На культурном ландшафте всё заметнее процессы миграции. Театры осваивают новые сценические пространства, приближая основу инсценировки к конкретным историческим объектам. Музеи стремятся «оживить» статичные экспозиции актёрскими импровизациями. Проекты «Музей+Театр» становятся привычным явлением. В музее Ф. Достоевского в Петербурге, музее М. Булгакова в Киеве, в Фонтанном доме можно посмотреть спектакли и инсценировки, а Интерьерный Театр на Невском располагает уникальной коллекцией карнавальных костюмов по мотивам архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Там проводятся экскурсии и представления, которые разыгрываются в виде путешествия по выставочным залам экспозиции театра.
В Пермском крае решили пойти по нестандартному пути: превратить художественную галерею в катализатор всей культурной жизни города и для этого сделать его многофункциональным. За образец взят Музей Гуггенхайма в Бильбао, выстроенный радикальным модернистом Фрэнком Гери. Благодаря музею-аттракциону с постоянно меняющейся экспозицией (всегда высочайшего класса) унылый город баскской провинции превратился в центр международного туризма.
Чувствуют себя актёрами театральной постановки Серебряного века посетители Литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова (Мелихово).
Активно интегрирует на своё поле различные культурные проекты и библиотека. Библиотека-музей, библиотека-фонд, библиотечный театр становятся привычными «гибридами». Но и библиотечный ресурс становится всё более привлекательным, в первую очередь, для бизнеса, когда возникает необходимость придания ему респектабельности.
О том, как начинает использовать контексты книжной культуры поп- и шоу-бизнес , говорила В. Д. Стельмах в своём докладе в Судаке «Эксплуатация книги в изменяющемся пространстве культуры». Активным «потребителем» интеллектуального бренда сегодня становятся «точки общепита». Самые модные рестораторы считают хорошим тоном завести в своих заведениях залы-библиотеки, где вкушающие вина и яства могут почувствовать свою причастность к Великой Литературе.
К примеру, в киевском ресторане «Эгоист» есть зал, где тщательно подобрана коллекция книг, в которой прижизненное издание «Мёртвых душ» соседствует с полным собранием энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Смело берите с полки заинтересовавший вас фолиант. Гадание на книгах — развлечение, которое эгоисты-интеллектуалы могут позволить себе только здесь.
В Омской областной библиотеке открылся интеллектуальный ресторан в стиле XIX в. «У Пушкина». Основной зал повторяет виды улиц, особо любимых Александром Сергеевичем, один из залов — кабинет поэта в селе Михайловском. Гостей ожидают встречи с персонажами произведений великого поэта.
А в Москве и вовсе открылся ресторан «1-я Библиотека», позиционируемый как «место для людей, которые знают цену успеха, уверенно шествуют по жизни и… умеют отдыхать».
В ресторане «1-я Библиотека» на ужин не подают книжные томики, но любой желающий может выбрать на многочисленных стеллажах и полках понравившееся произведение и уютно устроиться для чтения в удобном кресле. Ну а если читать не очень хочется, к услугам гостей обширный «каталог» блюд. Горячие, холодные, мясные и рыбные бестселлеры задуманы так, чтобы вы могли насладиться вкусом каждого ингредиента.
Читайте. Кушайте. И получайте удовольствие.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»