Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (51)'07 - Библиотека в городской среде
Базовый элемент демократии «Кабинет для джентльмена» или «общественный рай»?

Клёна Борисовна Лаврова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения Челябинской государственной академии культуры и искусств

Строились библиотечные здания весьма помпезными, величественными, с гораздо большим размахом, чем того требовала сама библиотека, так как призваны они были репрезентировать общество. В основном это можно сказать о библиотеках Великобритании и США, а также о земских библиотеках дореволюционной России XIX — начала ХХ вв.

Идея Свободной библиотеки
К сожалению, из сознания советского человека принципы местного самоуправления были начисто вытравлены, что отразилось и на библиотеках, начиная с их названия — «массовые» — и заканчивая их обликом (внешним и внутренним). Библиотеки начали ютиться в подвалах, на первых этажах жилых домов, могли занимать пару комнат в клубе, имели стандартную дешёвую мебель и т. д.
Сегодня идеи местного самоуправления снова набирают силу. В октябре 2003 г. был принят Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который коснулся и библиотек. Однако уже сегодня в профессиональной библиотечной прессе звучат неутешительные прогнозы, что библиотеки, как и в советский период, снова будут финансироваться по «остаточному принципу» или что произойдёт их значительное сокращение. Такое может случиться, если местные органы управления не поймут, какое значение для местной общины имеют библиотеки. Чтобы это осознать, необходимо вспомнить, какое значение общественная библиотека имела для становления демократического, либерального общества в России.
Впервые с этой точки зрения на библиотеки взглянул английский учёный Патрик Джойс, правда, на материале английской истории.1 Для большей убедительности следует также проанализировать и историю становления общественных библиотек, возведение зданий в США и России времён второй половины XIX — начала ХХ вв., а также провести параллели с современностью.
Рассмотрим несколько примеров. Демократическая английская общественная библиотека обязана своим появлением Библиотечному указу 1850 г. Хотя публичные библиотеки создавались и до 1850 г., однако в этом году была основана Манчестерская свободная библиотека, и Эдвард Эдвардс, который был её первым библиотекарем, считается основателем библиотечного движения. «Понятие “культура”, привитое к утилитаристским теориям, отразилось в движении за создание публичных библиотек, где центральную роль приобрёл принцип “самовоспитания” (self-culture)».1 Не следует забывать, что именно к этому моменту в экономике Англии окончательно происходит переход от ручного труда к мануфактурному, фабричному, требующему технически подготовленных рабочих.
Идея Свободной библиотеки была принципиально важна для нового словаря «социального», и особенно — для новых значений «публичного». Новые концептуализации «публичного», получившие развитие вместе с идеей существования свободных гражданских институтов, подразумевали не только общественное финансирование, но, прежде всего, идею субъекта, который не связан с какими-либо группами или с рынком. Этот субъект — «демос», народ. И библиотека представлялась открытой для всех и каждого. В те времена под «демосом» очень часто подразумевался «рабочий класс», а публичной библиотеке отводилась роль воспитателя (civilize) рабочего класса. Она предоставляла ему доступ в публичное пространство и тем самым конституировала его  как «народ». «В значительной степени именно библиотека создавала либерального гражданина, содействуя его самовоспитанию».1 Для сравнения следует отметить, что в советский период на первое место ставилось «руководство» чтением, то есть не самостоятельное образование, а контроль и навязывание знания. «Принципы законодательства, касающиеся библиотеки, предполагали использование добровольного участия граждан. Муниципальные власти, недавно утвердившиеся и сами воплощавшие это новое значение “публичного”, реализовывали идею самовоспитания посредством открытия новых библиотек».1 Последнее высказывание было актуально и для «стального короля», американского миллионера Эндрю Карнеги. Актуально оно и сегодня.
«Знание своего общества было предпосылкой для самосознания. Знание общества предполагало владение статистикой, которая показывала, в каком состоянии находится общество».1 Здесь можно провести параллели с Россией, ведь именно сбор статистических сведений на местах был одной из главных целей Н. С. Мордвинова, президента Вольного экономического общества, ратовавшего за открытие библиотек в 1830-х гг. Позднее именно земский статистик стал одним из наиболее уважаемых членов общества. «Те же, кто участвовал в библиотечном движении, активно выступали и в поддержку самой статистики. Но знание своего общества предполагало также изучение его привычек и нравов, и поэтому для публичной библиотеки интерес представлял сбор информации о состоянии “народа”. Эта информация была тесно связана с той идеей, что библиотека должна репрезентировать некое чувство общности. Существовавшие книжные собрания и интересы самих библиотекарей носили подчёркнуто локальный характер. В их коллекциях отчётливо наблюдался интерес к истории, к городским учреждениям и текущим проблемам тех городов, где они находились».1 И сегодня для любой российской библиотеки одним из важных направлений является библиотечное краеведение (именно библиотека является тем институциональным центром, где «проживает» и развивается краеведение).
Большое значение здесь имело ещё и то, что в культурном отношении либерализм был очень сильно ориентирован на провинции, в противовес имперским интересам центра. (Современная российская власть только начинает ориентироваться на провинцию, однако все средства сосредотачиваются пока в центре или даже за границей, возможно, именно в этом кроется причина медленного развития муниципальной реформы).
Учитывая тесные связи, существовавшие между библиотекой и городом, следует отметить, что сообщество, которое либерализм активно формировал вокруг себя, было, прежде всего, городским. Для понимания его специфики необходимо сделать небольшое отступление к основам социологии города.

Город как форма преодоления природы
Город — это не только новые виды труда (переход от сельского хозяйства к промышленности), но и качественно новые формы объединения людей, базирующиеся не на кровных узах, а на общественных отношениях, т. е. на связях, созданных не природой, а самими людьми, обществом.
Город становится формой преодоления природы в развитии человечества, «элементом», созданным самим обществом. Образование города обусловлено эволюцией форм собственности; возникают качественно новые формы связи работников со средствами производства, т. е. появляется «работающий собственник» — ремесленник.
Поселение является формой включения индивида в общественную жизнь, средой его социализации. Оно формирует у него определённые социальные качества. Условия, в которых человек трудится, удовлетворяет свои естественные, социальные потребности (в еде, жилье, образовании, культуре и т. д.), определяют меру возможностей в конкретном месте поселения, именно они определяют сам статус города. Интеллектуальный потенциал города, духовную атмосферу в нём создают люди, имеющие общую и специальную подготовку. Забота о преумножении их числа и уровня влияния — залог развития культуры в городе.
Добровольное участие, которое стало возможным благодаря новому библиотечному законодательству, неизбежно принимало форму местной и муниципальной гражданской активности. Учреждением, которое фактически формировало библиотеку, был муниципалитет, поскольку именно он осуществлял взимание местных налогов.
Идею публичного пространства библиотеки подсказывала сама планировка библиотек. Интересны в данном контексте мысли американского миллионера Э. Карнеги, продолжавшего идеи Эдвардса и вложившего в конце XIX — начале XX вв. свыше 350 млн долларов в строительство более 3,5 тыс. библиотечных зданий во всем англоязычном мире. Сам, выйдя из беднейшей среды, он, как никто другой, поддерживал идеи Эдвардса и его сторонников. Карнеги лично оценивал предлагаемые архитектурные проекты будущих зданий. Так, постепенно он сформировал некий стереотип, в основе которого лежал принцип «кабинета для джентльмена». Карнеги полагал, что интерьер, созданный по такому принципу, будет вдохновлять читателя-рабочего на саморазвитие, сделает его джентльменом. Обязательным атрибутом любого библиотечного здания Карнеги полагал ступени: любой, желавший получить знание и через это улучшить свою жизнь, должен был сначала сделать усилие и преодолеть первое препятствие — подняться по лестнице. Другое обязательное условие Карнеги — здание должно быть каменным, даже если это приведёт к удорожанию проекта. Камень — гарантия долголетия здания. Каменные здания относят к капитальным, и порой именно библиотеки Карнеги были первыми каменными зданиями в городах.
Архитектура и местоположение библиотеки так же подчеркивали её статус. Она должна была находиться непременно в центре города, несмотря на то, что земля в центре во все времена была дорога. Отсюда — исторически сохранившееся выражение «центральная библиотека». Отдельно стоящие библиотечные здания, построенные по специальному проекту, иногда назывались зданиями-«достопримечательностями».1 Или — «символическими зданиями». Такой подход зиждется на семиотическом аспекте, ведь в основе любого произведения искусства, и архитектура в данном случае не исключение, лежит символ или знак. Подобные «достопримечательности» создавались не столько усилиями сторонников библиотечного дела, сколько благодаря заинтересованности городских властей, и предназначались для того, чтобы служить образцом гражданской идентичности и надлежащего гражданского поведения, запечатлённых в зданиях-символах (вспомним выражение Рудольфа Арнхейма, ведущего специалиста в области изучения функциональных и структурных особенностей визуального мышления, — «Мысль имеет форму здания»).
Разные городские движения и библиотеки, особенно в Америке, были связаны очень тесно. Известен случай, когда жители двух рабочих посёлков объединились в город и назвали его «Карнеги», дабы получить от мецената щедрый подарок — городскую библиотеку.

«Официальная прописка»
Богатую историю имеет и строительство специальных земских библиотечных зданий в России. Помимо того, что земства сознавали свою ответственность за образование населения, в библиотечных зданиях они видели, в первую очередь, публичное пространство, а также стремились превращать общественные средства в капиталы, в том числе, в недвижимость. Ведь именно в этот период повсеместно создаются школьные, больничные, библиотечные и пр. земские сети, для которых строятся специальные здания. Известно, что к 1917 г. школьные здания были построены практически во всех населённых пунктах России. Это позволило сохранить систему школьного образования даже в период социальных потрясений начала ХХ в.
Если в 1860-е гг. земства занимались преимущественно школами, то к 1890-м их интерес повсеместно стал обращаться к библиотекам. Начались разработки библиотечных сетей и строительство зданий для них. К 1913 г. (300-летнему юбилею дома Романовых) началось строительство Народных домов, включающих в себя, как правило, театр, библиотеку и музей. Активным пропагандистом этого движения, а также идей Э. Карнеги, был Иван Иванович Янжул.
К сожалению, в дореволюционной России специальные библиотечные здания не были построены повсеместно, хотя в их строительстве активное участие принимало огромное количество меценатов: у города или частных лиц выкупались подходящие земельные участки и жертвовались библиотекам, жертвовались также строительные материалы, проводились Всероссийские подписки, лекции и концерты, шёл сбор добровольных пожертвований с рабочих буквально «по копейке в кружку».
Можно сказать, что в целом к 1913 г. сложился архитектурный облик российского земского города, в центре которого находились основные монументальные (выступающие в качестве монумента) здания: церковь, музей, театр и библиотека.2, 3 Заняв своё место под солнцем, получив «крышу над головой» — собственное здание — российская библиотека получила как бы «официальную прописку». И если бы не Первая мировая война и последовавшая за ней революция, то библиотечные здания были бы построены повсеместно уже к 1920-м годам, что и было предусмотрено губернскими планами развития библиотечных сетей.
Именно отдельные здания, построенные на собственные средства, позволили библиотекам долгое время сохранять свою независимость и выживать в условиях последующей коренной ломки социальных отношений. Благодаря этому сохранилась в России и библиотечная сеть в целом.
Таким образом, мы увидели значение публичных библиотек для развития демократии, либерализма и муниципальной власти на местах. Хочется надеяться, что опыт, накопленный поколениями, окажется востребованным и в условиях современной муниципальной реформы в России.

Зарубежный опыт
Сегодня первостепенный интерес муниципалитетов пока касается двух–трёх основных направлений — образования, медицины и коммунального хозяйства, и это вполне оправдано. Однако необходимо иметь в виду, что у нынешних муниципалитетов не так много времени. За какие-нибудь 20–30 лет библиотечная сеть может просто перестать существовать, а из общественного сознания уйдёт представление о таком общественном институте, как библиотека. Особенно это опасно в условиях формирующегося Информационного общества, когда именно информация становится одним из важнейших ресурсов экономики. Без общедоступных библиотек невозможно построить экономику, основанную на знании.
Обратимся к современному зарубежному опыту. 18–19 марта 2004 г. в Нидерландах, в Гааге, прошла международная конференция «Создадим общественный рай», организованная Советом Европы. Она была посвящена проблемам развития публичных библиотек в XXI в. Одной из особенностей конференции является то, что наряду с профессионалами в ней приняли участие представители органов власти, как местной, так и государственной. Это, по мнению В. Р. Фирсова, заместителя директора Российской национальной библиотеки, вице-президента Российской библиотечной ассоциации, создало условия для заинтересованного диалога, дало возможность сопоставить профессиональное видение роли и места публичной библиотеки в современном обществе с представлениями об этом государственных чиновников и общественных деятелей.4
В результате обмена мнениями участники конференции пришли к соглашению по следующим моментам:
1. Публичные библиотеки являются ценными, незаменимыми учреждениями, обеспечивающими демократичный доступ к информации.
2. Публичные библиотеки образуют неотъемлемую часть общества в его полном многообразии.
3. Публичные библиотеки являются центрами хранения, возрождения и использования культурного наследия, а также центрами непрерывного образования. Они обеспечивают людей всех возрастов информацией, идеей и материалами для обучения, самообразования, развития своих способностей и навыков как граждан.
4. Здания публичных библиотек обеспечивают надёжную, нейтральную и вдохновляющую среду.
5. Здания публичных библиотек содействуют потребностям публичных библиотек в сотрудничестве с другими образовательными, культурными и социальными учреждениями и организациями.
Надеемся, что и современная российская муниципальная библиотека в ближайшее время сможет стать для российских граждан таким «общественным раем», которым она уже давно стала в Европе и США, и чем она представлялась в дореволюционной России.

1 Патрик Дж. Рождение публичных библиотек: политика либерального актива / Патрик Джойс // Новое литературное обозрение: НЛО. — 2005. — № 74. [Электронный документ] — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ nlo/2005/74/dz8.html.
2 Быкова А. Г. Андрей Дмитриевич Крячков — сибирский архитектор / А. Г. Быкова, В. Г. Рыженко // Курс лекций «Культура Западной Сибири: История и современность» А. Г. Быкова, В. Г. Рыженко. — Ч. 21. [Электронный документ] — Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/msg/20947.
3 Кушникова М. Страницы истории города Кемерово: в 2 кн. / Кушникова М., Сергиенко В., Тогулев В. — Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1997. [Электронынй документ] — Режим доступа: http://historypages.narod.ru /h_p_kemerovo /1/002_oda.htm.
4 Фирсов В. Р. Международная конференция Совета Европа «Сотворим публичный рай»: итоги и комментарии / В. Р. Фирсов // IX Ежегодная Конференция РБА, г. Новосибирск, 7–21 мая 2004: доклады. — Новосибирск, 2004. [Электронный документ] — Режим доступа: http://www.library.novouralsk.ru/lib-rba-section-novosibirsk_1.html.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы