Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (52)'07 - Профессиональное чтение
Чтение и формирование креативного мышленияМотивации к творчеству и развенчание мифов

Виктория Валерьевна Мальгаждарова, заместитель директора Карагандинской областной юношеской библиотеки им. Ж. Бектурова, Казахстан

Современный мир давно потерял былую статичность. Словно в калейдоскопе, с огромной скоростью меняются продукты, модели, программы, концепции, тарифы. Вы недавно купили последнюю книгу модного автора. Но не пройдёт и месяца, как на книжных полках появится новый бестселлер. Отдельные специалисты и целые компании вынуждены участвовать в этой непрерывной гонке — совершенствовать подходы и технологии, выпускать на рынок всё новые продукты. Так, Hewlett-Packard, чьи принтеры стоят во многих библиотеках, большую часть прибыли получает на товарах, которых год назад ещё не было. Чтобы выжить, необходимо постоянно генерировать идеи, творить. И не важно, чем ты занимаешься — маркетингом, библиотечным делом или тренируешь футбольную команду.

Сотворение из ничего
В эпоху постиндустриализма основой существования и развития общества является информация. Одну из главных ролей в современном информационном пространстве играют технологии воздействия на человеческое сознание и построения массовых коммуникаций. Эти технологии используются во многих сферах деятельности, имеющих дело с информацией, например, в маркетинге, рекламе, PR, библиотечном деле. Базовым элементом и условием развития информационных технологий, а, следовательно, и информационного пространства, является креативность.
«Креативность» в переводе с латинского — «творчество» или «сотворение из ничего». Но в современном понимании «творчество» и «креативность» — не одно и то же. В креативном процессе главное — прагматический элемент: изначальное понимание того, зачем, для кого, что и как нужно создавать. Однако составляющей любого творческого процесса очень часто выступает парадоксальность и инсайт (озарение). В постсоветской языковой культуре «креативность» понимают достаточно широко — как вообще способность к нестандартному мышлению и поведению, в то время  как на Западе под «креативностью» понимают технологический элемент творчества. И, похоже, Запад прав. На Западе особую ценность имеет созидательный, конструктивный характер такого мышления и поведения.
Первые тесты на креативность придумал Джой Пол Гилфорд. Именно он сформулировал все основные составляющие креативности. «Примеряя на себя» каждый из нижеперечисленных элементов, вы сможете понять, насколько вам присуща та или иная составляющая креативности. Итак.
Беглость мысли — количество идей, возникающих за единицу времени.
Гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность — способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.
Любознательность — чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.
Способность к разработке гипотезы. Гипотеза — это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
Иррелевантность — логическая независимость реакций от стимулов.
На сегодняшний день объёмы, скорости и трансформации информационных потоков таковы, что человеческое сознание не способно их осмыслить. Поэтому влияние отдельных креативных людей, которые хотят и могут управлять информацией, становится всё очевиднее. Владеть инструментами управления информацией — фактическая необходимость для человека, осознающего ценность непрерывного совершенствования как в профессиональном, так и в личностном плане.

Чтение как креативный процесс
Информация как продукт развития человеческой цивилизации неоднородна по своей структуре. Она существует в разных формах. Речь и письмо — одна из форм передачи информации. Текст как вид письменной коммуникации на протяжении тысячелетий отлично зарекомендовал себя и как эффективный аккумулятор знаний. По утверждению М. М. Бахтина, речь и письмо — это, по преимуществу, социальный способ коммуникации и мышления. К этому ряду можно смело отнести и чтение. Конечно, письмо в большей мере захватывает человека, чем чтение, ибо ставит перед ним требования большей креативности. Не стоит забывать в этом случае мудрые слова Л. С. Выготского: «Индивид развивается посредством того, что он создаёт для других». И всё же нельзя  принижать роль чтения. Как самостоятельный интеллектуальный процесс чтение — процесс творческий. Чтение, после механики распознавания и запоминания текста, по своей сущности — это осмысление выраженной в знаковой форме мысли автора. Не смотря на штампы, стереотипы, логическое обоснование процесса осмысления текста, чтение несёт в себе колоссальный творческий потенциал. Но читаемый текст — это не только источник новой информации, но и та почва, которая даёт ростки мыслям, идеям, открытиям. Тот ассоциативный ряд, который рождается в процессе чтения, по сути, и есть креативный процесс. Таким образом, качество и количество прочитываемой литературы становятся одним из важнейших факторов развития креативной личности.
Чтение профессиональной, учебной, познавательной или художественной литературы суть разные явления. Профессиональное или познавательное чтение в большей степени связано с воздействием на интеллект. Чтение художественной литературы — с воздействием на эмоции. Для развития интеллекта и креативности особенно важно чтение в детском и юношеском возрасте. Ведь именно до 25 лет происходит рост мозговых клеток. Поэтому багаж, полученный во время обучения в школе, институте, намного объёмнее того, что мы приобретаем в течение всей последующей жизни. Но это не повод отчаиваться — с окончанием роста мозговых клеток не прекращается рост соединений между ними. Сохранить интеллектуальную активность на протяжении всей жизни можно при условии постоянного тренинга, одной из составляющих которого является чтение. Чтение — это, в первую очередь, расширение кругозора: общего, профессионального и эмоционального. Отложенная в кладовых мозга информация при гибком, креативном мышлении даёт толчок для решения какой-либо проблемы, рождает гипотезу, помогает вариатизировать мысль или идею.
Благодаря стремительному внедрению новых технологий, потеряло привычную статичность и библиотечное дело. Быть с веком наравне обязывает библиотеку статус и степень её вовлечённости в мировой информационный процесс. В Карагандинской областной юношеской библиотеке им. Ж. Бектурова есть, например, краеведческие и методические мультимедийные издания: серия вернисажей карагандинских художников «Прикосновение», проект создания полнотестовых баз данных о молодёжи и для молодёжи  «Жаркын», методические материалы «Таттимбет» и «Отцы и дети». В нашей библиотеке подобралась такая команда единомышленников, когда не важно, кому первому приходит в голову идея, главное, что она подхватывается, развивается и воплощается! Она обрастает новыми предложениями, иногда трансформируется до неузнаваемости. Направленная на позитивное изменение, она может дать толчок какой-то новой интересной идее.
Часто думают, что креативность — это когда изобретают что-то абсолютно новое. Однако гораздо полезнее представлять себе креативность как процесс формирования новых соединений, сочетаний, связей.

Через пески здравого смысла
Является ли креативность врождённым качеством или её можно развить? Почему у одних людей креативность больше, чем у других? Что влияет на формирование и развитие творческого потенциала?
Безусловно, креативность зависит от многих врождённых качеств, но всё же развитие творческого мышления в основном определяется тем, в какой среде рос человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала его индивидуальность. Природной креативностью обладают дети. То есть опыт креативности имеют все. В детстве многие создают свои вымышленные миры, придумывают себе друзей. А чего стоит восхитительное детское словотворчество! Есть данные, что в период между 6 и 7 годами наша креативность уменьшается на 50%, а к зрелому возрасту — ещё на 30%. По словам Алексея Матвеева, «наш источник живой творческой энергии постепенно заносят пески здравого смысла, рационализма, стереотипов. Но источник-то есть в каждом из нас. Вопрос в том, чтобы снять барьеры и позволить ему вновь свободно течь в нашу жизнь».
Не стоит рвать на себе волосы или посыпать их остатки пеплом, думая, что креативность — удел лишь гениев. В каждом из нас заложен колоссальный потенциал. Вы сомневаетесь? Вспомните свой сегодняшний сон и восхититесь сюжетом, дивностью красок, сменой ролей и ощущений.
Существуют, как правило, внутренние психологические ограничения — их называют барьерами креативности. Это может быть недостаток времени, страх критики, сниженная самооценка, страх неудачи.
Сегодня работодатели всё чаще обращают внимание на креативность своих сотрудников. Психологи рассматривают повышение креативности как один из элементов повышения силы мозга, психологического и интеллектуального развития личности. Как же развить или усилить свою креативность? Какие факторы влияют на повышение силы мозга? В первую очередь — это максимальное использование имеющихся интеллектуальных и психических возможностей, снятие самоограничивающих убеждений типа:
• я не из тех, кто способен учиться, я плохо успевал в школе;
• я слишком стар, чтобы учиться;
• я не творческая личность;
• у меня плохая память;
а также — преодоление имеющихся объективных преград:
• улучшение памяти;
• ускоренное обучение с использованием разработанных стратегий нейро-лингвистического моделирования.
Александр Поп, поэт XVIII в., как-то сказал: «Ум укрепляют упражнения, а не отдых». Что же может служить хорошим упражнением для мозга? Масса разнообразных действий, не входящих в наш повседневный обиход:
• подготовка к экзамену;
• разгадывание кроссвордов;
• изучение иностранного языка;
• написание эссе на заданную тему;
• разработка сценария проведения банкета;
• скрупулёзное восстановление в памяти событий десятилетней давности;
• смена плохого настроения на хорошее;
• перепланировка спальни;
• поиск истины
и масса других столь же различных действий.

Мифология Терезы Амабиле
Здравомыслящий и трезво оценивающий современную ситуацию человек заинтересован в собственной креативности и в креативности своих коллег, особенно это касается руководителей разного уровня, которым неплохо бы знать, откуда берутся революционные идеи. Как руководители могут стимулировать креативность сотрудников? Профессор  Тереза Амабиле искала ответы на эти вопросы на протяжении почти тридцати лет своей исследовательской деятельности. Она провела огромное исследование, проанализировав примерно 12 тыс. журнальных записей, сделанных 238 сотрудниками, работающими над креативными проектами более чем в 7 компаниях. При этом информанты Терезы Амабиле не знали, что именно является предметом её изучения. Собрав и проанализировав полученные сведения, Амабиле пришла к выводам, которые способны перевернуть привычные представления о природе «креативности». Для начала — шесть мифов о креативности, которые удалось разоблачить благодаря проведённому исследованию.
Миф первый. Креативность генерируется творческими людьми. В ходе исследования менеджерам часто задавался вопрос: где в вашей организации больше всего нужна креативность? Обычно назывались проектно-конструкторская работа (R&D — Research and Development), маркетинг и реклама. Когда же менеджеров спрашивали, где они меньше всего нуждаются в креативности, все со смехом называли бухгалтерию. Конечно, слова «творческая бухгалтерия» у многих вызывает иронию. На деле, однако, выяснилось, что любой сотрудник с нормальным интеллектом способен на творческую работу на любом месте. При этом креативность зависит от нескольких вещей: опыта (в том числе знаний и технических навыков), таланта, способности мыслить по-новому, умения преодолевать нетворческую рутину и, главное, степень увлечённости своей работой.
Миф второй. Деньги — мотиватор креативности. Экспериментальные исследования показывают, что деньги отнюдь не определяют степень креативности сотрудников. В ходе исследования на вопрос «Насколько ваша сегодняшняя работа мотивируется премиальными?» большинство респондентов ответили, что этот вопрос не кажется им важным. Они просто не думают об оплате каждый день. И те немногие, кто проводят значительную часть своего времени, думая о размере компенсации, обычно производят не так уж много творческих идей.
Миф третий. Недостаток времени способствует креативности. В ходе исследования многие высказывали мнение, что наибольшая творческая активность достигается в условиях нехватки времени. Однако факты обнажили прямо противоположное: когда люди вынуждены были постоянно смотреть на часы, происходило нечто вроде цейтнотного похмелья: креативность сотрудников снижалась не только в день, когда они были вынуждены работать в спешке, но и на следующий день.
Миф четвёртый. Страх вызывает революционный прорыв. Есть распространённое убеждение, что страх и депрессия каким-то образом связаны с креативностью. Существуют психологические теории, доказывающие, что процент случаев депрессии выше у особенно творчески одарённых писателей и художников. Однако в исследовании Т. Амабиле подобные закономерности не нашли подтверждения. Оказалось, что креативность позитивно ассоциируется с радостью и любовью и негативно — со страхом и тревогой. Возможно, это ещё одно подтверждение того, что креативность — это технологический элемент творчества.
Миф пятый. Соревнование лучше, чем сотрудничество. Широко распространено убеждение, особенно в сфере финансов и высоких технологий, что внутреннее соревнование усиливает креативность. Исследование показало, что креативность страдает, если в коллективе царствует соревнование, а не сотрудничество. Наиболее креативны те коллективы, где сотрудники могут свободно обмениваться идеями и обсуждать новые решения. Однако, когда люди соревнуются за признание, они перестают делиться информацией.
Миф шестой. Сокращение штатов — хороший способ повысить креативность. Опять — нет. Сокращение штатов вредит креативности, и этот вред более ощутим, чем многие думают. Ожидание сокращения ещё более вредно, чем само сокращение. Страх неизвестности заставляет людей практически полностью отвлечься от работы.
Креативность — естественная способность человечества. И лучший способ найти новые решения для старых проблем — это заботливо культивировать и развивать её. Девизом нашего настоящего должны стать слова: «Прочь, серость и безликость, дорогу — креативности!».

1 Амабиле Т. 6 мифов о креативности / Тереза Амабиле, Билл Брин; авт. реф. Алексей Гостев // http://ippnou.ru/articlescategory.php.
2 Креативность. Как достичь большей креативности? // http://intellect.informing.ru/publishing/psychology/psychology_48.html.
3 Матвеев А. Креативность: мысли вслух // http://alazonta.ru/pub_creativity.htm.
4 Максимальная сила вашего мозга // http://intellect.informing.ru/publishing/psychology/psychology_48.html.
5 Уэллс Г. Осмысление текста // http://www.brsu. brest.by/ pages/psychology/authors/wellsg.htm.
6. Ценёв В. Креативность — это невроз? // http://www.createbrand.ru/

В оформлении статьи использованы работы
Артемия Лебедева.

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы