрации бумажных документов. В тех случаях, когда выполнялась консервация особо ценных культурно-исторических документов, регистрация каждого этапа работы велась особенно скрупулезно.
Иллюстрацией такого метода служит индивидуальное описание всех 294 листов Остромирова Евангелия, проводившееся параллельно с их фотографированием. Эта уникальная работа проводилась в 1957 году к 900-летию первого сохранившегося до наших дней памятника русской письменности. Вся технология консервации с предельной точностью изложена в публикации Е. Х. Трей2 (Российская национальная библиотека). Другим примером столь же добросовестного подхода может служить работа по консервации средневекового пергамента И. Бетти-Козоча (Национальная библиотека Сечени, Венгрия)3. По мнению автора, этические принципы проявились в максимальном сохранении элементов первоначального блока и переплета книги. При работе с такими уникальными памятниками реставрационные работы допустимы только в случае крайней необходимости. При их проведении можно использовать лишь обратимые материалы. Запрещена стилизация при изготовлении реставрационных переплетов. Если и допускается определенная степень стилизации, то только с использованием материалов оригинала. Все элементы подлинного документа должны быть сохранены. Для рукописей с переплетами готическими, романскими, эпохи Ренессанса рекомендуется отказаться от реставрационного вмешательства и хранить подлинники в специальных футлярах. Особое внимание должно быть уделено осторожному выбору процессов реставрации, которые в первую очередь предполагают очистку, дополнение недостающих частей и закрепление текстов.
Перед реставратором всегда стоит проблема выбора целей и средств. Цель реставрации определяет не только сам исполнитель, но и все люди, имеющие отношение к сохранности памятника. А вот выбор средств — прерогатива реставратора. Причем этот выбор подчинен только эффективному достижению поставленной цели. Принимая то или иное решение, консерватор должен быть уверен в его справедливости по отношению к пользователям разных направлений и различных временных периодов. А также в том, что в будущем люди увидят документ, безошибочно и достоверно отражающий прошлое.
Стабилизация и реставрация остро ставят вопрос об исторической подлинности документа. Серия консервационных обработок, которым документ подвергался на протяжении своей жизни, для определенной категории исследователей представляет самостоятельный интерес. Правда, предыдущие обработки, как правило, хуже тех, которые позволяют делать современные средства. Более того, следы предыдущих реставраций нередко наносят ущерб памятнику и даже нарушают его первозданную эстетику. Но, строго говоря, удаление их — это тоже нанесение определенного ущерба подлинности памятника. Нельзя забывать, что будущие поколения исследователей будут изучать не только сам памятник, но и оценивать качество и целесообразность реставрационных работ, которые на нем производились в различные периоды.
В разных реставрационных подразделениях приняты свои морально-этические нормы. Однако стремительное развитие новых технологий приводит их к неизбежной унификации. Обобщается информация о последствиях применения новых методик и рисках применения новых материалов.4 Именно внедрение нововведений требует соблюдения этических норм. Авторы новых разработок должны сопровождать их методическими материалами в виде инструкций, руководств и памяток, составлять перечень всех рекомендованных материалов, для которых предусмотрено указание нормативных показателей свойств, марок, стандартов, технических условий на изготовление. Разрешение на применение новых методик может быть получено только после тщательной экспертизы, апробации и обсуждения полученных результатов с перекрестным контролем данных и получением отзывов авторитетных ученых. Обязательно проводится прогнозирование последствий реставрационных работ с применением новых методов на ближайшее и отдаленное будущее. Производятся тесты на искусственно состаренных опытных образцах. При этом, необходимо принимать во внимание то, что обработка культурно-исторических памятников, которая производится сегодня, не является окончательной, поэтому необходимо предусмотреть ее влияние и на будущие реставрационно-восстановительные работы.

Áåç ïðàâà íà îøèáêó
Сами реставраторы не ведут фундаментальные научные изыскания. В реставрационном деле, как в призме, концентрируются все последние научные и искусствоведческие разработки. И, как в любой опытной лаборатории, здесь неизбежны ошибки, риски, просчеты и, непредсказуемые последствия. Моральная ответственность реставратора за результаты своего труда огромна. Именно поэтому существуют сторонники так называемого «безреставрационного метода» сохранности книжных памятников, который предполагает их хранение в первоначальном виде для изучения как материальных объектов.
В этом вопросе существуют подходы корпоративные, исповедуемые всем сообществом реставраторов, и подходы индивидуальные, отражающие принципы и убеждения одного человека или одного реставрационного подразделения. В первом случае учитывается весь опыт, накопленный в отрасли, который становится своего рода каноном, традицией, определяющими даже манеру поведения специалистов. В определенном смысле, канонизация традиционных методов становится барьером на пути новых научных разработок. Требуется инициатива и достаточная смелость реставраторов, которые вынуждены преодолевать рутинное мышление и добиваться применения новых материалов и методик.
И здесь вопросы этики и морали играют далеко не последнюю роль. Перед любым реставратором рано или поздно встает проблема выбора — идти по старому и проверенному пути или по пути профессионального риска, приводить доводы и аргументы в пользу новых методик, отстаивать свою позицию. Выбор — это нравственная императива, но только первопроходцы двигают вперед и фундаментальную науку и ее прикладные отрасли.
В технике реставрационных работ существуют спорные положения, необходимость выбора из нескольких (иногда нежелательных) вариантов использования того или иного вида бумаги, пленки, связующего (например, мучного или крахмального), биоцидов и т. п. Неоднозначно отношение к применению различных технологических операций, в частности, водной обработки из-за способности бумаги к усадке. Усадка (сжатие) и набухание — свойства бумаги, проявляющиеся не только при реставрации, но и при хранении. Общеизвестно различие между объемом бумажного листа (длина/ширина/толщина) при сорбции влаги и десорбции, что неизбежно происходит при хранении документа в воздушной среде. В то же время, опыт показал, что некоторое увлажнение придает бумаге определенные положительные свойства. При последующей усадке бумага уплотняется, в ней восстанавливаются водо-водородные связи. Во время промывки из нее удаляются продукты распада, ускоряющие старение. Усадка же уменьшает пористость и впитывающую способность и, следовательно, способствует повышению биостойкости. Таким образом, объективно увлажнение бумаги становится для нее благом в самом широком смысле.
Но есть сторонники и «сухой» реставрации, приводящей к потере свойств, обеспечивающих долговечность, и, в конечном счете, наносящей бумаге вред. Не всегда при этом достаточно весомо звучат аргументы о том, что сохранение точного формата листов книги увеличивает ее ценность. Пока неизвестно, чего мы лишимся, если незначительно будет изменен формат книжного блока, зато легко можно представить, какой утратой обернется физическая потеря текста или иллюстраций.
Перед этим выбором тоже стоит реставратор: либо сохранить книгу в ее первозданном виде, либо допустить определенные изменения параметров, но обеспечить к ней доступ читателей, сделать доступной для работы. Книга не должна быть артефактом в стеклянном футляре, а оставаться инструментом познания мира, получения знания и хранителем культуры.

1 Giovannini M. A. Towarols a polici for preservation and restoration: some conceptual tools // Restausator. — 1992. — Vol. 13, № 4.
2 Трей Е. Х. Реставрация листов Остромирова Евангелия и описание их повреждений // Реставрация библиотечных материалов: Сб. работ. — Л.: ГПБ, 1958. — 
С. 49—96.
3 Бети-Козоча И. Некоторые методические рекомендации и этические принципы реставрации средневекового пергамента // JCOM Committee for conservation. 9-th Triennial Meeting. — Dresden. — 1990. — P. 6—7.
4 Galinsky E., Haberditz I. A. Paper splitting: systematization quality control and risk minimization // Restaurator.  — 2004. — Vol. 25, № 3. — P. 171—198.


Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы