Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (51)'07 - Библиотека в городской среде
Новые смыслы старых понятий К построению теории библиотечной инноватики

Слава Григорьевна Матлина, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела библиотековедения Российской государственной библиотеки, Москва

Один из показателей перемен в социальной жизни — новые смыслы старых понятий. Например, «провинцию» словари определяют как местность, удалённую от столицы, от культурных центров. Однако понятие «культурный центр» сегодня оказывается размытым — иерархии культурных институтов, зависящей от местоположения на географической карте, больше нет. На смену прежней узурпации культуры по линии «центр-периферия» пришла ситуация, когда неуклонно возрастает роль «повседневных производителей культуры», их квалификация и гражданская ответственность.1
Абстрагируясь от негативных и позитивных оценок глобализации, отметим её роль стимулятора развития местных культур. Она противодействует доминированию «главной», одобренной государством культуры. Данная тенденция ярко проявляет себя и в нашей стране, будучи усилена определенными политическими процессами. По наблюдению одного из авторитетных политологов А. Панарина, динамика социальных (добавим также: социально-культурных) изменений переместилась с макро- на микроуровень: на место больших монолитных субъектов пришли бесчисленные малые, не спешащие обозначить себя формально.2
Таким образом, не о «провинциальной» в привычном смысле слова городской библиотеке сегодня идёт речь. Имеются в виду сильные информационные центры, культурные площадки крупных, в том числе, областных, а также небольших городов, деятельность которых оказывается не менее общественно значимой, чем продвинутых столичных.
Оговоримся сразу: выявляя феномен современной городской библиотеки, мы выносим за скобки блок проблем, связанный с их информатизацией. Успешно решаемые многими центральными городскими библиотеками (ЦГБ), они носят унифицированный характер и не в состоянии выявить специфические содержательные особенности данного типа библиотек.
Теперь — о «формальном обозначении», признании своего нового статуса, о позиционировании себя как публичной (муниципальной) научной библиотеки. Так ли это необходимо? Или по-прежнему, руководствуясь «синдромом профессиональной скромности», оставаться в тени крупных универсальных научных библиотек (УНБ), включая федеральные и региональные центры?
Многие инновации последних 10–15 лет зародились и/или получили быстрое распространение именно в городских библиотеках. Например, сочетание специализированного и профилированного обслуживания; создание центров деловой информации, центров правовой и муниципальной информации; многообразие инновационных моделей: мемориальной библиотеки, библиотеки-музея, театра, салона и т. п. Попробуем разобраться в причинах этого явления.

Наиболее мобильны
На протяжении многих лет традиционная городская библиотека оставалась наиболее мобильным информационно-культурным институтом, по сравнению с другими типами библиотек. В условиях достаточно развитых коммуникаций, высокой плотности населения, концентрации научных и образовательных институтов, etc. процессы культурной диффузии, трансляции социокультурного опыта осуществлялись быстрее. Библиотеке легче было освоить полезные нововведения и отбросить их как спущенные «сверху» имитации таковых. В этом смысле ЦГБ большого города (с числом жителей свыше 100 тыс.), подчас приближавшаяся по объёмам своих ресурсов к областным библиотекам, часто оказывалась в более выгодном положении из-за явно меньшего количества обязанностей перед населением.
Прообразом феноменологии городской библиотеки стало практическое пособие, выпущенное Библиотекой им. В. И. Ленина ровно 40 лет назад. Профессиональным сообществом тех лет оно было воспринято как своеобразный символ культурной «оттепели».3 Здесь впервые подробно была раскрыта методика свободного доступа к фондам, роль общественных начал в работе библиотеки и ещё ряд принципиальных моментов. Тех самых, к которым мы возвращаемся сегодня, не подозревая, что попытка — к сожалению, недолгая — освоить эти инструменты демократизации культуры уже когда-то предпринималась.
Объединение в централизованные системы не помешало мобильности инновационного развития городских библиотек. Более того, благодаря наличию в каждом микрорайоне филиалов, единая система городских библиотек получила развитые коммуникационные каналы. В результате она владела информацией о социально-культурных процессах в масштабе города и в некоторой степени имела возможность реально на них влиять. У УНБ такого сильного административного ресурса в отношении ЦБС региона нет.
Последнее обстоятельство делает ЦГБ особенно привлекательной для социального партнёрства в глазах муниципальных властей. В самые последние годы, посещая Псковскую, Кировскую, Смоленскую, Красноярскую и другие ЦГБ областных (краевых) центров, я имела возможность убедиться, что здесь многие болезненные вопросы (в первую очередь, ресурсные) решаются — не хочу сказать «легче» — быстрее, результативнее, благодаря крепким контактам с властью. В то время как многие УНБ сидели на «голодном» финансовом «пайке», взаимодействие с местными властными структурами помогли в середине 90-х гг. совершить воистину революционные преобразования знаменитым Новокузнецкой, Северодвинской, Глазовской и другим ЦГБ. Этим библиотекам удалось стать сильными информационными центрами, одинаково интересными органам образования, социальным службам, деловым кругам и широким слоям населения. Бесспорно, всё было не так просто. Выжили и «рывок» вперёд совершили самые изобретательные — те, кто сумел доказать местным властям, бизнесу, «рядовым» пользователям свою необходимость.
Назовем и другой фактор. Относительно компактные, к тому же регулярно обновляемые ресурсы ЦГБ позволяют легче осуществлять содержательные изменения. В то же время мемориальная сущность документных фондов крупных региональных центров при всей её значимости выступает инерционным фактором. Об этом неоднократно упоминали исследователи.
Принципиальную роль играют также различия в организации обслуживания — ведущем элементе деятельности любой публичной библиотеки. Процесс обслуживания в УНБ более унифицирован, стандартизирован, а, следовательно, достаточно жёстко ритуализирован. Без этого невозможно отладить его как единую систему. Но в этом — и одна из сложностей его модификации.
Процесс обслуживания в сравнительно небольшой ЦГБ, не говоря уже о филиалах, максимально приближенных к месту жительства или работы пользователя, носит характер более тесного, живого, зачастую персонифицированного общения. Здесь даже не всегда возникает необходимость заполнять читательские требования: сотрудники подразделений хорошо знают свои относительно небольшие фонды и не требуют предварительно уточнить шифр книги. Что не может не радовать читателя.
В относительно небольшой библиотеке остаётся время на беседы о прочитанном, на разговоры «по душам». Но самое главное — здесь хорошо знают и любят свою постоянную аудиторию. Поэтому именно в ЦГБ и её филиалах читатели приходят к «своему» библиотекарю. Это обстоятельство позитивно влияет на формирование Образа библиотеки — Тёплого Дома, а от имиджа библиотеки многое зависит, в том числе успех социального партнёрства.
Высокая адаптивность городских ЦБС позволила им в конце 80-х, оставшихся в памяти как период всеобщей растерянности, пересмотра или даже перечеркивания итогов централизации библиотечной сети, почти повсеместного закрытия профсоюзных библиотек и пр., перейти к новому, более высокому этапу развития дифференцированного обслуживания. Я имею в виду упоминавшиеся выше профилированные, а позже специализированные филиалы.4
К концу ХХ столетия на базе городских ЦГБ и филиалов муниципальных объединений возникают инновационные модели библиотек: мемориальные, библиотеки-музеи, салоны, многопрофильные культурно-общественные центры.5 В них появляются должности архивистов, экскурсоводов, хранителей мемориальных фондов и т. д.
Их структура усложняется, но обособления отделов не происходит. Напротив, в соответствии с законами синергетики, творческого саморазвития, их структура демонстрирует переход от полноты к целостности. Может ли сотрудник вновь созданного экскурсионно-краеведческого отдела обходить стороной продвижение наиболее интересных библиотечных изданий, будь то очередная книжная выставка или новые поступления? Точно так же, как в Информационно-библиотечном объединении г. Зареченского (Пензенская область), где есть маркетинговый и творческий отдел (обратим внимание на название!) с уникальной видеостудией, подготовкой радио- и телепередач занимаются все талантливые, коммуникабельные и телегеничные сотрудники, независимо того, в каком подразделении они работают. В соответствии с традициями массовых библиотек в роли хозяйки салона, как и организатора литературного вечера, спектакля Театра Книги, нередко выступает сотрудник отдела обслуживания, потому что он лучше других знает вкусы и предпочтения читателей.
Массовая работа или, правильнее сказать, массовидные формы библиотечной деятельности сегодня выполняют более значимую, нежели годы назад, роль. Здесь я имею в виду не столько традиционные встречи с писателями, литературно-музыкальные вечера, носящие камерный характер, сколько общегородские праздники, шумные и весёлые акции, в которых участвует весь город. Это Дни города, «Масленицы», «Дни Святого Валентина», «Праздники урожая» и пр. — т. е. то, что раньше было целиком отдано на откуп клубами и Домам культуры. Сегодня сюда можно добавить инсценированные встречи «На лужайке у музея», регулярные театральные спектакли, салоны, картинные галереи с вернисажами (в том числе, и детских работ), презентации стихотворных сборников открытых библиотекой талантов.
Необычным по форме был отчёт о деятельности ЦБ г. Соликамска Пермской области. Назывался он интригующе — «Библиотечный пирог» и проходил публично. Нестандартным здесь было всё: от названия и пригласительного билета до игрового представления в шутливой форме, представившего жизнь библиотеки в течение года. Было и чаепитие с пирогами. С помощью такого публичного театрализованного отчёта библиотека позиционировала себя перед представителями муниципальных властей, коммерческих и общественных организаций, школ и колледжей города с необычной стороны.6
В отличие от традиционных библиотечных услуг, подобным массовидным формам присущ особый характер событийности, выход за пределы будничности, повседневности. К тому же, являясь по сути PR-акциями, они лишний раз демонстрируют властям, коммерческим и общественным структурам (социальным партнёрам), что библиотека выступает одним из значимых культурных ресурсов развития региона. Помимо просветительского, релаксационного, социально-психологического и пр. эффектов, упомянутые акции играют роль некоего знака — красивой упаковки нашего интеллектуального продукта. А это — важная черта нового Образа городской библиотеки.
Меняясь содержательно, городские библиотеки вынуждены расширять свою структуру. Например, в глазовской публичной научной библиотеке им. В. Г. Короленко сегодня действуют отделы редких и ценных документов, краеведения, искусств, зал текущей периодики, служба деловой информации и др., существование которых в небольшом городе ещё десять лет назад представить было трудно. В старооскольской и губкинской ЦБС Белгородской области работают отделы, которых в Универсальной научной библиотеке, одной из самых знаменитых в России, пока нет. Например, отдела библиотечного дизайна.
Учитывая остроту проблемы межнационального общения, воспитания толерантности к представителям разных культур и религиозных конфессий, городские библиотеки регионов с полиэтническим населением создают специальные подразделения, такие, например, как Зал межнациональной литературы в Краснотурьинской ЦГБ Свердловской области. Психологические службы, подразделение фитодизайна (служба садовника), поддерживающее работу уникального зимнего сада (г. Новоуральск), библио-кафе и бары (столичные библиотеки) сегодня легче встретить в ЦГБ, чем в УНБ.
Особо остановимся на редакционно-издательских отделах при Ижевской, Омской, Кемеровской и др. ЦГБ. Их продукция отражает содержательные, стилистические, жанровые и другие изменения издательской деятельности. Теперь библиотеки выпускают газеты профессионального и общегуманитарного профиля и даже сборники литературно-художественного творчества читателей и библиотекарей. Более того, по содержанию и в оформлении даже традиционные издания библиотек всё больше тяготеют к журналистике (имеются в виду методические рекомендации, библиографические списки, рекламные буклеты). В чём причины этих изменений? Информационная ёмкость, яркий иллюстративный ряд, наконец, весёлая, игровая подача материала резко отличают их от привычных назидательно-скучных, многословных изданий.
Ответ на поверхности. Большинство нынешних издателей — это творческая молодёжь. Она испытывает жгучую потребность налаживать профессиональные контакты. За этим просматривается смена профессиональных ценностей, новое самосознание коллег, их желание с помощью регулярной публичной презентации библиотеки постепенно менять стереотипы общественного сознания. Газеты и журналы — мобильны, они символизируют быстротекущее время. На архетипическом уровне и самими нашими коллегами, и населением они воспринимаются как непрекращающийся процесс обновления публичной библиотеки, её включённости в социально-культурный контекст развития местного сообщества.
Усложнение структуры городских библиотек — не самоцель. За этим процессом стоит потребность удовлетворять специализированные запросы читателей. Не только учебные или связанные с профессиональной научно-исследовательской деятельностью, но и с хобби, возведённым в ранг научного исследования. Прежде всего, это краеведческие запросы, обусловленные поисковой работой, архивными разысканиями. В одном случае их цель — помочь изучить неизвестные страницы истории земской школы и судьбы её первого директора, в другом — истории своей библиотеки. Наконец, библиотекарь помогает сегодняшним читателям представить жизнь их предков — простых обывателей, составить генеалогическое древо, атрибутировать старые фотографии из семейного альбома, изучить и воспроизвести особенности местного фольклора и т. п.
При этом библиотекарь не всегда осознаёт социальную значимость проделанной работы, за которой стоит создание артефактов культуры, новых культурных ценностей. Рассмотрение библиотечного краеведения не только как истории «знаменитых» людей, но через призму интереса к личности простого человека, к повседневности — один из признаков демократизации городских библиотек.
Выделим ещё один важный индикатор их демократизации. Создавая специализированные отделы (редкой книги, экскурсионно-краеведческие, интеллектуальных игр, деловой, правовой информации, музейные и мемориальные подразделения), библиотекари не стремятся дистанцироваться от так называемого «массового», точнее — «рядового» пользователя. Напротив, на профессиональных дискуссиях в последние годы постоянно звучит мысль: только библиотека сегодня в состоянии сделать культурную, интеллектуальную «инъекцию». Она по-своему противостоит дешёвым, подчас откровенно циничным образцам масс-культуры, разрушающей национальное сознание, традиционную систему нравственных ценностей. Для этого в ход идёт всё: и романы модного Б. Акунина, и художественная классика, и историко-документальная литература — так называемая non-fiction, интерес к которой огромен, и псевдо-исторические творения А. Бушкова или В. Суворова.
Много лет назад И. К. Кирпичёва, заложившая основы изучения универсальных публичных библиотек, высказала мысль, что научной библиотеку делает не обслуживание специальных потребностей учёных — сколь бы это ни казалось важным. Принципиальную роль играет овладение научными методами формирования и использования ресурсов, перманентное изучение предпочтений и ожиданий публики, всех тех реалий библиотеки в информационно-культурном пространстве, которые, говоря современным языком, делают её привлекательной для разных слоёв населения.
Среди других факторов, определяющих феномен бурного инновационного развития городских библиотек, выделим также изменившуюся за последние годы схему управления. Ранее подчёркивалось, что при всей зависимости от центральной библиотеки, городские филиалы, в соответствии с устойчивой тенденцией последних лет, тяготеют к самоуправлению, работают в относительно автономном режиме. Обе стороны — и ЦБ, и филиалы — заинтересованы в равноправных партнёрских отношениях и, как следствие, более высоком общем уровне развития.
В этом смысле показательно характерное для последнего десятилетия переименование наиболее «продвинутых» городских ЦБС в муниципальные объединения библиотек. Это не модная игра в слова, это — признак нового этапа развития централизованных систем. Главный недостаток централизации библиотечной сети на протяжении первых двух десятилетий после её проведения сотрудники ЦБС усматривали в жёстком диктате центральных библиотек по отношению к филиалам. (Будем честны: кое-где он сохраняется и поныне, как правило, в самых слаборазвитых ЦБС).
Другой стороной менеджмента становится формирование в современных городских объединениях команд, включающих всех талантливых библиотечных лидеров города. Как правило, они функционируют как рабочие группы, создаваемые под какое-либо задание или НИР, или для проведения разовых кампаний типа Гражданского Форума, творческого конкурса и т. п. Лидирующую роль в них не всегда играет директор ЦГБ или его заместитель — нередко её выполняет автор проекта или сотрудник филиала, отвечающий за мероприятие.
Научные и, в первую очередь, маркетинговые исследования позволяют городским библиотекам держать «нос по ветру», постоянно переосмысливать уже опробованные методы работы. Но, на мой взгляд, тот самый мониторинг социально-культурных ожиданий общественности, который осуществляют через «модные» маркетинговые исследования, даёт библиотекарям куда меньше информации к размышлению, чем живое общение с посетителями, наблюдение их реакции в ходе вечеров, массовых праздников и т. п. В приватных беседах учёные сегодня признаются, что социометрия — цифры и проценты — потихоньку вытесняет социологию.7 В то же время социокультурная, коммуникативная практика, как отмечал в своей последней книге «Быть или не быть… человечеству» выдающийся учёный, академик Никита Моисеев, должна быть направлена на человека, на личность.
Библиотеку создаёт и развивает креативная, талантливая, дерзкая (в хорошем смысле этого слова) личность. Если персоналу и отдельному пассионарию присущи постоянная рефлексия, критическое отношение к достигнутому, если в коллективе появляются и бережно взращиваются талантливые сотрудники — тогда за будущее библиотеки бояться нечего. Поэтому инновационное развитие городских библиотек, постоянное переосмысление их Нового образа должно рассматриваться отнюдь не в упрощенном варианте, как технологическая модернизация или структурное расширение. В перспективе речь может идти о содержательном углублении, разворачивании изнутри, связанном с освоением новых социальных явлений.
По мнению известного философа, специалиста в области социокультурной динамики А. Ахиезера, всякое осмысление переходит в переосмысление, в поиск новых смыслов деятельности. При этом новаторы опираются на накопленные элементы культуры; комбинируют, корректируют, изменяют их, осваивают, а в идеале — по-новому интерпретируют реальность. Интерпретация же — это творческий акт изменения накопленных смыслов, накопленной культуры, точка её роста.8

1 Культурология — культурная политика — развитие: Culture — Research — Policies — Development: Материалы Междунар. науч. конф.(1–3 июля 2001 г.; Москва) / М-во культуры РФ; ред. Разлогов К. Э. — М., 2001. — 384 с.
2 Панарин А. Новые Интернационалы // Литературная газета. — 2002. — №52. — С. 2.
3 Абонемент городской библиотеки. — М., 1963. — 219 с.
4 Молодцова А. В. Профилирование и специализация библиотек – один из путей саморазвития, «открытия себя» // Библиотечное Дело — ХХI век. — №1. — 2002. — С. 193–210.
5 Матлина С. Г. «В ракурсе новом увидеть знакомый предмет…»: Инновационные модели публичной библиотеки. К обсуждению Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки // Модельный стандарт: организация внедрения. Материалы семинара для директоров публ. б-к России 31 окт.–1ноября 2002 г., Екатеринбург–Новоуральск / Свердл. обл. универс. науч. б-ка им. В. Г. Белинского; под ред. Н. С. Сулимовой. — Екатеринбург, 2002. — С. 50–56.; Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. Библиотеки-музеи. Вып. 5. — Новоуральск, 2001. — 95 с.; Статус: музей в библиотеке (подборка статей): Матлина С. В какую сторону направлен вектор обновления?, Агличанинова Н. История становится ближе; Щербакова О. Что нам позволяет гордиться своей профессией // Библиотека. — 2000. — №9. — С. 27–35.
6 Хроника библиотечной жизни: вести из библиотек Пермской области. Вып.3 (1995 г.). — Пермь, 1995. — С. 21.
7 Ильичёв Г. То взлёт, то посадка // Известия. — 2003. — 23 апр. — С. 3.
8 Ахиезер А. С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. — 2000. — №9. — С. 32–33.

Фото под заголовком: Глазовская ЦГБ

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы