Сегодня только ленивый не говорит о «кризисе чтения». Разрабатываются всевозможные методики приобщения к книге и технологии её продвижения, проходят конференции и семинары, разработана даже Национальная программа. Но, мне кажется, остаётся недооцененным и практически забытым один из лучших способов популяризации литературы — художественное чтение.
Популярный телеведущий Павел Любимцев — наш российский Паганель, обаятельный и немного комичный, к тому же является профессором Театрального института имени Щукина. Заведует кафедрой актёрского мастерства, заслуженный артист России, лауреат Всероссийских конкурсов чтецов и один из последних защитников этого исчезающего вида искусства.
Павел Евгеньевич напоминает, что через год с небольшим чтецкое искусство будет праздновать своё столетие! Потому что в 1910 году в Одессе Александр Яковлевич Закушняк впервые начал проводить вечера так называемого «интимного чтения».
«“Вечера рассказа” по его инициативе в 1920-е годы стали частью плана ликвидации безграмотности. Следом за Закушняком шли более молодые корифеи этого жанра, я назову только несколько имён, наиболее крупных мастеров: это Яхонтов, это Журавлёв, это Кочарян, это Антон Шварц, это Каминка. В двадцатые и тридцатые годы в стране было время широкого интереса к искусству чтецов или как тогда говорили “рассказчиков”, и наблюдался первый взлёт чтецкого искусства, он был связан с тем, что страна стремилась к культуре. Быть некультурным человеком считалось неприлично, и это сознание было массовым. Именно тогда сформировались самые выдающиеся мастера этого жанра».
На первый взгляд может показаться, что сегодня художественное чтение переживает второе рождение. По данным социологического опроса, был выявлен небывалый спрос на аудиокниги. Оказалось, что 78% опрошенной аудитории регулярно или периодически слушают аудиокниги. 15% заявили о своём намерении начать это делать. Лишь 7% дали отрицательный ответ. Но Павел Любимцев напоминает, что есть искусство художественного чтения, и есть передача текста. Это — не одно и то же. «Скажем, когда я слышу в исполнении Дмитрия Журавлёва главы из “Войны и мира”, или “Пиковую даму”, то “умираю от счастья”, — говорит он. — Или такой шедевр: Игорь Ильинский читает повесть Н. В. Гоголя “Старосветские помещики”…
Наряду с чтецами большие артисты российского, советского театра работали на радио и читали не наизусть, а с листа. Но они над записями тщательно и долго работали! Когда Мария Ивановна Бабанова делала радиозаписи, то относилась к ним так же серьёзно, как к театральным ролям. Когда она читает, например, “Дюймовочку” — это чудо! И чудо здесь — не только единственный в своём роде бабановский “голос-колокольчик”, это всё — высокое искусство. Анатолий Петрович Кторов когда читает Мопассана, Бунина и Куприна — как он работает! Или Ростислав Янович Плятт, который читает и сам, и вместе с Верой Петровной Марецкой…
А когда чтение — откровенная халтура и просто, скажем так, грамотно, с правильными ударениями прочитанный текст, то… я не рекомендую никому слушать такие аудиокниги».
Он называет Нижний Новгород последним оплотом художественного слова России. И то, что там до сих пор действует сеть разветвлённых чтецких абонементов, поддерживаемая библиотеками, безусловно, сказывается на читательской культуре жителей города.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»