Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (50)'07 - Безопасность библиотек
По принципу разумной достаточности Защита фондов — повседневная работа

Людмила Ивановна Душкина, начальник Центра безопасности культурных ценностей Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Роскультуры, Москва

Последние десять лет проблемы обеспечения безопасности библиотек — одно из приоритетных направлений государственной политики в области модернизации библиотечного дела, проводимой Отделом библиотек Министерства культуры РФ через Программу сохранения библиотечных фондов РФ. Один из разделов этой программы так и называется — «Безопасность библиотек и библиотечных фондов». Однако до настоящего времени системы общегосударственных и отраслевых нормативных документов, регламентирующих деятельность в области защиты особо ценных объектов культурного наследия, к сожалению, пока нет.
Основным инструментом отраслевой модернизационной политики является Федеральная целевая программа «Культура России», в том числе, в сфере обеспечения безопасности библиотек и их фондов. Техническая и финансовая поддержка дала возможность оборудовать ряд библиотек современными средствами охраны и использовать средства федерального и региональных бюджетов, уже вложенные в проектирование и монтаж систем безопасности, по возможности, наиболее эффективно.
Безусловно, все мероприятия по созданию системы безопасности требуют немалых затрат. Но если соотнести затраты на операции по защите фондов со стоимостью редчайших документов, которые могут быть утрачены, то вывод напрашивается сам собой.
Подобные проекты в настоящее время финансируются по разделу «Обеспечение доступности музейных, библиотечных фондов, фильмофондов, а также их безопасности», «Библиотеки России» и «Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации». Заявки на финансирование конкретных проектов необходимо подавать по двум направлениям: разработка документации и монтаж оборудования.

Вниманию администрации
Безопасность — это, прежде всего, организация и контроль. И если мы находим время грамотно сформулировать задачу, разработать программу и проконтролировать выполнение мероприятий, затраты можно минимизировать.
Как показывает практика, несмотря на все усилия, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в библиотеках как местах с массовым пребыванием людей пока еще высока. Большинство пожаров, краж, аварий, приводящих к ущербу здоровья людей и потере фондов, обусловлено исключительно человеческим фактором.
Администрации библиотек не разрабатывают комплексные программы и планы организационно-технических мероприятий, в том числе, первоочередных мер по обеспечению безопасности; не устанавливают современные приборы охраны, не заменяют устаревшие, приобретают неэффективные средства пожаротушения и огнезащиты; специализированные организации не проводят проверку работоспособности аппаратуры и состояния сетей электроснабжения и т. д.
В особо плачевном состоянии — системы пожарной сигнализации и противопожарной защиты. Многие книгохранилища не оборудованы системами автоматического пожаротушения. Но даже на оборудованных автоматическими установками объектах в 50% случаев автоматика не срабатывает. Причина — в низком качестве и надежности извещателей, приемных станций, приборов управления и в недостатках при проектировании. А также в том, что к противопожарной защите нет единого подхода, отсутствует проектная документация, не проводится ее экспертиза; сложное дорогостоящее оборудование приобретается без утвержденных технических заданий; нет систем теленаблюдения и контроля доступа. Техническое обслуживание приборов слабое, а из-за плохой эксплуатации даже новая охранная сигнализация в момент попытки хищения бездействует, а пожарная сигнализация при возникновении пожара оказывается отключенной. Увы, администрация часто смотрит на это сквозь пальцы.
Отсутствие проектной документации или, что еще хуже, некачественная документация (дающая чувство самоуспокоенности) делает невозможной правильную эксплуатацию пожарной автоматики, напрямую создавая опасную чрезвычайную ситуацию. Как правило, соответствующие приборы устанавливаются не чаще одного раза в десять лет, и стоит это немалых денег. Опыт показывает, что грамотный подход к использованию технических средств позволяет оперативно устранять последствия аварий или предотвращать их, а также значительно экономить на постовой охране.
Защита должна быть адекватной поставленным задачам, проектные решения должны отвечать критерию «разумная достаточность» и соотношению «эффективность/стоимость». Поэтому техническое задание и проектная документация должны проходить экспертизу в Центре безопасности культурных ценностей.

В центре безопасности
Центр безопасности культурных ценностей был создан в системе Минкультуры России в 1994 г. С 2002 г. он функционирует в составе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
Центр является базовым подразделением в отрасли, обеспечивает современный уровень развития систем безопасности в учреждениях культуры, разрабатывает и внедряет перспективные технологии безопасности. Это единственное экспертно-консультационное и учебно-методическое подразделение в отрасли по проблемам комплексной охраны культурного наследия от различных факторов опасности. А с 2000 г. — это федеральный координационный центр, реализующий часть Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, отраженной в разделе «Безопасность библиотек и библиотечных фондов».
Специалисты Центра систематически проводят комплексные обследования состояния безопасности как крупных музеев, библиотек и прочих учреждений культуры, так и региональных, районных, городских. На основе анализа специфической для каждого объекта ситуации мы оказываем помощь в создании концепции безопасности, выработке стратегии защиты, разработке инструкций, конкретных рекомендаций по специфическим направлениям: совершенствованию структуры охраны, рациональному и эффективному использованию технических средств безопасности и прочим.
Проводимые Центром экспертизы технических заданий, смет, проектных предложений, представляемых на конкурсы по оборудованию, и другой документации позволяют учреждениям культуры значительно экономить на совершенствовании систем безопасности.
В построении комплексных систем и структуры охраны культурного наследия Россия отличается от других стран. В демонстрационном учебном кабинете Центра есть база данных об отечественных и зарубежных технических средствах безопасности, и это позволяет сотрудникам Центра проводить квалифицированные консультации, лекции, семинары по проблемам безопасности, приглашать для этого специалистов.
Центр разрабатывает отраслевые и межведомственные нормативные документы, издает методические пособия по организации системы охраны и пожарной безопасности, поддерживает связи с Российской Ассоциацией музейной безопасности «ИКОМ».

Основные направления деятельности Центра
1. Комплексное решение вопросов безопасности, индивидуальных для каждого объекта.
1.1 Проведение комплексных обследований состояния охраны и противопожарной защиты учреждений культуры различного профиля в регионах России, анализа рисков на объектах с выдачей конкретных рекомендаций по организации эффективной системы безопасности, по совершенствованию средств и способов защиты объектов культуры от пожаров, преступных посягательств, других факторов опасности, угрожающих сохранности фондов, в том числе режимных мероприятий: введению пропускной системы, ключевого хозяйства, обеспечению защиты в чрезвычайных ситуациях, формированию постовой охраны, составлению договоров с милицией и др.
1.2 На основании рекомендаций по результатам обследований Центр оказывает помощь в формировании и экспертизе текущих и перспективных программ и планов мероприятий по усилению безопасности, внедрению современных технических средств охраны, а также в составлении заявок на финансирование работ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».
1.3 Выработка стратегии охраны конкретных объектов с учетом их специфических особенностей, создание концепций комплексной безопасности учреждений культуры с детальным анализом особенностей различных видов охраны и схем ее организации, в том числе с помощью технических средств. На основании концепций, разработанных с помощью специалистов Центра, во многих крупных музеях и библиотеках России строится планомерная работа по реализации мероприятий, направленных на укрепление безопасности. Разработка концепций безопасности требует выезда экспертов Центра для проведения комплексного обследования существующего состояния безопасности.
2. Разработка и внедрение технических средств для защиты культурных ценностей.
2.1 Разработка технических заданий и другой документации на оборудование учреждений культуры комплексом технических средств безопасности. Анализ предложений и технических решений по оснащению их современными, надежными средствами технической укрепленности, сигнализации, связи, охранного телевидения, соответствия специфическим требованиям защиты фондов. Составление рекомендаций по их применению.
2.2. На основании разработанных и согласованных Центром технических заданий, экспертиз проектно-сметной документации большому числу учреждений культуры удалось снизить расходы на оснащение техническими средствами безопасности.
Оказание технической помощи в проведении конкурсных торгов на оборудование учреждений культуры средствами безопасности, разработка исходной документации, проведение экспертиз тендерных предложений.
3. Проведение консультаций и экспертиз по важнейшим для сохранения культурных ценностей вопросам противопожарной защиты — ее организации, использованию средств ручного и автоматического пожаротушения. Первоочередное внимание уделяется проблеме исключения возможных негативных последствий воздействия огнетушащих и огнезащитных составов на музейные и библиотечные фонды.
4. Разработка отраслевых, межведомственных и внутриобъектовых нормативных документов, методических пособий по различным вопросам организации системы безопасности, использованию оборудования.
5. Методическая и консультационная помощь по вопросам музейного хранения, превентивной консервации. Разработка и внедрение современного оборудования для поддержания стабильных параметров микроклимата, исключающих вредное воздействие среды и обеспечивающих гарантированную длительную сохранность особо ценных фондов в нейтральной газовой среде с контролируемой относительной влажностью.
6. Центр располагает базой данных о тактико-технических характеристиках отечественных и зарубежных средств охранной, пожарной сигнализации, пожаротушения, теле-, видеоаппаратуры, систем контроля доступа, приборов контроля климатических параметров, хранилищного и экспозиционного оборудования. Исходя из задач защиты конкретного объекта, сравнительная оценка различных технических показателей дает возможность обоснованного выбора аппаратуры с учетом критериев «разумная достаточность», «эффективность/стоимость».
В Центре проходят обучение и повышают квалификацию по важнейшему современному направлению менеджмента безопасности руководители и специалисты учреждений культуры, по линии АПРИКТ готовятся дипломные работы.
7. Организация и проведение конференций, семинаров, лекций по проблемам безопасности на базе музеев и библиотек. Благодаря этим мероприятиям широкий круг работников учреждений культуры имеет возможность на основании имеющегося практического опыта ознакомиться с современными методами организации охраны, новейшими техническими средствами, отвечающими задачам защиты национального достояния.
Для оснащения системами безопасности конкретных учреждений культуры может быть предоставлена информация о проектных и монтажных организациях, а также разработчиках и изготовителях аппаратуры и оборудования.

Время библиотек
Реальную опасность для библиотек создают сложная экономическая ситуация в стране плюс — повышенная угроза природных и техногенных катастроф, рост экологической опасности, беспрецедентные размеры преступности в последнее время (целенаправленные хищения редких и ценных книг из библиотек, опасность терроризма). В отличие от музейных коллекций, библиотечные фонды — это универсальный источник информации массового спроса. И если раньше основными объектами краж в сфере культуры были музеи, а богатство (в том числе и в долларовом исчислении) книжных фондов наших библиотек оставалось за пределами внимания профессиональных преступников, то именно рыночная стоимость книжных раритетов, резко выросшая в последние годы, сделала библиотеки объектом криминальных посягательств.
Проблема обеспечения безопасности библиотек и библиотечных фондов, а значит — и компьютерной техники, обслуживающей информационную библиотечную сеть, имеет свою специфику, поскольку речь идет не просто о безопасности интеллектуального фонда страны, но о предоставлении гражданам открытого доступа к информационным ресурсам, о формировании их самосознания, об их мироощущении, ориентировании в правовом поле, об осознанном отношении к политике государства. Доктрина Информационной безопасности, проводимая в рамках государственной политики, направлена на обеспечение безопасности в разных сферах. Утверждая своим Указом от 9 сентября 2000 г. Доктрину, Президент подчеркнул ее важность как составляющей национальных интересов страны.
Первым этапом создания комплексной системы защиты от пожаров, несанкционированных проникновений и выноса изданий, попыток хищений фондов библиотеки и материальных ценностей, разбойных нападений и других факторов опасности является разработка технического задания (ТЗ). Оно включает все позиции — от нормативной базы и планировочных решений в рамках функционально-технологического зонирования до решения задач постовой охраны и, разумеется, всего комплекса технических средств. Типизировать ТЗ невозможно, потому что каждый объект, каждое здание — индивидуальны в своих организационно-технических решениях.
Разработка ТЗ и концепций с прилагающимися к ним планами системных мероприятий уже проводились Российской государственной библиотекой по искусству, Российской государственной юношеской библиотекой, Национальной библиотекой Удмуртской республики, библиотеками Рязанской, Тульской, Липецкой, Архангельской областей. Хотелось бы отметить заинтересованный подход директоров этих библиотек к формированию технической политики и ее поэтапной реализации. Благодаря их личной активности бюджеты библиотек пополнялись из федерального.
Капиталоемкость мероприятий по обеспечению эффективной защиты библиотек от различных источников опасности очевидна. Поэтому решать этот вопрос требовалось на уровне отдельных библиотек и регионов, после чего руководство органов культуры более внимательно стало относиться к финансированию этого направления.
Каждое конкретное решение принимается и финансируется по результатам наших комплексных обследований. Отдел библиотек Центра получает информацию о состоянии дел и необходимый объем помощи для укрепления защиты каждой конкретной библиотеки. Обследования были проведены в ряде библиотек Москвы и Московской области, в С.-Петербурге, Владимире, Вологде, Липецке, Орле, Перми, Ростове-на-Дону, Рязани, Смоленске, Туле, Ульяновске, Ярославле, Удмуртии, Ханты-Мансийске и других регионах. Фактически Центр и привлекаемые им специалисты ведут работы по созданию комплексов упреждающих мероприятий на случай разного рода чрезвычайных ситуаций.
Наша задача — не допускать ошибок в выборе технических средств и фирм, их поставляющих. Центр привлекает для экспертизы проектов высококвалифицированных специалистов из других ведомств.
Детальный анализ и комплексный подход к проблеме дают возможность сэкономить средства. Опыт работы Центра безопасности показал, что экспертиза проектов позволяет выявить их недостатки до начала проведения работ, что значительно выгоднее. Суммы, которые тратятся на исправление допущенных ошибок — многократно больше, так как в отдельных случаях приходилось демонтировать неправильно установленное оборудование.
За время своего существования Центр провел большую работу по подготовке различного рода рекомендательных и инструктивных материалов в помощь руководителям и специалистам библиотек.
Специалистами ЦБКЦ и МЭС разработаны методики обучения и переподготовки кадров в области подготовки специалистов в сфере обеспечения безопасности библиотек и их фондов. Центр принимал участие в подготовке пяти специалистов по профилю «Менеджер по сохранению библиотечных фондов». Специалисты Центра проводили занятия в АПРИКТ, принимали выпускные экзамены.
Подчеркнем еще раз, что безопасность не является дорогостоящей, если мы находим время поставить задачи, разработать программу и проконтролировать выполнение мероприятий.

101990, Москва, Старосадский пер., 9
Тел./факс (495) 621-30-27,
Е-mail: dushkina@nm.ru
Адрес в Интернете: http://rosizo.ru/status/structure/security/index.html

Пока материал готовился к печати: В рамках XII Международного форума «Технологии безопасности-2007» 6 февраля Центр проводил Всероссийский семинар «Безопасность учреждений культуры, хранилищ культурных ценностей». В работе семинара приняли участие 145 руководителей и специалистов региональных органов управления культуры, федеральных и региональных библиотек, музеев, архивов и других учреждений, хранящих культурные ценности, из Республик Карелия, Коми, Татарстан, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и области, Великого Новгорода, Владимирской, Вологодской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Ростовской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Тульской, Тюменской, Ульяновской и др. областей, а также ответственные представители подразделений МВД России, специалисты проектно-монтажных организаций и фирм-производителей технических средств безопасности. Доклады и многочисленные выступления участников семинара были посвящены, главным образом, вопросам обеспечения охраны, безопасного хранения и маркирования культурных ценностей. Для работников библиотек несомненный интерес представил программно-аппаратный комплекс автоматизированного учета и защиты от краж.

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы