Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (50)'07 - Безопасность библиотек
Экономим на детях, или Кто заступится за самых маленьких?
Тамара Дмитриевна Панова, директор Магаданской областной детской библиотеки


Что происходит? С какой трибуны прокричать взрослым дядям и тетям, решающим судьбы страны: «Да вразумитесь же, наконец! Подумайте, прежде чем принимать законы, несущие в регионы жесткую директиву — урезать бюджеты всех уровней!» В регионах — режут, да по самому слабому: по старикам и детям! Пенсионеры вынуждены стоять в огромных очередях, собирая многочисленные справки для подтверждения своего права на льготы, которые, увы, не покрывают и четверти действительных расходов на жилье.  Дети остаются без клубов по месту жительства, без детских садов, без специализированных детских библиотек!
Читаю выдержки из доклада «О совершенствовании механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти», рассмотренных на заседании президиума Госсовета 13 октября 2006 г., и извлекаю следующее: детей в школах становится меньше, наполняемость классов падает, а количество учителей не снижается, так как учителя пенсионного возраста не торопятся на пенсию!..
Нет бы порадоваться (не снижению рождаемости, конечно, а уменьшению количества детей в классах). Наконец-то жизнь сама в наших условиях что-то регулирует: теперь в классе не 40 человек, а 20–30 (что, кстати, немало!). И педагогу меньшее количество детей легче охватить своим вниманием, а значит, он лучше донесет материал, научит, объяснит, растолкует. Ни одна сверхсовременная технология обучения не заменит живого общения!
Что же предлагают госчиновники в этом документе? Сократить число учителей (за счет пенсионеров, очевидно, пусть в 50 лет уходят в уборщицы или редиску на дачах сажают). И еще — увеличивать наполняемость классов! При этом они подчеркивают, что приоритетом в учебе остается УЧЕНИК!
Как же надо быть оторванным от жизни, чтобы за прогрессивное решение выдавать худшее, бьющее по детям, школе и педагогам. Наши чиновники отталкиваются от среднестатистических показателей ЕГЭ (единый государственный экзамен), в то время как во всем мире детству уделяется столько внимания! Видимо, они до сих пор не могут понять, что не подняться стране, если детство действительно не станет приоритетным во всех отношениях: в медицине (лучшие лекарства, лучшие специалисты, которых надо своевременно обеспечить хорошим жильем, лучшие помещения для больниц), в школьном образовании (обеспечивая школы своевременным оснащением и средствами для ежегодного ремонта, чтоб не стояли директора и учителя с протянутой к родителям рукой) и в детской культуре, наконец.
Благодаря супруге президента поднимается сейчас престиж школьных библиотек и библиотекарей, долгое время относимых к разряду технических работников.
А кто же заступится за специализированные детские библиотеки?!
Жесткие директивы по экономии бюджетных средств в некоторых регионах привели к тому, что детские библиотеки были объединены с юношескими. Я 35 лет работаю в Детской областной библиотеке, и все эти годы пытаюсь противостоять этой угрозе у нас в Магаданской области.
Еще при социализме в нашей области всерьез обсуждалась идея эксперимента по слиянию трех областных библиотек — взрослой, детской и юношеской. Тогда хватило ума оставить эту идею. И сейчас надо отметить мудрость наших руководителей, не спешащих «рубить» по детству. Но угроза висит, так как прецедент имеет место быть в соседнем Хабаровском крае.
Результаты объединения детских библиотек с юношескими (а то и с библиотеками для взрослых) нетрудно увидеть там, где это уже произошло.
Что дает самостоятельность областных детских библиотек как методических центров?
Во-первых, престиж детского областного учреждения, а где престиж — там и почет, и уважение, и финансирование.
Во-вторых, возможность быстрого решения проблем, связанных с хозяйствованием, комплектованием, с организационно-массовой, информационной, индивидуальной и прочей работой.
В-третьих, возможность сотрудничества с другими воспитательными обучающими и даже медицинскими детскими учреждениями. Это — оперативное реагирование на каждодневные вопросы, без всяких проволочек, связанных с наслоением чужеродных проблем в связи с объединением в громоздкую  структуру, когда у директора голова идет кругом: кому и чему уделять внимание в первую очередь, мероприятиям для детей или для взрослых.
В-четвертых, личную ответственность директора областного детского учреждения, которая налагает на оного конкретные обязательства. Директор хорошо знает детскую возрастную психологию, систему детских и подростковых читательских потребностей, общеобразовательные программы, все тонкости работы детского учреждения культуры. Все это помогает оперативно направлять библиотечные средства на тот участок работы, который требует немедленного финансирования. Дети не могут ждать. Они растут. И то, что недополучено ими в детстве, самым неожиданным образом сказывается в их взрослой жизни.
В-пятых, статус областной детской библиотеки, который обеспечивает создание методической базы для работы с детьми и подростками по всем направлениям развития, в том числе и современных информационных технологий, рассчитанных на детей и подростков. Методисты, используя опыт работы непосредственно в областной детской библиотеке, обобщают его и обучают библиотекарей в школах, районах и селах. Это эффективно, правильно и очень удобно!
Что же происходит при объединении?
Во-первых, создается громоздкая структура с наслоением неоднородных проблем.
Во-вторых, детские (теперь уже отделения или филиалы) библиотеки остаются без методической базы, так как детские методисты либо попадают под сокращение, либо переходят в общий методический отдел взрослой библиотеки под руководство заведующего методическим отделом, ориентированного на проблемы библиотек для взрослых и к «детским» проблемам относящегося формально.
В-третьих, финансирование комплектования детского учреждения, да и по всем другим статьям, естественно, урезается (ради чего и объединяли!).
В-четвертых, руководитель областной детской библиотеки утрачивает свой статус; либо попадает под сокращение, либо переименовывается в заведующего филиалом, что влечет за собой снижение престижа детского учреждения в целом.
В-пятых, в силу общечеловеческих психологических законов, человек, утративший самостоятельность, находящийся в соподчиненном положении, не сможет оперативно и творчески решать различные проблемы, так как любой вопрос надо доносить, утрясать с директором базовой библиотеки, далекой от проблем детской.
В-шестых, в результате получаем задавленную инициативу или вовсе ее отсутствие, и областные детские библиотеки действительно превращаются в средние детские филиалы, где идет обычное обслуживание.
Опыт слияния детских и взрослых библиотек у нас в области вот уже тридцать лет демонстрирует следующее:
• снижение престижа районных детских библиотек как методических центров по работе с детьми;
• мучительные разногласия между директорами ЦБС и их заместителями по работе с детьми, так как администратор, далекий от понимания специфики работы детских библиотек, не различает требования, предъявляемые взрослым и детским библиотекам;
• методист в ЦБС ориентирован в основном на проблемы библиотечного обслуживания взрослого читателя. К проблемам детских библиотек такой методист относится формально, как к чему-то второстепенному;
• в ряде районов директора ЦБС сократили или перевели в другой разряд единицы заместителей по работе с детьми;
• квалифицированной справочно-библиографической службы по детству практически не существует, так как в штатных расписаниях библиографа по работе с детьми нет, а имеющийся библиограф (один на всю систему) не в состоянии выполнять большой объем работы.
Примеров неблагополучного опыта в работе библиотек, объединивших детские и взрослые в одну систему, можно привести еще множество. И улучшений никто уже не ожидает. Жизнь показала, что подобное соединение ведет к нагромождению проблем. Система становится неэффективной. Но, кажется, никому до этого дела нет. Они будут продолжать существовать ради экономии средств.
И еще. Совершенно не ясно, почему, когда встал вопрос о бюджетной экономии средств в регионах, решили объединять детские и юношеские библиотеки? На чем основано это решение? Детская библиотека должна оставаться детской! Специфика ее работы напрямую касается возраста читателя — от 1 года до 13–14 лет. А дальше — у человека уже паспорт! Он — юноша! Он взрослый человек! И, как отмечает Н. В. Бубекина, критерии отбора литературы для юношества и работа с юношеством в целом — те же, что и в работе со взрослым читателем. Тогда как задачи и функции детских и юношеских библиотек — различны. И коль ничего другого в целях экономии средств придумать невозможно, почему бы не присоединить юношеские библиотеки ко взрослым? Тем более что психология читателя-юноши направлена на взросление.
В Послании Президента сказано, что вопросы семьи, материнства и детства — самые главные вопросы страны. В свете этих слов особенно странно выглядят решения, ведущие к разрушению статуса и престижа областных детских библиотек, решения, лишающие детские библиотеки самостоятельности и превращающие их в отделы и филиалы юношеских и взрослых библиотек.
Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы