Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (52)'07 - Профессиональное чтение
Важный элемент системы непрерывного образования Взгляд методиста
Лидия Владимировна Власова, заведующая методическим отделом Балхашской Центральной библиотечной системы, Казахстан


Современная социокультурная ситуация свидетельствует о небывалых темпах инновационных изменений в библиотечном деле. В частности, усложнение структуры Централизованных библиотечных систем (открытие новых отделов и секторов автоматизации, психологии, дизайна и т. д.) наряду с другими факторами определило новую парадигму библиотечной деятельности. Библиотекари-практики должны быть в курсе всех инновационных изменений. Именно поэтому я как методист склонна рассматривать профессиональное чтение как систему непрерывного образования.
В последнее время модель профессионального чтения заметно меняется. То, что раньше было кругом чтения узкого специалиста, сейчас входит в круг чтения и библиотекаря. Это — издания по культурологии, психологии, социологии, отдельным направлениям экономики, права, информационным технологиям и пр. Особенно подобная литература нужна руководителям библиотек, методических служб в силу их профессиональных обязанностей.
Не так давно появилась возможность приобретать книги ведущих специалистов библиотечного дела. Например, в нашей ЦБС пользуются спросом такие книги, как «Речевая культура библиотекаря» Г. А. Алтуховой, «Грани библиотечного общения» С. А. Езовой, «Библиотечный фонд» В. И. Терешина, книги серии «Библиотека и время» издательства «Либерея» и другие. На их материале организуются семинары, практикумы, профессиональные занятия. Конечно, чтение дифференцируется: для сотрудников отделов, работающих с фондом, представляют интерес книги, посвящённые вопросам организации фонда документов; работникам отделов обслуживания нужна литература по организации работы с читателями; руководство интересуют вопросы управления персоналом, регламентирующие, законодательные и нормативные материалы и т. д.
Кроме книг, мы выписываем и используем в работе такие периодические профессиональные издания, как журналы «Kiтапхана», «Библиотека», «Читаем, учимся, играем». В них масса полезных сведений, которые с успехом используют в своей работе наши сотрудники при организации массовых мероприятий, в программно-целевой деятельности и т. д. В ЦБС регулярно проводятся обзоры этих журналов, ведётся «Систематическая картотека методических материалов по библиотечному делу». Наибольший интерес у сотрудников вызвали статьи Хегай «Библиотечные сайты Восточного Казахстана», Глазковой «Издания редкого фонда в зеркале электронного каталога», Бекбалаковой «Алан» в виртуальном мире», Тимершиной «К вопросу о роли метазнаний в формировании информационной культуры» и «Исследователи малой родины», опубликованные на страницах журнала «Kiтапхана элемi», а также материалы рубрик «Российские правила каталогизации» и «Школа индексирования» журнала «Библиотека».
Хотелось бы остановиться на том, какими мы видим казахстанские профессиональные издания. Замечательно, что они появились, и есть возможность познакомиться с библиотечным сообществом Казахстана. Наибольшее число публикаций профессиональной периодики посвящено работе с новыми информационными технологиями. Но, по мнению моих коллег, надо уделять больше внимания опыту работы ЦБС, а не только крупных библиотек (в глубинке работают подчас настоящие самородки, при малых возможностях). Не хватает нормативных и регламентирующих материалов именно казахстанского образца, публикаций о библиотечном дизайне. Может быть, имеет смысл печатать списки наиболее интересных книг, вышедших в казахстанских издательствах для комплектования по заказам. В рамках поддержки и развития государственного языка необходимо увеличить публикации на казахском языке. Сотрудники ЦБС с удовольствием знакомятся с методическими пособиями, выпускаемыми областными библиотеками, печатной продукцией ЦБС области (отчёты, указатели, рекламная продукция и пр.). Все интересные идеи, как правило, «идут в работу».
Интересуются наши библиотекари также потребностями и чаяниями читателя, для чего регулярно организуют обзоры новинок художественной литературы. Я заметила, что в профессиональном чтении мои коллеги больше руководствуются теми источниками, где описан опыт, который можно применить на практике; теоретические работы больше востребованы руководством ЦБС.
Я полностью согласна с утверждением, что профессиональное чтение — это важный элемент системы непрерывного образования библиотекарей. Ведь предварительное изучение профессиональной литературы выполняет превентивную роль, создаёт своеобразную установку на восприятие новой информации, что особенно важно для методиста как организатора обучения, поскольку обучающий и обучаемый должны понимать друг друга лучше, говорить на одном языке, работать в режиме диалога. Чем выше компетентность специалиста, тем меньше он удовлетворён собственной информированностью, поэтому профессиональное чтение библиотекаря я считаю важным источником формирования информационной культуры и уровня образованности специалиста.
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы