Кирилл Евгеньевич Трубецков, аспирант Уральской государственной архитектурно-художественной академии, г. Екатеринбург
Возникновение специализированных библиотечных зданий относится к глубокой древности. Усовершенствованные здания библиотек появились в античной Греции и Риме, а со специальным оборудованием — в ХІІІ–ХІV вв. Примечательно, что сначала библиотеки строились на средства меценатов и благодетелей, заинтересованных в возрастании научного и культурного потенциала нации. Архитектура библиотечных зданий походила на церковную и в чем-то на светскую. На облике библиотек сказался дворцовый помпезный стиль, который длительное время широко признавался во всех странах Европы и Америки. Как правило, функциональности в архитектурных проектах библиотечных зданий тех времен отводилось далеко не главенствующая роль. В результате здания, спроектированные специально под библиотеки, не имели характерных черт. У них не было четко организованного и функционально выстроенного планировочного решения. Очень часты в истории примеры, когда библиотеки перевозили в здания, предназначенные для других нужд. В таких условиях потенциал библиотеки как общественного и культурного центра не может быть раскрыт полностью, и дальнейшее развитие останавливается. К середине ХХ в. это противоречие достигло своего пика.
Объекты, в которых концентрируются новейшие достижения в области информации, требуют библиотечной архитектурной концепции. С конца 70-х годов ХХ в. привычный образ публичной библиотеки начал меняться. В основном из-за потери к ней интереса у потенциальных читателей. Исследования показывали, что, кроме физического износа зданий (конца XIX в.), библиотечных фондов и мебели, устарел моральный облик библиотеки.
Это побудило некоторых архитекторов задуматься о роли библиотечного здания, которое должно не только полностью соответствовать деятельности, развертывающейся под его крышей, но и быть средством ее (этой деятельности) совершенствования. Многие библиотеки, бывшие когда-то центрами образовательной активности, сегодня остро нуждаются в функциональной реорганизации. Появление альтернативных носителей информации сильно изменило представление о формообразовании в библиотечной архитектуре. Возрастающая потребность в самообразовании, эволюционный переход от библиотеки к полифункциональному общественно-культурному центру определяют тенденции развития библиотечных зданий. Настало время разобраться с их типологией, дать им функциональную характеристику и понять, в каком направлении проходят их морфологические изменения. По сути, необходимо дать научное определение новому нарождающемуся явлению, или новому витку эволюционной цепочки. Здесь мы попытаемся нарисовать умозрительный «портрет» Библиотеки нового тысячелетия. Но прежде обратимся к тому, что характерно для современных библиотечных зданий — это поможет определить тенденции их развития в будущем.
Базовые принципы планировки
К настоящему времени библиотека перестала быть только местом хранения документов. С точки зрения функциональной организации, современная библиотека избавилась от установленной четкой иерархической организации пространства. Принцип «one room library» — композиционно свободная планировка, перетекающие друг в друга пространства помещений — позволяет посетителям осваивать здание в целом, а не обособленную его часть. Этот принцип реализован во многих современных проектах , в том числе, в зданиях библиотек Калифорнийского Университета в Ирвине (проект Майкла Уилфорда и Джеймса Стирлинга), суперсовременной библиотеки Пекхама в Лондоне (Алсоп аркитектс), медиатеки в Париже (проект Марио Ботта и Марка Живри). Само же здание библиотеки стремится стать общественно-культурным центром. Насыщенная программа культурных и тематических мероприятий для всего центра делает его еще более привлекательным для посетителей и способствует раскрытию его образовательных возможностей. Человек, зашедший сюда на выставку, может заинтересоваться и самой библиотекой. Общественный центр (например, Центр Жоржа Помпиду в Париже), помимо основных функций, выполняет и сопутствующие, такие как торговля, общепит, развлечения.
Библиотека — ядро общественного центра, стержень, который обеспечивает взаимодействие всех тематических блоков. Библиотечное пространство, будучи единым, делится на три функциональные зоны:
• зона административных помещений;
• зона помещений для культурно-массовой работы;
• ядро, в объеме которого соединяются все службы, связанные с чтением: абонемент, читальные залы, взрослый и детский отделы, которые группируются вокруг одной кафедры, где ведется прием и запись новых читателей, выдаются и принимаются книги. Эта схема позволяет правильно распределить движение читательских и книжных потоков, пути передвижения персонала. Сердцем библиотеки становится кафедра.
Кроме основных функциональных помещений, в современной библиотеке должны быть предусмотрены площадки для проведения культурно-массовых мероприятий. Одну группу мероприятий составляют выставки (просмотр), другую — лекции и конференции (прослушивание). На стыке двух этих основных групп — например, лекция с показом слайдов и фильмов, экскурсия по выставке, то есть то, что требует активного участия зрителей. Для библиотекарей это — возможность перейти от простого распределения информации к внедрению библиотеки в социальное и культурное поле. Что касается самого здания общественного центра, то стратегия пассивного его влияния сменяется стратегией активного его участия. В стенах центра находят себе место мобильные выставочные залы, музейная часть, медиатеки (для прослушивания музыки), помещения для кружковых и групповых занятий, залы для проведения конференций и показа фильмов, детские игротеки. Эти пространства взаимосвязаны и привлекают различные группы населения.
Важнейшими факторами организации пространства современной библиотеки являются инженерные вопросы: освещения, вентиляции, кондиционирования, пожарной безопасности, энергопотребления и экономии и многих других инженерных вопросов. Наиболее яркий пример удачного освещения за счет архитектурного решения вопроса — это Городская библиотека в Выборге, построенная по проекту Алвара Аалто. Аалто создал комфортную среду, разработал систему бестеневого освещения с помощью воронкообразных фонарей верхнего света.
Отличным примером одновременного решения инженерных и архитектурных вопросов является Центр Жоржа Помпиду в Париже. С тем, чтобы включить и максимально активизировать цветовое восприятие объемно-пространственной композиции, авторами принято весьма неожиданное решение: все внутреннее пространство освобождено от технического оборудования. Оно вынесено в систему из четырех внешних трубопроводов и для каждой подсистемы выбран свой цвет. Голубой — для кондиционирования, зеленый — для водоснабжения, желтый — для электросети, красный — для лифтов, безопасности, в том числе, противопожарной. Коммуникации, инженерное обеспечение занимают три этажа.
Мы видим, что за последние три–четыре десятилетия образ публичной библиотеки подвергся существенной корректировке. Изменилось не только технологическое оборудование, иное вкладывается в само слово «библиотека». Из хранилища с ограниченным доступом библиотека превратилась в общественно-культурный центр, в место проведения досуга и получения образования. Изменился также архитектурный облик —
авторы проектов стали уделять больше внимания как функциональной стороне организации пространств и взаимосвязей комплекса, так и образно-семиотической. Библиотека приобрела «лицо».
Портрет библиотеки будущего
На основе проведенных выше исследований основных тенденций развития и морфологических изменений в архитектурно-планировочной структуре библиотечного здания попробуем создать библиотеку или фонотеку ближайшего будущего.
Главным пространством всего здания информационного центра и первого этажа должен стать атриум. От входа посетитель попадает в центральный вестибюль, откуда ведут дроги к разным тематическим блокам. Здесь же расположены гардеробы и туалеты. В отдельный блок будут выделены книжный магазин и кафе быстрого питания с автономными входами снаружи и сообщением с центральным вестибюлем. С центральным вестибюлем должен быть напрямую связан тематический музей или другой выставочный зал. Такая организация позволяет четко выделить общественно-функциональное ядро в объеме здания. Также на первом этаже может быть расположен блок издательского центра, но — с отдельным входом, вынесенным из объема здания, чтобы обеспечить шумозащиту. На первом этаже или в подвале должен расположиться гараж библиобусов (доставка книг передвижной библиотеки в отдаленные населенные пункты) с площадкой для сортировки книг и прямым доступом в главное книгохранилище. В атриуме сосредотачиваются главные коммуникационные узлы: лифты и лестницы, связывающие первый и второй этажи.
На втором этаже приоритет лучше оставить за читальными залами и другими помещениями образовательной направленности. В центральной части второго этажа лучше расположить кафедру выдачи книг и контроля. Кафедра должна быть связана непосредственно с главным книгохранилищем. На кафедре же лучше располагать и компьютерные базы данных со справочно-библиографическим аппаратом и методическую службу. Компьютерные базы данных должны быть доступны и работникам библиотеки, и посетителям. На втором этаже необходимо предусмотреть наличие конференц-зала для проведения общественных мероприятий: презентаций, семинаров, конференций с возможностью просмотра видеоматериалов. С ним напрямую должны быть связаны главные помещения информационного центра: медиа-информационный блок и главный читальный зал.
Медиа-информационный зал должен быть вытянутым в плане, чтобы рассредоточить рабочие места, разделить на тематические подгруппы и свести к минимуму помехи от различных источников шума и прочих отвлекающих факторов. Рабочие места должны предусматривать иерархию подгрупп: поисковые базы данных; места для групповых занятий; места «экспресс-занятий» (непродолжительное ознакомительное занятие не более, чем на час); изолированные места-кабинки для продолжительных индивидуальных занятий (в конце зала). Желательно, чтобы все три зала выходили в атриум.
Читальные залы лучше разместить в отдельном блоке или крыле здания — они должны быть удалены от источников шума и прочих отвлекающих факторов. Среди читальных залов необходимо выделить: зал периодических изданий; один или несколько детских читальных залов с методкабинетом, игротекой и класс-комнатами. Главный читальный зал будет делиться так же, как и медиа-информационный зал, на несколько секторов и будет вытянутым в плане. В начале зала должны быть расположены справочно-энциклопедический сектор с компьютерной базой данных и сектор популярной литературы справочно-ознакомительного характера, далее — сектор групповых занятий. В центре зала — кафедра справочно-библиографического поиска и контроля. В конце зала лучше разместить сектор популярной художественной литературы, оборудованный закрытыми рабочими местами. Из читальных залов могут быть оборудованы выходы на летнюю террасу для чтения на открытом воздухе.
Подводя итог, необходимо отметить, что в этом кратком обзоре мы рассмотрели лишь общие принципы построения информационного центра и не принимали во внимание ограничивающие факторы.
Если абстрагироваться от многовековых традиций и стереотипов, то окажется, что перед современными архитекторами — неосвоенное пространство нового нарождающегося типа здания. Его освоение должно основываться на функционально-планировочном зонировании. Важны и другие факторы проектирования: семиотическая гармонизация функциональных подразделений, внедрение здания в структуру городской среды и многое другое. Часть этих принципов уже учтена в проектах информационных центров и публичных библиотек последних лет, другие еще только обозначаются в качестве теоретических проблем. И те и другие постоянно изменяются вместе с требованиями, предъявляемыми к зданию библиотеки.
Появление публикаций в периодической архитектурной прессе и множество архитектурных конкурсов свидетельствуют об отсутствии целостного взгляда и о необходимости более глубокого изучения вопроса. Попытка построения теоретической модели позволяет более детально и, вместе с тем, в общем представить объем необходимых требований, предъявляемых этому типу здания. Чтобы впоследствии иметь возможность развить эту тему на основе наработок и воплотить эти модели в будущем: в теоретических работах, в новых проектах.
При написании статьи были использованы материалы:
Андер А. Б. Библиотеки Великобритании: (Обзор). — М.: Стройиздат, 1972. — 76 с.: ил.
Современные библиотеки США. — Москва: Стройиздат, 1987. — 87 с.: ил.
Гаскюэль Жаклин. Пространство для книги: Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет б-ку / [Перевод]. — Москва: Рудомино, 1995. — 303 с.: ил.
Шульмейстер М. Ф. Детские библиотеки. — Москва: Стройиздат, — 1978. — 121 с.: ил. — (Архитектору-проектировщику).
Журналы «L` Architecture D`aujord`hui», 1998–2003 гг.
Журнал «Taschen. Contemporary European Architects».