Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Практичный портал отборных советов sovetnika.net, читай в удобном формате на смартфоне.
Архив журналов - № 4 (52)'07 - Профессиональное чтение
Проблемы журналов по библиотечно-информационной тематике Точка зрения читателя

Морис Б. Лайн (Line M. B.), консультант по информационно-библиотечным вопросам, Хэррогейт, Великобритания


Журналы по библиотековедению страдают от тотального «перепроизводства»; статьи в них зачастую повторяются, коряво написаны, занудны, отличаются ограниченностью подхода и неуместной льстивостью, плохо свёрстаны. В отличие от книг по той же тематике, статьи публикуются без учёта возможного адресата, поэтому и не существует регулярной обратной связи. Отсеять бесполезный материал читателю становится всё сложнее, поэтому следует найти пути облегчения этой работы.
Я могу претендовать на представительство от всех четырёх категорий — читателя, автора, редактора и издателя. Я редактор журнала и ежегодного обзора; написал более 300 статей; во время работы в Британской библиотеке в мои обязанности входило курирование нескольких изданий, в том числе одного по библиотековедению. И, конечно, я жадный и требовательный читатель.
Отлично понимаю, что критичность моих читательских наблюдений напрямую бьёт меня в моих других ипостасях; точно так же я признаю, что и данный доклад может быть раскритикован с моих же позиций. То, что я собираюсь сказать о журналах по библиотечно-информационной тематике, в большинстве, если не во всех случаях, может быть применимо и к другой тематике. Это не делает ситуацию лучше или хуже: никогда дурное поведение других не служило оправданием ваших неправильных поступков.

«Публикуй, а то проиграешь!»
Прежде всего, нужно отметить, что сейчас выпускается слишком большое количество журналов, причём многие из них существуют только благодаря субсидиям. В некоторых случаях внешняя финансовая поддержка оправдана и понятна, например, в случаях с журналами, выходящими для библиотекарей таких стран, как Венгрия или Хорватия, на языке которых никто в мире более не говорит, и которые поэтому имеют ограниченный рынок сбыта. Однако иногда трудно объяснить причины выпуска какого-либо конкретного журнала — разве что желанием местного отделения библиотечной ассоциации хоть как-то заявить о себе либо стремлением сохранить место, где можно печатать статьи, которые другие журналы не принимают — своего рода тележки для сбора отходов. Эти журналы весьма редко содержат что-нибудь достойное прочтения, поэтому стоит ли о них беспокоиться? Если какой-то местный орган с энтузиазмом тратит деньги и бумагу на ветер, какое нам дело?
Сложность, однако, в том, что статьи в этих журналах всё равно реферируются, а рефераты (аннотации) включаются в базы данных. При этом по тексту реферата можно зачастую предположить, что статья содержит что-то интересное. Но пока что нет никакой возможности распознать, является ли реферат (аннотация) приукрашенной выжимкой из пустого материала или на самом деле статья заслуживает изучения.
Даже в весьма авторитетных журналах случаются повторения. Возьмите, например, такие вопросы, как роль библиотек в электронном обществе: просканировав хоть 40 статей на эту тему, понимаешь, как сложно найти что-либо новое. Складывается впечатление, что редактор посчитает номер неполным, если не поместит какой-то материал по этим «жгучим» проблемам современности. Можно бы возразить, что необязательно читать всю эту массу, но всегда остаётся вероятность пропустить что-либо стоящее, неожиданный взгляд на проблему. Проблема селекции уже сейчас достаточно серьёзна. Что же будет дальше?
Основной движущей силой, вызывающей перепроизводство статей, является стремление каждого человека завоевать признание и уважение. Но почему это стремление должны поддерживать издатели? Наиболее известные в своих странах (равно как и в мире) библиотекари — это те, кто много написал, а вовсе не те, кто много сделал. Конечно, одно не исключает другого. Но всё же просто писателей, не умеющих ни работать, ни думать, слишком много. Настоящий синдром «Публикуй, а то проиграешь!», который особо силён в академических кругах.

Недостатки в изложении и редактировании
Стиль. Должен заметить, что слишком многие статьи отвратительно написаны, плохо структурированы, недостаточно аргументированы и зачастую неясны. Более того, иногда оставляет желать лучшего и английский язык (полагаю, то же и с другими языками). Мне как редактору приходилось выправлять английский язык в статьях, написанных хорошо известными авторами, для которых английский — родной. Как читатель я часто испытываю потрясение от неряшливого редактирования, оставляющего в тексте массу ошибок. Что же касается статей, опубликованных на английском языке, но написанных неангличанами, то такое впечатление, что редактор экономит собственные силы. Для профессии, непосредственно связанной с грамотностью, это воистину нетерпимо.
Длинноты. Ещё одна проблема — чрезмерный объём статей. Можно подумать, по отношению к кратким статьям существует какой-то предрассудок, как если бы они были не вполне благопристойны.
Структура. Весьма общим недостатком является слабая структурированность текста. Должен быть некий логический порядок, ясная последовательность мыслей. Писать нужно так, чтобы в статье можно было ориентироваться — найти наиболее интересные места (или пропустить вам лично неинтересные). А поскольку выпускается так много словесного мусора, хотелось бы иметь возможность сразу оценить статью.
Читабельность. Статьи часто грешат не только грамматическими или синтаксическими ошибками, но и просто плохо написаны, скучны. Когда публикаций так много, а времени читать так мало, хочется, чтобы авторы особое внимание обращали на то, чтоб заинтересовать читателя. Однако многие высокомерные авторы совсем об этом не думают; и если большинство статей остаются непрочитанными, это чаще всего вина автора. Не спорю, что статьи по библиотечному делу и информатике по определению не могут представлять собой столь уж захватывающее чтение, и никто не ждёт, что профессиональную литературу вы будете читать как хорошую повесть, однако не следует мириться и с тем, что статья напоминает сухой отчёт о проведённом исследовании или просто представляет собой откровенно плохую журналистику.

Типы статей
Можно выделить три типа статей по библиотечно-информационной тематике: исследовательский доклад, отчёт о практических результатах, авторские идеи. Первый тип работ предполагает ясность и точность изложения — это главное условие, и некоторая сухость в данном случае простительна.
Часто говорят, что статьи нашей тематики непонятны (за исключением одной–двух работ). Лично меня как читателя это не очень беспокоит, если автор может изложить сложную идею простыми словами. Однако многие авторы, наоборот, пару простейших идей стараются обернуть такой мутной прозой, что и не поймешь — пытаются ли они упрятать скудость содержания в тумане намёков или им кажется, что специальная выспренняя форма языка совершенно необходима в статье, посвящённой исследованиям, или они просто плохо пишут.
Исследовательские статьи должны обязательно содержать предложения по практическому применению результатов, иначе ценность самого исследования резко снижается. Но, как правило, статьи этого рода перегружены ссылками: видимо, авторы полагают, что работу с небольшим количеством ссылок могут счесть легковесной! Ссылаться, безусловно, надо, однако я подозреваю, что часто авторы ссылаются на литературу, которую сами не читали, а уж читатель наверняка не прочитает никогда. Лишь немногие исследовательские работы в существенной мере основаны на оригинальных авторских идеях, а не на работах прошлых лет; в этом случае единственное, что требуется от читателя — уследить за авторской мыслью. Отчёт о практической работе должен обязательно содержать указания, каким образом изученный местный опыт и практические результаты могут быть использованы в другой ситуации.
В некоторых статьях по проблемам тотального контроля качества даются рекомендации по применению данной методики в конкретных библиотеках, и в этом нет ничего плохого — если предпринимаются хотя бы попытки сделать обобщающие выводы на основе местного опыта. Но ведь часто пишут лишь о том, «как хорошо он (она) управляется в своей библиотеке!». Но даже эти статьи всё же полезнее, чем рассуждения на тему «как в принципе нужно хорошо управлять библиотекой». Иногда мне кажется, что редактор забывает, что библиотечное дело — занятие сугубо практическое. Хотелось бы в таком случае видеть статьи о том, «как и почему я плохо управляю библиотекой», поскольку опыт чужих ошибок ничуть не менее позитивен, чем опыт достижений. И если суждено родиться ещё одному журналу по библиотечно-информационной тематике, то пусть это будет «Журнал неудачных начинаний в библиотечно-информационной области».
Статья с идеями должна носить побудительный характер. Плохое изложение материала для любой статьи отзовётся сужением круга читателей или слабым восприятием прочитанного у тех, кто всё-таки отважился дочитать до конца. Помимо прочего, библиотечное дело — это коммуникация, и плохое общение с другими библиотекарями столь же непростительно, как и негодное обращение с читателями библиотеки.

Независимость мышления
Некоторых неудачливых писателей я обвинил бы также в недостатке смелости. Они постоянно с благоговением цитируют великих (равно как и мелких) профессиональных гуру — и с таким азартом, как будто «гуру» никогда не говорят чуши. Как и во всех других отраслях знания, библиотековедение и информатика имеют «свой лоскут в новом платье короля» — и авторы не должны стесняться сказать, что «король-то голый». Если, конечно, они это заметили.
Поклонение предкам нетипично для нашей литературы; в равной мере неуместно было бы и поклонение ныне живущим будущим предкам, которые со своей стороны должны скорее приветствовать, чем порицать честную критику в свой адрес, если они верят в то, что правда важнее их самомнения.

Ограниченность
Мои последние стрелы в адрес авторов направлены в тех, кто зачастую не знает и не хочет знать о том, что творится за пределами их двора. Бывает, что локального значения разработки преподносятся так, как будто и не было точно таких же в других местах, а идеи, изрядное время бывшие в употреблении, подаются как новые. Определённая проблема, возникающая в связи с публикациями статей библиотечно-информационной тематики, состоит в том, что эти статьи фактически не имеют связи с внешним миром. Правда, я с уважением отношусь к «звёздочной» системе оценок (как, например, в оценке кинофильмов в недельных программах TV), принятой в библиографическом разделе «Журнала академических библиотек» («Journal of Academic Librarianship»). Псевдонаучные замеры на базе «индекса цитируемости» не имеют смысла, ибо они относятся почти целиком к научной литературе и внутри этих рамок полагаются только на некоторые типы статей, например, на ранее выполненные анализы цитирования.
Хотелось бы мне увидеть обзоры, сделанные по материалам анкетирования библиотекарей на тему, как много профессиональной литературы они читают (полагаю, все были бы в шоке, узнав, как мало читает библиотекарь), либо о том, какую статью они прочитали за последний месяц, какая работа последних пяти лет произвела на них наибольшее впечатление и почему. После такого обзора можно было бы и поговорить о том, для чего собственно пишется и публикуется литература по библиотековедению и информатике. Когда, наконец, литература по нашей тематике станет широко доступна в онлайновом режиме, издатель сможет разобраться, какие статьи читают, а какие — нет. И это будет только начало анализа, поскольку такие замеры не отвечают на другие важные вопросы.
Следует предостеречь издателей от очевидной ошибки, связанной с поспешным отказом от публикации малочитаемых статей. Вполне возможно, что статья, содержащая результаты серьёзного и важного исследования, будет понятной и полезной только трём–четырём специалистам, однако её потенциальное значение может оказаться неизмеримо выше широкочитаемых, но тривиальных работ.

Онлайновые системы — отказ от печатной версии
В ближайшем будущем может появиться проблема печатать/не печатать, и если печатать, то какие именно статьи и кто их должен отбирать — издатель или читатель? Решая эту проблему, следует помнить, что печатная версия имеет преимущество перед онлайновой: возможность быстро отсеивать хорошее от плохого и полезное от бесполезного. Добавлю, что у электронной версии нет ограничений по объёмам публикации.

Международные аспекты
Всё вышесказанное изложено с позиций англоговорящего читателя. Постараюсь теперь поставить себя на место библиотекаря из такой страны, как Венгрия, язык которой никто за пределами национальных границ не понимает и где английский язык мало распространён.
Наряду с анализом ситуации в венгерских библиотеках, я хотел бы получать информацию о том, что творится и в остальном мире, особенно в странах с высокоразвитым библиотечным обслуживанием. Такую информацию я хотел бы получать в виде коротких и ясных статей, а не объёмистых рассуждений. По-моему, это как раз то, что публикует г-н Петер Шанто (Peter Szanto) в своём журнале «ТМТ». Такие журналы никогда не будут иметь широкой аудитории и никогда не будут прибыльными; но их профессиональная значимость велика и субсидии на журнал вполне оправданы.
Я действительно хочу знать, что происходит в других странах, особенно за пределами англоязычных. Частично по этой причине, а частично из желания сэкономить время создан журнал «Библиотечное дело и информационные технологии в мире» («Librarianship and Information Work Worldwide»). Если значительную часть литературы по библиотечному делу и информационным технологиям можно назвать мусором, то «Библиотечное дело и информационные технологии в мире» можно назвать хорошо спресованным мусором.
Если бы меня попросили назвать одну главную проблему, стоящую перед журналами по библиотечному делу и информационным технологиям, то я назвал бы проблему отбора полезного и нужного материала. В темах дефицита нет. Хотя имеют место повторяемость и тривиальность. Весьма приветствовались бы краткость и точность в изложении — эти качества вполне достижимы, если редакторы и издатели перестанут видеть прямую зависимость качества статьи от её объёма. Хотя само по себе это и не сократит число статей. Вообще непохоже на то, что как-то удастся сократить число публикаций, поэтому наши надежды и мечты мы связываем с качеством аннотаций и обзоров, которые позволят читателю быстро отсеивать полезное от никчёмного. Возможно, каждая аннотация должна сопровождаться объективной оценкой оригинальности статьи, её практической полезности и т. д. Кому-то это покажется унизительным или субъективным, но именно такие оценки приводятся при составлении книжных обозрений. Подобная процедура уже практикуется издательством «МСБ Юниверсити пресс» («МСВ University Press») при публикации онлайновых журналов. Конечно, трудно ожидать от издателя чрезмерной критичности в отношении публикаций, было бы лучше поручать эту работу какой-либо другой организации.
Здесь я обвинял авторов в чрезмерной плодовитости и массе ошибок в их произведениях, редакторов — в небрежности и неразборчивости, издателей — в готовности сотрудничать с многословными и полуграмотными авторами и ленивыми редакторами. Я не пытался обвинить всех в упомянутых грехах, но понимаю, что обидел или задел очень многих.
Я хотел бы закончить на позитивной ноте, назвав трёх авторов, каждый из которых соответствует некоему эталону. Все трое — американцы, хотя двое из них родились в Великобритании и переехали в США уже вполне сформировавшимися библиотекарями. Блестящий пример ясности изложения результатов научной работы являют собой работы Уилфрида Фредерика Ланкастера (Wilfrid F. Lancaster); Ричард де Дженнаро (Richard de Gennaro) отличается новаторским подходом и всегда интересным изложением материала; статьи Майкла Гормана (Michael Gorman) представляют собой образцы увлекательного чтения и бесстрашия перед авторитетами.
Дорогие авторы, пожалуйста, изучайте их работы и следуйте примеру лучших!

Доклад 120–118 на 64-й Генеральной конференции ИФЛА (буклет 7, с. 81-86).
Оригинальное название «Critical issues facing LIS journals: a reader’s view»
Науч. и техн. б-ки. — 1999. — №12. — С. 12–22.

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы