Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (85)'08 - Каллиграфия
Библиотека и бизнес
Татьяна Соколова, заместитель заведующего отдела фондов и обслуживания РНБ

Сфера бизнеса играет
в библиотечной практике двоякую роль: как постоянно расширяющийся сегмент обслуживания и как один
из способов решения собственных проблем. Причем трудно сказать, какое из направлений является более сложным.

В российском бизнесе до сих пор немало людей, никогда систематически ему не учившихся. Автор своеобразного самоучителя1, опытный бизнес-консультант Игорь Альтшуллер справедливо недоумевает: «Почему-то считается, что вождению автомобиля надо учиться, а вот бизнесом может заняться каждый — при наличии определенной доли нахальства». И надо отметить, что именно эта «доля нахальства» придает специфическую окраску взаимоотношениям библиотекарей и бизнесменов, когда за внешней корректностью может скрываться серьезное социально-психологическое противостояние.
Не секрет, что бизнес предъявляет особые требования. Необходимо уметь постоянно и быстро реагировать на любые изменения, держать удар, быть в форме, действовать в форс-мажорной ситуации и обращать внимание на мелочи. Но и слабости у бизнесменов — «свои». Например, связанные с так называемой инфоустойчивостью, когда определенные виды деловой информации могут вызвать опасные для организма реакции — от эмоциональных до психосоматических.
Многое здесь зависит и от места в ситуационно-психологической классификации типов собственников, знание которой полезно библиотекарям-практикам. В зарубежной психологии наиболее распространены представления о таких типах, как «скряга», «транжир», «денежный мешок», «торгаш», «игрок». В России, где еще только устанавливается частная собственность и процесс первоначального накопления капиталов далек от завершения, нужна особая классификация.
Автор одной из них, А. Д. Карнышев, включил следующие типы: захватчики собственности, скопидомы и скряги, «рационалы», филантропы, несведущие собственники, транжиры, ниспровергатели собственности2. При всей схематичности, это вполне «работающая» классификация, которая, в частности, объясняет, почему далеко не все читатели, имеющие деньги, готовы без возражений платить за библиотечно-информационные услуги.
Деньги вообще являются самой абстрактной, загадочной и далеко не всегда предсказуемой «формой жизни». Психология денег — один из наиболее интересных разделов экономической психологии, изучающий изменение психики людей и, как следствие, их поведения под воздействием денег3. Отметим, что тема психологии денег мало разработана даже на Западе, не говоря уже о России, где она очень долго была идеологически неактуальной. Правда, некоторое внимание деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии, психологии менеджмента, посвященных мотивам трудовой деятельности и материальному стимулированию. Однако единой теории или всеобъемлющего труда по психологии денег пока нет.
Можно порекомендовать ряд специальных исследований, посвященных таким сюжетам, как влияние денег на убеждения и поведение людей, отношение к деньгам мужчин и женщин, деньги как фактор безопасности, любви, свободы4. Очевидно, что мужчины придают деньгам повышенную ценность, склонны к соревнованию и риску с целью их приобретения. Считается, что мужчины более компетентны в обращении с деньгами, в отличие от женщин, которые чаще тратят деньги в состоянии депрессии, то есть не всегда разумно.
Женщины также чаще подвергаются навязчивым идеям относительно денег, испытывают зависть к тем, кто их имеет. Следует откровенно признать, что неудовлетворенность материальным статусом, столь характерная для библиотечной профессии, имеет самые серьезные психосоматические и социальные последствия. Нереализованные потребности, долги, малые сбережения, неутешительные сравнения себя с другими — все это не только может вызывать тревожность, гнев, депрессию и ряд иных заболеваний, но порой парадоксальным образом отражается на выполнении обычных производственных функций.
Признаемся мы себе в этом или нет, но негативное восприятие финансового неравенства сознательно или непроизвольно влияет на библиотечное обслуживание — от определения перечня и стоимости платных услуг до нюансов непосредственного общения с VIP-клиентами.
Формирование в России маркетингового менеджмента также имеет свои психологические аспекты и особенности. По мнению специалистов, в настоящее время методы конкурентной борьбы все более смещаются на уровень инноваций, и добавленная инновационная стоимость приобретает принципиально нестационарный характер, что приводит к резкому ускорению бизнес-процессов и делает неопределенным само экономическое пространство. В таких условиях известные маркетинговые схемы уже не действуют, а выработка новых должна адекватно учитывать быстрые изменения, выживание в условиях неопределенности, тотальные действия всех против всех, рефлексивные схемы воздействий.
Поэтому особую актуальность приобретает нейтрализация факторов, которые представляют угрозу для нормального функционирования и развития любых бизнес-структур. Иными словами, на первый план выходят вопросы корпоративной безопасности как интегрирующего направления, которое охватывает целый комплекс задач — от изучения и обучения персонала до выбора систем противопожарной охраны.
И хотя принятое ныне расширительное толкование термина «корпоративная» аккумулирует в себе различные виды негосударственных организаций и фирм различной формы собственности, знание основ корпоративной безопасности безусловно полезно библиотечным специалистам — от библиографов до менеджеров. Имеются в виду такие компоненты, как экономическая безопасность, информационная безопасность, социальная безопасность, охрана материальных ценностей, объектов и физических лиц5. Применительно к библиотекам ряд компонентов освещен в практическом пособии, составленном А. В. Лихомановым, зав. ОФО РНБ6.
Поскольку «человеческий фактор» в той или иной форме входит во все элементы системы безопасности, правомерно было выделить его в качестве самостоятельного объекта, что и обусловило появление нового направления — психологии корпоративной безопасности. Ведущий специалист в этой области И. А. Бородин называет два вида деструктивных сил: внешние и внутренние7. Внешние силы — это конкуренты, криминальные структуры, коррумпированные элементы государственных институтов, природные катаклизмы и техногенные катастрофы. Внутренние — внутриролевые и межролевые конфликты, нездоровая конкуренция между отдельными сотрудниками или подразделениями, низкая профессиональная и личностная надежность персонала.
Особого внимания требует такой внутренний фактор, как напряжения, возникающие внутри коллектива из-за неправильных отношений по вертикали или горизонтали, а также из-за неудовлетворенности результатами своего труда и его оценкой со стороны руководства. В этом контексте далеко не безопасна недостаточная управленческая компетентность менеджеров различного уровня. Практика показывает, что, если к наличию внешних факторов угрозы отношение, как правило, достаточно адекватное, то внутренние факторы учитываются далеко не полностью. Между тем в ряде случаев именно они оказывают наибольшее деструктивное воздействие, особенно если речь идет об отношении к деньгам и соответствующей системе ценностей и установок.
Серьезного внимания требуют также восприятие и поведение сотрудников в психотравмирующих ситуациях, поскольку от этого зависит степень потенциального или реального вреда для общих корпоративных интересов. В зависимости от типа личности возможны различные варианты8. Для сенсорного (чувствующего) типа стрессогенной является ситуация абстрактного теоретизирования, такие люди предпочитают конкретику, требующую приложения рук и полного погружения. Наоборот, для интуитивистов источником тревоги становятся конкретные расчеты, точные сроки.
Своеобразно поведение субъекта мыслительного типа: избыток эмоций он воспринимает как потерю контроля над собой, а пребывание в стрессовом состоянии — как недопустимую демонстрацию чего-то личного, поэтому, в частности, старается не быть замешанным в чужой конфликт. Впрочем, подобное стремление полезно практически для всех типов. Например, у чувствующего типа погружение в чужие проблемы как в свои неизбежно вызывает стресс, после чего приходит понимание, что нужно отстраниться, но сделать это уже невозможно по разным причинам — от этических до прагматических.
Интересны различия между решающим и воспринимающим типами: если у первого головную боль вызывает беспорядок, то у второго — наоборот, порядок. Решающий тип переживает стресс при недостатке определенности и контроля, для него вредны расплывчатые и необязательные задания или правила, «пожарные» ситуации, невозможность сориентироваться. А воспринимающие, напротив, наилучшим образом действуют в экстремальных условиях, разнообразие и новизна стимулируют их творческую активность. Не случайно представители данного типа наиболее успешны в должности кризис-менеджеров, крайне необходимой для российского бизнеса9.
В контексте рассматриваемой темы нельзя не вспомнить о таком аспекте, как имидж. Казалось бы, проблемы имиджа весьма далеки от задач безопасности, но практика доказывает обратное. Область активно формирующейся имиджелогии основана на потребностях и возможностях экономики, политики, психологии и ряда других дисциплин10. В мае 2003 года в Москве прошел I Mеждународный симпозиум «Имиджелогия-2003», где обсуждались не только вопросы имидж-диагностики и имидж-прогностики, но и организации соответствующего образования и просвещения. И не является преувеличением утверждение, что именно имиджелогия входит в библиотечную практику не столько как сфера выполняемых запросов, сколько как сегмент опережающего спроса, когда библиотека по возможности исчерпывающе удовлетворяет информационные бизнес-потребности и одновременно активно формирует их.
Причем сами библиотекари должны быть имидж-диагностами, а нередко — и имидж-консультантами, что безусловно требует определенных способностей, знаний и умений. Прилагаемый к данной статье тест поможет определить уровень эмпатических способностей, наличие которых необходимо для решения целого ряда психологических задач: от оценки состояния собеседника до нейтрализации агрессии в общении (подробнее об эмпатии см. в «Библиотечное Дело» № 5, с. 26—30).
Психология корпоративной безопасности — развивающаяся, постоянно меняющаяся сфера теории и практики. Новые проблемы требуют новых решений. На Западе идет активная борьба, в том числе психологическая, с мошенничеством в интернете, ущерб от которого в 2002 году составил $ 54 млн (без учета кардинга, то есть махинаций с ворованными номерами кредитных карт). До России эта волна только начинает доходить, но уже нередко используются различные уловки — от предложения дешевого доступа в интернет до кибернищенства, явно формируется и российский бизнес интернет-пирамид11.
Эту сферу также следует включить в структуру опережающего информационного спроса. И библиотекари должны не только сами избавляться от традиционной российской доверчивости, но и помогать в этом обществу.

1 Альтшуллер И. Практика бизнеса: записки консультанта. — М., 2003.
2 Экономическая психология: потенциал междисциплинарности // Психологический журнал. Том 24. № 3. 2003. С. 127—131.
3 Экономическая психология / Под ред. И. В. Андреевой. — СПб., 2000.
4 Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. — СПб., 1998.
5 Кокорев А. А., Бородин И. А. Теория корпоративной безопасности. — М., 1999.
6 Безопасность библиотек и библиотечных фондов: Практ. пособие. / Сост, А. В Лихоманов. — М., 2001.
7 Бородин И. А. Психология корпоративной безопасности. — М., 1999.
8 Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. — М., 1995.
9 Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. — М., 1997.
10 Аверченко Л. К. Практическая имиджелогия. — Новосибирск, 2001.
11 Ходорыч А. Паутина для доверчивых // Коммерсантъ Деньги. 2003. № 16. С. 28—35.
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы