«Индейское лето» в российской столице Социальная роль маленькой библиотеки на «сцене» мегаполиса
Ольга Альбертовна Зозулина, директор Библиотеки №27 Центрального административного округа, Москва
Приносят собрания сочинений Голсуорси, Диккенса, Роллана, Флобера, Лондона, приобретённые по подписке и когда-то являвшие собой ядро большинства домашних библиотек.
А вот — так называемые «макулатурные» издания. Старшее поколение помнит, как приходилось мучительно собирать макулатуру, чтобы затем получить заветные талончики на покупку Дюма, Фейхтвангера, Зощенко, Дрюона, изданных на дешёвой бумаге.
Издания начала 90-х гг. тоже, как правило, изданы на плохой бумаге, зато именно они открыли доступ к текстам запрещённых ранее, или не рекомендуемых авторов.
Альбомы, книги по искусству, издания по естественным наукам, медицине, технике. И конечно — чтиво последних лет: детективы, любовные романы, фэнтэзи.
Эти «дары» — ещё одно печальное свидетельство потери интереса к чтению, снижению его престижа. Сегодня уже не стыдно признаваться в своём «нечтении».
Социологи отмечают, что чтение перестаёт быть человеко- и культурообразующим ресурсом. Книги читают либо строго функционально (профессия, учёба), либо для развлечения. На эти «читательские потребности» ориентируются и коммерческие издательства.
Ситуация с публичными библиотеками выглядит не менее печально. Библиотеки перестали быть главным институтом организации чтения и представлять «национальную» культуру. И как итог — 79% россиян библиотеками не пользуются.
Нужна ли в таком случае традиционная библиотека? Если да, то как ей развиваться дальше? И в чём специфика работы библиотеки мегаполиса?
Однако библиотека продолжает быть уникальным социальным институтом. Сегодняшний её кризис определяется социально-экономическими и политическими реформами в российском обществе, стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Преодолеть этот кризис можно, развивая и изменяя социальную роль публичной библиотеки, стараясь сделать её общественно значимую деятельность более эффективной.
Гусь свинье не товарищ
Ещё совсем недавно в нашем профессиональном сообществе активно велись дискуссии о том, как должна развиваться библиотека: как информационный или как культурный центр? Целевая комплексная программа правительства Москвы по развитию публичных библиотек города как информационных интеллект-центров, по сути, подвела черту под этими спорами. Типовая модель информационного интеллект-центра может включать следующие направления:
• традиционное библиотечное обслуживание: читальный зал, абонемент, отделы специальной литературы;
• информационно-справочная служба с элементами электронной доставки документов;
• интернет-клуб, включающий пункт общественного доступа к информации, учебный класс, клуб общения по интересам;
• отдел правовой информационной поддержки;
• центр социально-психологической адаптации и поддержки различных групп населения;
• отдел профессиональной ориентации и адаптации;
• центр развития творческих способностей: театральное, художественное мастерство, дизайн и т. д.;
• досуговый комплекс.
Деятельность такого многофункционального центра направлена на создание особой интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной, в первую очередь, для молодёжи. Одновременно центр ориентирован на интенсивное развитие библиотечных процессов и технологий, результатами которых пользуются читатели всех возрастов и социальных групп. Налицо огромные возможности преобразования муниципальных библиотек столицы.
Жизнь небольшой библиотеки в условиях крупнейшего города нелегка. Мегаполис — это пространство с высоким уровнем концентрации культурных площадок. Например, наша библиотека расположена в Центральном административном округе Москвы, в Хамовниках — одном из красивейших мест города, рядом с Новодевичьим монастырём. Территория округа занимает 6,2% от территории города, но здесь сосредоточено 74,9% (128) театров; 79,4% (123) музеев; 71% (97) галерей и выставочных залов; 79,3% (23) концертных залов; 87,1% (54) национальных культурных центров и объединений и 100% (20) — объектов национального наследия России (а всего в России их 35).
С другой стороны, на протяжении последних десяти лет активно развивается индустрия развлечений, которой не было в советское время. Это приводит к тому, что в обществе начинают преобладать чисто развлекательные формы проведения свободного времени, тесно связанные с продукцией массовой культуры.
Большие развлекательные центры предлагают посетителям участие в спортивных и азартных играх, концертно-зрелищные мероприятия, спортивно-оздоровительные процедуры (фитнес-центры), рестораны, кафе, бары и, конечно, «шопинг». Все это провоцирует у человека сенсорно-физиологическое возбуждение, которое не требует развитого чувства прекрасного, нравственных оценок т. д.
Может ли столичная муниципальная библиотека конкурировать с этими учреждениями? Однако такая конкуренция заботит нас менее всего. Библиотека ориентируется на иные, «некоммерческие» потребности и ожидания людей, которые связаны с расширением кругозора, воспроизводством традиционных норм общения, с творческой самореализацией и профессиональным развитием.
Сегодня мы говорим о библиотеке как об открытой системе. Развитие её определяется как внутренними, так и внешними факторами. Особенно важным нам представляется социальное партнёрство, привлечение к сотрудничеству как различных организаций (общественных и государственных), так и отдельных лиц, которые выступают полноправными соавторами проектов библиотеки и совместно с нею выстраивают культурно-информационное пространство.
Приведенная выше статистика распределения культурно-досуговых учреждений свидетельствует о том, что для библиотеки мегаполиса нет необходимости дублировать деятельность галереи, концертного зала, театра. Можно использовать элементы их работы, но законы, по которым существует библиотечное пространство, иные. В библиотечном пространстве возможно то, что трудно осуществить в театре или музее: интерактивная связь, смещение акцента со зрелищности и содержания на последующее межличностное общение, которого так не хватает жителям нашего города.
Организаторами такого общения в нашей библиотеке выступают различные творческие объединения: клубы, гостиные, культурологические семинары. На сегодняшний день в библиотеке есть Клуб хайку и минималистской поэзии (куратор — поэт Марина Хаген), Молодёжный дискуссионный клуб (куратор — режиссер Дмитрий Таланкин), клуб общения молодых инвалидов «ANIMA», клуб ораторской речи (на немецком языке), Киноклуб и Театральная гостиная (куратор — актриса Марина Ганчук), два культурологических семинара, посвящённые изучению культуры североамериканских индейцев (куратор — профессор МГУ А. В. Ващенко) и кельтологии, краеведческий лекторий и др.
При формировании творческих объединений самое главное — найти лидера, вокруг которого уже сложилось «ядро» единомышленников, или того, кто сумеет собрать вокруг себя таковых. Сейчас многие люди творческих профессий невостребованы или не имеют возможности полностью реализовать свой творческий потенциал на рабочем месте. Креативных личностей, талантливых людей можно разглядеть, например, среди пользователей библиотеки. Для этого нужно знать и любить своих читателей. Это серьёзная проверка репутации библиотеки, её имиджа, о котором так часто вспоминают в профессиональной печати.
Важно, чтобы создание и последующая поддержка нового объединения была совместным делом библиотеки и её партнёров. В противном случае складывается достаточно распространенная ситуация, когда библиотека лишь «предоставляет стены» или «крышу», и этим сотрудничество ограничивается. Чтобы не оказаться в такой ситуации, библиотека должна создать максимально благоприятные условия для лидера. Он должен чувствовать себя равноправным партнёром. Выработав общую позицию по реализации программы, проговорив основные моменты, мы предоставляем лидеру свободу действий. В процессе совместной работы обязательно возникает приток в библиотеку свежих идей, новых книг, читателей. Так, по инициативе литературоведа и переводчика Дмитрия Кузьмина, в составе нашего фонда была заложена основа Библиотеки хайку. Коллекция была невелика, но поэты и издатели из России и других стран теперь охотно передают в дар библиотеке свои издания. Сегодня в фонде Библиотеки хайку около 250 книг на русском, английском, японском, французском, сербском, болгарском, белорусском и других языках.
По расписанию
Мы всегда делаем ставку на длительные проекты, на регулярные — на клубы, семинары, лектории. За каждым из них закреплен конкретный день недели или месяца. Мы считаем, что для жителей мегаполиса такой режим, такой абонементный принцип, десятилетиями опробованный музеями и филармониями, принципиально значим. Он даёт возможность не «потеряться» в будничной суете и легко ориентироваться в расписании. Люди уже точно знают, что, например, каждая третья суббота месяца отдана Киноклубу, а во второй и четвертый понедельник месяца проходят встречи в Клубе ораторской речи и т. д. Такой график удобен и библиотеке: он выступает организующим началом её массовидной работы.
Клуб — форма для библиотеки традиционная. Однако социальное партнёрство переводит её на более высокий уровень. Этот уровень обеспечивают профессионалы, готовые составить программу встреч, привлечь соответствующих специалистов, собрать аудиторию, привлечь средства, которых у библиотеки зачастую просто нет.
Не совсем обычной формой работы для небольшой муниципальной библиотеки является семинар. Возглавляемый научным работником и существуя на территории библиотеки, он приобретает совершенно иное качество, сочетая в себе черты научного семинара и клуба по интересам. Это сочетание значительно расширяет диапазон его возможностей, позволяя решать самые различные задачи — от научных исследований до культурно-просветительских акций.
Так, например, семинар по культуре североамериканских индейцев за шесть лет работы постепенно приобрёл сложную структуру. Сегодня наряду с регулярными занятиями он включает в себя Ежегодный фестиваль «Индейское лето», в рамках которого проходят выставки, концерты, кинопоказы. Другая его составляющая — научно-практические конференции «Момадэевские чтения»1, в которых принимают участие специалисты в области индеанистики, зарубежные исследователи, студенты гуманитарных специальностей.
Кроме того, участники семинара помогли библиотеке сформировать уникальный фонд литературы и периодических изданий по традиционным культурам, создать банк библиографических данных по соответствующей проблематике. Подготовлены и выпущены два сборника материалов, включающие доклады, прочитанные на конференции «Момадэевские чтения» и семинарских занятиях, а также литературные произведения участников семинара, хронику событий, информационные сообщения. Сегодня вся эта работа ведётся под эгидой кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков МГУ и рассматривается учёным сообществом как важный источник российской и мировой индеанистики.
Аналогично работает семинар по кельтологии. Но здесь проходят ещё и выступления музыкальных и танцевальных коллективов, фото- и книжные выставки, занятия по изучению древнеирландского языка.
Что от этого получает муниципальная библиотека? И почему все эти занятия проходят именно у нас, а не в МГУ или РГГУ?
Освящая своим именем научную деятельность такого рода, библиотека как демократичный институт создаёт общедоступное культурное пространство. Именно здесь семинары превращаются в свободный научный Форум для всех желающих. В первую очередь, для молодёжи. Именно так маленькая библиотека осуществляет межкультурные коммуникации.
В поле контакта
По-новому раскрывает возможности библиотеки сотрудничество с общественными организациями. Здесь совместная деятельность определяется программой, выработанной общими усилиями. Так, совместно с Региональной общественной благотворительной организацией «Семья и психическое здоровье» был создан Клуб общения молодых инвалидов «ANIMA». Его участники — молодые люди, страдающие психическими заболеваниями.
Большинство этих молодых людей имеют базовое либо неоконченное среднее образование, либо высшее. Однако особенности течения болезни делают их невостребованными как на рынке труда, так и в сфере социальных контактов. Они, как правило, не имеют постоянной работы, дружеские и социальные связи для них затруднительны. Общаясь исключительно с родственниками и находясь от них в зависимости, они обречены на вынужденное безделье и иждивенчество.
Помочь этим людям и их близким официально достаточно сложно. В основном из-за инертности соответствующих служб, когда чиновники и даже врачи государственной системы здравоохранения не знают или замалчивают наиболее болезненные вопросы. К тому же целый ряд проблем административным путём просто не решить. К ним относятся взаимная поддержка, досуг, развитие творческих возможностей, семейное просвещение в области психиатрии.
Мировой опыт свидетельствует, что эти проблемы легче решать с помощью общественных организаций, которые не только осуществляют поддержку, защиту и проведение реабилитационных программ, но и интегрируют больных людей в общество, работают с членами их семей, формируют толерантное отношение сограждан. И в этом маленькая библиотека с её открытым, публичным характером деятельности и относительно небольшим (а значит, легче осваиваемым) уютным пространством выступает полноценным социальным партнёром.
Помимо того, что Клуб помогает инвалидам и их родственникам, его работа оказывается полезной также для сотрудников и читателей библиотеки. Для последних важен опыт общения с людьми, имеющими психические заболевания. Здесь люди более открыты, легче идут на контакт, чем на улице, в транспорте или магазине.
Клуб действует уже пятый год. На практике этого клуба опробована возможность совместной работы государственного учреждения и общественной благотворительной организации. Нам удалось внедрить в работу библиотеки современные эффективные малозатратные технологии социально-психологической поддержки психически больных и членов их семей. Около ста человек получили возможность еженедельного клубного общения, а также участия во всех программах проекта. Более двухсот их родственников получили информационную и социально-психологическую поддержку в рамках программы психиатрического просвещения и психологического консультирования по семейным взаимоотношениям. Результатом программы стало снижение социальной изоляции более чем у трёхсот человек — психически больных лиц и членов их семей.
Клуб «ANIMA» дал также импульс к созданию психологической службы в библиотеке, в рамках которой сегодня работает клуб психологической поддержки, реализуется программа «Лекарство для души», опирающаяся на методы библио-, сказко- и арт-терапии, проводятся консультации по профориентации.
Для «чужих»
Вот уже десятый год длится наш эксперимент — библиотека как открытая площадка для реализации «чужих» проектов. Инициатива извне не только обеспечила самореализацию целому ряду творческих личностей. Она сделала библиотеку намного интереснее и привлекательнее для всех читателей. Участники наших мероприятий смогли обрести эмоциональный импульс, необходимый для развития личности, снятия психологического напряжения, а также обрели круг единомышленников. Последнее обстоятельство очень важно для мегаполиса, где разобщённость людей особенно велика. Благодаря инициативе «снизу» библиотека включилась в решение как будто бы несвойственных ей задач, которые на деле оказались важнейшим социальным заказом, приносящим только положительные результаты.
Безусловно, при реализации самых различных проектов смысловым центром культуротворческой деятельности всегда остаётся книга, идёт ли речь о ежемесячно сменяющихся выставках изобразительного искусства, концертах или театральных представлениях. Более того, появляется возможность выявить подтекст существования книги, влияния её на различные жанры искусства.
Фазиль Искандер однажды верно подметил: неважно, сколько книг прочитал человек, важно — сколько из них он понял. Будущее своей библиотеки мы видим в создании условий, способствующих более глубокому пониманию и осмыслению прочитанного, которое в соединении с организацией диалога, помощи в принятии Другого, помогает раскрывать и развивать творческие способности каждого.
1 Скотт Момадэй — американский поэт и писатель индейского происхождения, лауреат Пулитцеровской премии. Будучи в Москве, не раз посещал нашу библиотеку.