Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (50)'07 - Безопасность библиотек
«Открытое чтение»: педагогический замысел надпредметной программы Технологический алгоритм реализации

Татьяна Гелиевна Галактионова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Проблема повышения качества образования во всех развитых странах рассматривается как приоритет национальной политики. Ведущая роль в ее решении отводится приобщению школьников к культуре чтения. А задача приобщения современных школьников к чтению — это составная часть проблемы повышения качества общего образования. Чтобы определить пути совершенствования качества образования посредством приобщения к чтению в современных условиях, необходимо уточнить само понятие «качество образования».

Противоречия феномена «чтения»
Если понимать под «образованием» специально организованный процесс развития у школьников способности к самостоятельному решению проблем, имеющих социальное и личностное значение, то очевидно, что только школьного образования для этого недостаточно. Учебный процесс должен дополняться самообразованием, домашним образованием, опытом социальной деятельности. С этой точки зрения общее образование можно рассматривать как интеграцию различных видов образования. И в этом смысле оно предполагает, что развитие способности самостоятельного решения проблем основывается на приобщении к культуре общества — на освоении общих ценностей, формировании общего культурного пространства, «общего языка» культуры и социума, и огромная роль в этом принадлежит чтению.
Изучение основных научных характеристик феномена «чтения», а так же анализ современных педагогических подходов к решению проблемы чтения школьников у нас в стране и за рубежом позволяют выявить следующие группы противоречий, на разрешение  которых направлена предлагаемая разработка надпредметной программы.
Противоречия социокультурного плана —  между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди молодежи.
Противоречия научного плана — между обширными знаниями во всех возможных диапазонах исследования чтения и недостаточностью теоретических знаний о чтении школьников как социально-педагогическом феномене Открытого образования.
Противоречия педагогического плана:
• между стратегией современного образования на освоение школьниками базовых компетентностей: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться быть, — и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий, адекватных решению этих задач, в частности, в сфере развития детского и подросткового чтения;
• между попыткой современного педагогического теоретического знания ориентироваться на демократические принципы и неготовностью большинства педагогов к диалогу с учеником;
• между декларированием открытости как ключевой характеристики современного образования и неготовностью школы реализовать эти принципы в практике педагогического процесса;
• между декларируемой гуманитаризацией современного образования и неготовностью педагогов к активному использованию потенциала чтения в освоении школьниками предметных областей знания;
• между ориентацией современного образования на непрерывность и усиление роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагогов в вопросах эффективных стратегий работы с текстом.
Противоречия организационно-методического плана:
• между обширным образовательным потенциалом современного социума в плане развития чтения школьников и отсутствием необходимого опыта социального партнерства школы в этом вопросе;
• между интегративным характером педагогической деятельности, направленной на развитие чтения школьников, и недостаточной ориентацией педагогов на командное взаимодействие в решении этой проблемы;
• между высоким педагогическим потенциалом визуальной культуры и отсутствием теоретических и практических разработок по проблемам целенаправленного педагогического дизайна образовательного пространства школы, ориентированного на развитие культуры чтения школьников;
• между прогрессирующим развитием медиаресурсов и минимальным использованием их потенциала в практической деятельности учителя по приобщению к чтению.
Противоречия процессов развития культуры чтения школьников:
• между престижностью чтения среди учеников начальной школы и нигилизмом по отношению к чтению среди старшеклассников;
• между широким выбором книжных изданий и неумением ребенка самостоятельно выстроить круг своего чтения.
Данные противоречия определили стратегию разработки надпредметной программы «Открытое чтение».

Путь к интегративным результатам
Российский подход приобщения к чтению имеет богатые традиции и реализуется в различных формах. Его отличает отношение к чтению как способу духовно-нравственного развития личности. Идет интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников, однако школы не являются лидерами и инициаторами этих процессов. При этом в школьной практике отсутствует понимание приобщения к чтению как общепедагогической задачи, равно как и недооценивается возможность межпредметной интеграции и воспитательной деятельности школы. Недостаточно востребован в системе школьного образования и богатейший опыт библиотечного сообщества. А имеющиеся педагогические технологии не всегда эффективно позволяют решать проблему приобщения к чтению детей разного уровня мотивации, в том числе, слабых читателей из числа мигрантов и детей с социально-эмоциональными нуждами. Традиционных методических ресурсов уже не достаточно, поэтому актуальной задачей сегодня является создание методической системы социально-педагогического сопровождения приобщения к чтению современных школьников. Здесь возможны два подхода: создание специальной учебной дисциплины или использование имеющегося потенциала образовательного процесса на основе надпредметной программы.
Первый подход традиционно применяется в ряде школ. Это — библиотечно-библиографические уроки, спецкурсы, занятия по курсу «Основы информационной культуры». Но решить указанные выше проблемы только в рамках учебной и внеучебной программы в полной мере нельзя. Чтобы создать соответствующее отношение к чтению, у ребенка предстоит сформировать опыт читательской деятельности в условиях социальной активности и межличностного взаимодействия. В связи с этим более перспективным является второй подход — разработка и реализация т. н. «надпредметной», программы приобщения к чтению.
В отечественном образовании основная заслуга в разработке этого направления принадлежит профессору О. Е. Лебедеву.  Сейчас надпредметным программам уделяется большое внимание по большей части потому, что новое качество образования предполагает достижение ряда интегративных образовательных результатов, которые нельзя свести к сумме «предметных результатов». Интегративные результаты можно получить лишь при «взаимодействии» учебных предметов, при взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса (собственно учебных предметов, дополнительного образования, социально-творческой деятельности, самообразования).
Надпредметная программа «Открытое чтение» ориентирована на мотивацию свободного чтения, воспитание любви к чтению, освоение различных стратегий и способов работы с текстом, пробуждение интереса и готовности к самостоятельной читательской деятельности для удовольствия и саморазвития.

Открытому обществу — Открытое чтение
Общенаучная категория открытости систем активно применяется в ряде социальных концепций, максимально проявляя себя в концептуальной модели т. н. «Открытого общества». Одной из ведущих характеристик Открытого общества выступает глобализация его информационной культуры и детерминирующий характер информации по отношению ко многим социальным процессам. Открытое общество требует Открытого образования.
Понятие «Открытое образование» не однозначно. В этой статье я исхожу из общей позиции, что Открытое образование предполагает открытость мировой культуре, социуму, человеку, а это, в свою очередь, определяет новое качество образования, для которого характерны определенные ценностные и технологические доминанты.
Пространственно-временная характеристика Открытого образования находит свое отражение в двух терминах, утвердившихся на международном уровне. Термин «life long education» (образование длиною в жизнь) акцентирует внимание на времени, т. е. непрерывное образование. Термин «life wide education» (образование шириной в жизнь) акцентирует внимание на размахе образования, которое осуществляется в самом широком диапазоне, на любом поприще, в любых формах и вариантах.
Рассматривая чтение как сложную открытую систему, основными компонентами которой выступают текст, читатель и социум, я полагаю, что системообразующим фактором этой системы выступает читательская потребность приобщения к культуре социума посредством восприятия текста. С другой стороны — само стремление к чтению, которое, очевидно, опосредовано влиянием социума.
Рассматривая чтение школьника как феномен Открытого образования, мы понимаем, что чтение выступает как основание и как следствие Открытого образования. С другой стороны, содержание чтения определяет степень открытости образования мировой культуре, и наоборот.
Скорость обновления информации, масштабы социальных подвижек актуализируют вопросы читательской компетентности. Продуктивность чтения ведет к успешному взаимодействию образования и социума. Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса; обогащает личный опыт ученика; является нравственным духовным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования.
Названные характеристики чтения являются предпосылками к становлению новой категории — «открытого чтения», формы взаимодействия человека и социума.

Технологический алгоритм реализации
Совершенствовать образовательную деятельность школы в сфере приобщения к чтению целесообразно по следующим направлениям:
• расширение объектов изучения (числа источников текста, числа аспектов культуры чтения);
• определение проблем социально-педагогического характера, к решению которых необходимо подготовить учащихся через приобщение к чтению;
• использование потенциала межпредметных связей для приобщения к культуре чтения;
• использование возможностей самообразования в области чтения как компонента индивидуальной траектории образования.
Рассматривая пути совершенствования индивидуальной образовательной траектории, необходимо продумать учебную и внеучебную деятельность по приобщению к чтению.
Приобщение к чтению может проходить в рамках обязательных учебных предметов, факультативных и элективных курсов, внеклассной работы, самообразовательной деятельности учащихся. А ориентация на общие педагогические цели, реализация единых принципов организации образовательной деятельности, использование общих образовательных технологий обеспечит взаимосвязь между этими видами образовательной деятельности.
Принципами организации образовательной деятельности являются принципы интерактивности, рефлексивности, нелинейности, индивидуализации образовательного процесса, визуализации.
Принцип интерактивности (или взаимодействия) предполагает такую организацию обучения, при которой освоение опыта учеником (стихийное или специально организованное) основано на взаимодействии между учащимся и предметом изучения; между учащимся и преподавателем; между учащимися.
Принцип интерактивности позволяет учащимся самим выстраивать свои образовательные траектории и преобразовывать информацию общего характера в личное знание.
Принцип рефлексивности развивает у учащихся способность осознания своих действий, самоанализа своей деятельности и ее результатов.
Принцип нелинейности предполагает возможность самостоятельного выбора учеником последовательности изучения тем и степени глубины их изучения.
Ведущий принцип отбора содержания — принцип социокультуросообразности и практикоориентированности.
Под индивидуальными образовательными траекториями здесь понимается совокупность учебных предметов, видов деятельности, типов заданий, самостоятельно выбранных учащимися для изучения.
Принцип визуализации предполагает освоение учебного материала при помощи визуальных средств (видеоматериалов, мультимедиа и др.).
Реализация перечисленных принципов обеспечивается использованием следующих образовательных технологий.
Ситуационная методика обучения, или кейс-метод. Метод конкретных ситуаций — техника обучения посредством анализа конкретных ситуаций (от англ. case — «случай»).
КСО (коллективные способы обучения, или «Обучение в сотрудничестве») — способ обучения, предполагающий объединение учащихся в группы для совместного решения конкретной учебной задачи; итоговая оценка ставится общая, всей группе.
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» — целостная система, позволяющая формировать навыки работы с информацией. Технологические стратегии объединяют приемы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Основу технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия».
Проектное обучение — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Технология «Дебаты» представляет собой тип интеллектуальной игры в виде открытой формально структурированной публичной дискуссии, в процессе которой две команды выдвигают аргументы и контраргументы к определенному проблемному тезису.
Перечисленные здесь образовательные технологии подготавливают лишь общий педагогический подход в поиске оптимальных способов организации учебной и внеучебной деятельности школьников по приобщению к чтению.

Система оценки результатов
Для адекватной оценки достижений учащихся в приобщении к чтению необходимо определить:
• С какой целью оценивается то или иное достижение?
• Как будут интепретироваться и использоваться результаты?
• Что понимать под «образовательными достижениями» в этой области?
• Каковы приоритеты?
• Что представляет собой форма оценки и инструментарий.
Основные задачи оценки определяются функциями поликультурного образования как фактора готовности к самоутверждению, самовыражению и самореализации личности в современном информационном обществе. Результаты будут интепретироваться и использоваться, исходя из общепедагогических задач: а) получение информации о состоянии образовательных достижений; б) выявление изменений; в) определение факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений.
Образовательные достижения в приобщении к чтению представляют собой:
личностные результаты — сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
метапредметные результаты — умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом; обращаться к различным информационным источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
предметные результаты — уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике;
формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности — в олимпиадах, конкурсах, тематических книжных выставках, читательских форумах.
Приоритетом в приобщении к чтению является достижение интегративных результатов: личностное самоопределение учащегося в отношении чтения, формирование собственной читательской позиции, способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности через чтение.
В процедуре оценки образовательных достижений учащихся в приобщении к чтению должны учитываться такие современные тенденции совершенствования системы оценки, как:
• переход от количественной оценки результатов к качественной оценке процесса;
• дополнение когнитивного предмета оценки фактором аффективной составляющей образовательных достижений;
• изменение характера оценки: от единовременного измерения к комплексному измерению;
• учет динамики индивидуальных достижений на основе самооценки;
• дополнительно к оценке индивидуальных достижений введение оценки группового достижения: оценки умений работать в коллективе, а также оценки результатов групповой работы.
• повышение мотивации учащихся в процессе контроля образовательных достижений.
Целесообразным инструментарием оценки образовательных достижений учащихся в приобщении к чтению являются:
• портфолио (накопительная система образовательных достижений);
• регламентированная или свободная самооценка (оценочные листы, резюме, эссе);
• критериально-рекомендательный фокус-контроль.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио относят к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок.
Трудность системы оценивания в гуманитарной области, к которой относится культура чтения, состоит в том, что необходимо фиксировать и прогнозировать отдаленные результаты становления читателя: учебную мотивацию школьников; активность и самостоятельность; навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; опыт самообразования.

Методические рекомендации
При реализации надпредметной программы необходимо учитывать инвариантность и вариативность ее компонентов; варианты межпредметного взаимодействия; способы обеспечения взаимосвязи учебных занятий, дополнительного образования, социально-творческой деятельности, самообразования; дополнительные информационные источники.
Инвариантными компонентами программы являются ее основные цели, требования к содержанию, к системе оценки результатов обучения.
Вариативные компоненты программы — конкретные педагогические цели, содержание модульных программ, состав и содержание факультативных и элективных курсов, содержание дополнительного образования, социально-творческой деятельности, виды индивидуальных образовательных программ, конкретизация системы оценивания, средства дидактического обеспечения программы.
Разработка внутришкольной надпредметной программы по приобщению детей к чтению предполагает участие широкого круга специалистов, которые составят творческую группу разработчиков программы. В состав такой группы следует включить библиотекаря, психолога, руководителей предметных комиссий, специалистов по дополнительному образованию, воспитательной работе, представителей администрации школы.
Непосредственным результатом работы творческой группы станет программа приобщения к чтению с учетом специфики конкретной школы. Но что еще важнее — будет получен опыт согласования педагогических позиций специалистов разного профиля в решении одних проблем — проблем развития и поддержки детского чтения.

Предлагаемый материал нельзя рассматривать как «продукт, готовый к употреблению». Это — лишь основа для создания такого «продукта». Надпредметная программа, разработанная для каждой конкретной школы, может отличаться от представленной здесь. Главная идея заключается в использовании внутренних ресурсов образовательного процесса для достижения новых образовательных результатов.

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы