Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 02 (92)'09 - Игра как жизнь или жизнь как игра?
Красное и чёрное

АЛЕКСАНДР ГАЙКОВИЧ, профессор кафедры проектирования судов Государственного Санкт-Петербургского морского технического университета, доктор технических наук

В силу профессиональной деятельности мне приходится бывать в различных библиотеках. Непременным атрибутом читальных залов и абонементов являются выставки книг
«к дате» и «по поводу».

Для читателя это возможность найти нужную книгу, не обращаясь к справочно-библиографическому аппарату библиотеки, а для библиотеки — повод продемонстрировать богатства своих фондов. Оформляются эти выставки с разной степенью прилежания: от развёрнутых экспозиций до одной полки с надписью «Новые поступления».
Написать статью абсолютно не по моей специальности меня заставила выставка «Красное и чёрное», устроенная в Центральной библиотеке Кировского района Санкт-Петербурга.
Почему они обратились именно к этой теме? Мои предположения: психоделический арт является одним из средств постижения символики цвета, которая используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, литературе и изобразительном искусстве. Линия и цвет не только выступают естественными признаками того или иного предмета, но и знаменуют наличие некой идеи. Чёрный, красный, белый — три стадии супрематизма, в котором соединились искусство и философия. Чёрное соотносится с начальным и конечным состоянием всех процессов, это цвет всё порождающей и всё приемлющей матери — Земли. Красный — это синоним лучшего, красивого, почётного; в христианской символике он олицетворяет любовь.
На выставке представлены иконопись, книги по искусству авангарда 1920–30-х годов и начала XX века, литературные произведения: Стендаль «Красное и чёрное», А. Дюма «Чёрный тюльпан», Айрис Мердок «Чёрный принц», М. Ю. Лермонтов «Маскарад», А. Ахматова «Поэма без героя», произведения В. Маяковского, Д. Бурлюка, других футуристов. С указанными в названии выставки цветами либо каким-то образом соотносится содержание этих книг, либо их оформление: на переплётах и в иллюстрациях доминируют красный и чёрный цвета.
Выставка дополнена рядом предметов из коллекций читателей и репродукциями картин известных художников, так что присутствие репродукции «Чёрного квадрата» Казимира Малевича выглядит вполне органичным. «Чёрный квадрат — главный фокус в балаганчике самоновейшей культуры», — так изрекал А. Бенуа. По-моему мнению, эта выставка знаменует появление совершенно нового качества в библиотечной работе.
Современное искусство ввело в оборот такое понятие как инсталляция, то есть представление совокупности предметов, композиция, форма, цвет, текстура которых должны вызывать у зрителя определённые ассоциативные образы. Выставка «Красное и чёрное» и представляет собой именно инсталляцию, то есть не информационный объект, а именно произведение искусства. Причём, по сравнению с обычной инсталляцией, воздействие на зрителя оказывается ещё более сильным, поскольку огромное значение имеет содержание выставленных объектов – книг. Поле восприятия расширяется в разы, захватывая всего «человека культурного», ведь в основе культуры лежит текст, книга. Такая выставка помогает подготовленному читателю обратить внимание на те книги и жанры, которые до сих пор не входили в круг его интересов.
Подготовка и проведение таких книжных инсталляций важны не только для читателей библиотеки, но и для самих библиотекарей. Во-первых, устройство подобных выставок требует участия сотрудников всех отделов библиотеки, что способствует выработке целостного восприятия фондов у работников. Во-вторых, это открывает поистине неограниченные творческие возможности совершенствования в профессии. Библиотекарь в этом случае выступает как творческая личность. В-третьих, это превращает библиотеку, особенно в небольших посёлках, в поликультурный центр.
Подобные выставки могут быть дополнены, при соответствующем техническом оснащении библиотек, ассоциативным видео- и аудиорядом, что ещё больше усилит эстетическое воздействие на читателя-зрителя. В данном случае на выставке демонстрируется фильм «Не женщина — ветер!» на стихи М. Цветаевой. Такие выставки привлекательны для молодёжи.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что поддержка этого нового и перспективного направления в деятельности библиотек должна заключаться в агитации и пропаганде, а не в директивных указаниях.

Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы