Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (49)'07 - Библиотечное пространство
Фантазии на тему: «Идеальная библиотека вуза»

Наталья Мирославовна Свергунова, директор научной библиотеки Орловского государственного технического университета

Всем хорошо известно определение, данное «библиотеке» законом «О библиотечном деле» (1994 г.): «Библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам».1 Именно в соответствии с этим определением каждая библиотека строит свою деятельность, опираясь на современные достижения библиотечного дела, информатики и других сфер человеческой деятельности. Процесс активных нововведений коснулся библиотек всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности. Но каждая библиотека идет своим путем, по-своему расставляя приоритеты. Путь этот нелегок, поскольку решение одних задач неминуемо влечет за собой все новые, более сложные. А при недостаточном и несвоевременном финансировании, отсутствии площадей, несоответствующей квалификации персонала и низкой оплате труда переход библиотеки на качественно новый уровень работы затруднителен.

Принцип открытости
Принципиально новым подходом к воспитанию и обучению молодого поколения является то, что с формальных идеологических воздействий на личность акцент смещается на создание необходимых гуманных, образовательных, духовных и других условий, влияющих на ее формирование и развитие. Поэтому речь пойдет о библиотеке как о культурно-информационном центре, удовлетворяющем информационные потребности, создающем условия для развития духовно-нравственных, культурных, эстетических и др. качеств личности.
Каждый пользователь вузовской библиотеки хочет получать хороший сервис: прийти в светлое комфортное помещение, удобно расположенное (либо неподалеку от вуза, либо непосредственно в вузе), оснащенное по последнему слову техники, быстро и без лишних затрат найти необходимую информацию, долго изучать источники.
Как правило, крупные вузы страны, дающие возможность получать образование по широкому спектру специальностей, имеют несколько корпусов, нередко территориально сильно удаленных. Что ставит библиотеку перед выбором: собрать всю литературу в одном корпусе или формировать специализированные фонды. И тот, и другой вариант имеет массу недостатков, поскольку либо лишает пользователей удаленных корпусов литературы совсем, либо обеспечивает доступ лишь к информации по специальности. Идеальным решением проблемы было бы создание университетских городков, где необходимые структуры располагаются в непосредственной близости друг от друга.
Для библиотеки вуза должно быть выделено отдельное здание, позволяющее организовать деятельность каждого отдела в соответствии с поставленными целями. Комфорт должен обеспечиваться по последнему слову эргономики и эстетических норм. Режим работы библиотеки должен оитимально согласоваться с расписанием учебных занятий, чтобы пользователь мог в любое удобное для него время воспользоваться услугами информационного центра.
Документ, служащий пропуском в библиотеку, должен быть един для всех структур университета — пластиковая карта (бесконтактная смарткарта), позволяющая идентифицировать личность пользователя, получать необходимую информацию о нем, вести финансовые расчеты.
Несомненно, в такой библиотеке все библиотечно-библиографические процессы автоматизированы: заказ на приобретение литературы, комплектование, каталогизация, учет и контроль, статистика, финансы, работа с читателями. Сведения о фонде библиотеки в полной мере отражены в БД, осуществляется только электронная  выдача с использованием радиочастотной идентификации и автономных сканеров (такого рода сканеры особенно удобны при массовой выдаче и инвентаризации фонда, когда необходимо работать дистанционно от компьютера). Используемая АБИС позволяет вести работу с читателями в автоматизированном режиме: каждый пользователь имеет электронную карточку  (в которой библиотекарь может оставить  необходимое сообщение) с информацией о взятых им документах, сроках их возврата. Здесь же можно забронировать на определенный срок литературу из любого отдела библиотеки.
Важнейшая составляющая —  это зоны отдыха. Жизнь показывает, что студент часто посещает библиотеку с единственной целью — отдохнуть, отвлечься. Именно в таких комнатах пользователь имеет возможность опуститься на удобный диван с интересным журналом или кроссвордом, за которым не нужно стоять в длинной очереди, или послушать любимую музыку, наконец, просто пообщаться в непринужденной обстановке с друзьями.
Основной чертой должна стать открытость фондов, возможность познакомиться с изданием воочию, полистать его. Именно это должно стать основополагающим идеальной библиотеки. Как это давно уже стало на Западе, но, к сожалению, не получило распространения в отечественном библиотечном деле.

Дисциплина и видеонаблюдение
Все подразделения идеальной библиотеки оборудованы качественной компьютерной и множительной техникой. Каждое рабочее место автоматизировано, имеет выход в Интернет, настроено на сетевой принтер, чтобы каждый имел возможность работать с информационными ресурсами библиотеки, в которой находится (электронным каталогом, собственными и приобретенным полнотекстовыми, библиографическим БД и др. информацией) и с удаленными мировыми информационными ресурсами, и в любой момент распечатать необходимый материал. Обязательным является наличие кэрролов — отдельных изолированных помещений для индивидуальных и групповых занятий.
Конечно, помещение должно иметь электронную систему сохранности фонда — электронные ворота, установленные на выходе из библиотеки. В этом случае пользователь сможет свободно передвигаться по структурным подразделениям с необходимыми документами.
Достаточное количество множительной техники, позволяющей копировать, сканировать документы, обеспечит в той или иной степени сохранность фонда и решит проблему читательской задолженности. А нерадивые пользователи, которые любят вырывать страницы или наносить другой какой урон библиотеке, должны быть уверены, что за ними ведется видеонаблюдение.

Комплектование
К комплектованию фонда необходимо подходить с особой тщательностью, учитывая как содержательные (качественные), так и количественные и видовые критерии. Например, необходимо учитывать оптимальное соотношение традиционных и электронных ресурсов, которые, в свою очередь, требуют определения своих критериев отбора (документы на электронных носителях, имеющие аналоги на бумажных носителях; документы на электронных носителях в качестве локальных ресурсов — электронные каталоги библиотеки, различного рода БД и др.; интерактивные он-лайновые электронные ресурсы). С точки зрения содержания комплектования при отборе документов учитываются все факторы образовательной среды, соответствующие содержанию и формам обучения, научной и воспитательной деятельности. Информационные потребности пользователей можно условно разделить на учебные, научные и культурные. Научные и культурные потребности задают высокий уровень информационных потребностей и поэтому требуют полноты комплектования фонда. При этом комплектование изданиями на нетрадиционных носителях (СD, DVD, видео, аудио) считается приоритетным (к счастью, в настоящий момент в библиотеках это становится нормой). От комплектования зависит не только развитие фонда, инфраструктуры библиотеки, направление обслуживания пользователей, но и будущее библиотеки (ценность и востребованность фонда, удовлетворенность пользователей в процессе обучения, самообразования).
Некоторые положения авторского права, связанные с возможностью оцифровки изданий и их использованием, будут уже доработаны и приведены в действие в соответствии с потребностями информационного общества.

Дополнительные услуги
Учитывая, что вузовская библиотека не только обеспечивает учебный и научный процесс, но еще и является важнейшим воспитательным звеном, должное внимание следует уделять приобретению художественной, научно-популярной литературы, изданий по искусству, художественных фильмов, аудиозаписей и др.
Чтобы быть культурно-информационным центром, стимулирующим творческую активность, библиотека должна иметь помещение и необходимую технику (видеоаппаратуру, ноутбуки, проекторы, экраны) для проведения различного рода массовых мероприятий: заседаний литературных клубов, творческих встреч, вернисажей, видео-гостиных и др., а также профессиональных мероприятий: мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров.
Идеальная библиотека осуществляет широкий спектр дополнительных сервисных услуг, которые читатель оплачивает в библиотечном киоске, представляющем собой автомат для финансовых расчетов наличными либо при помощи пластиковых карт.
Обязательным является наличие отдела виртуального обслуживания, чтобы пользователь мог обратиться за помощью к профессионалу, заказать литературу и воспользоваться услугами электронной доставки документов непосредственно со своего рабочего места, к примеру, из дома.
Для того чтобы ориентироваться в огромном информационном пространстве, уметь находить и эффективно использовать информацию, нужно обладать достаточным уровнем информационной культуры. Вот залог успешного обучения.

Кадры
В идеальной библиотеке должны трудиться настоящие профессионалы своего дела: разносторонне развитые люди, компетентные и доброжелательные, любящие свою профессию, готовые откликнуться на любую просьбу, получающие достойную заработную плату. При этом штат должен быть укомплектован не только библиотечными специалистами, но и программистами, системными администраторами, другими специалистами по информационным технологиям, обслуживающими многочисленную технику.
Конечно, для некоторых западных библиотек наши мечты покажутся наивными, но, к сожалению, российские библиотеки в своем развитии отстают от западных в среднем лет на 10–15 лет. И то, что для них является реальностью, для нас — труднодостижимым будущим. Для того, чтобы вузовские библиотеки вышли на новый уровень работы, могли предоставлять информационные услуги самого высокого качества, необходима поддержка в рамках законодательства в области библиотечного дела, как со стороны органов власти, так и со стороны университетского руководства.
Библиотека как социальный институт не статична. Она развивается и меняется с течением времени. И может быть уже через несколько лет все вышесказанное станет реальностью, и появятся новые цели — новый идеал библиотеки.
1 О библиотечном деле [Текст]: федеральный закон от 29.12.1994 г. №78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — №1. — Ст. 2.

В статье использованы фотографии библиотеки Томаса Г. Карпентера, США

От редакции:
Пока автор представляет себе идеальную библиотеку в г. Орле, такое чудо современной технологии, как бесконтактные смарт-карты, позволяющие разносторонне идентифицировать читателя и предоставляющие ему куда большую свободу, нежели традиционные читательские билеты, сегодня отнюдь не являются мечтой или фантазиией, для некоторых вузов страны они уже стали реальностью. Как, например, для библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова или для петербургского «ЛЭТИ». Равно как и вовсю автоматизируются различные библиотечные процессы, появляются открытые доступы и т. д.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы