Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 02 (92)'09 - Игра как жизнь или жизнь как игра?
Классные классики, или

Анна Борисовна Иванова, заведующая сектором библиотеки духовного развития «Родник» МУК ЦБС города Пскова

Если произведения классиков выглядят пугающе большими, если трудно понять, что же в них такого увлекательного, то как осилить школьную программу по литературе, а тем более как полюбить этих авторов?

Американский писатель Марк Твен как-то сказал: «Классика — это то, что каждый хочет иметь в багаже прочитанного, но никто не хочет читать...». К сожалению, высказывание это справедливо. Современные молодые люди не увлекаются чтением классической литературы. Они берут в библиотеке произведения Достоевского, Толстого, Тургенева, некоторые даже читают их, но только потому, что того требуют образовательные программы. А что читает молодёжь «для души»? Детективы, женские романы, фантастику. «Классику читать скучно», — говорят подростки.
Объёмистые тома, которые обязательно нужно прочитать за две недели, школьников пугают. Как «привести» подростков к Тургеневу и Толстому, чтобы они сами захотели прочитать романы этих авторов? Как пробудить у них интерес к чтению классической литературы?
Популяризация классических произведений русской литературы — одно из главных направлений деятельности библиотеки духовного развития «Родник» ЦБС г. Пскова. «Классика на все времена» — так называется программа библиотеки, целью которой является возрождение интереса к классической литературе, особенно среди молодых читателей. В программе определена структура библиотеки, формы продвижения книг, приёмы формирования выставочного пространства. Работая по данной программе, сотрудники библиотеки стремятся воспитать вдумчивого читателя, понимающего и чувствующего глубину русского слова.
В библиотеке создан «Зал классической литературы». Цель его создания — с наибольшей полнотой раскрыть фонд классической литературы для читателя-школьника, читателя-студента, рекомендовать наиболее ценную в нравственном и художественном отношении литературу. Для того чтобы познакомить ребят с писателями, их произведениями, в зале постоянно проводятся выставки. Причём это не традиционные книжно-иллюстративные выставки, а выставки-игры, выставки-ребусы, выставки-советы. Особым интересом пользуются предметные выставки.
Порадовала читателей выставка «Классные классики, или Читай с удовольствием»: в ненавязчивой, шуточной форме она даёт совет, как можно не просто «осилить» классическое произведение, а получить от его чтения удовольствие. Нужно только не падать духом, полюбить автора, как родного, и тогда даже «Война и мир» покажется тоненькой брошюркой.
Вот некоторые секреты организации подобных выставок.
Во-первых, выставка должна затрагивать те проблемы, которые волнуют молодёжь. Например, взаимоотношения юношей и девушек. Любовная тема чаще всего становится предметом обсуждения у молодых. Выставка даёт совет: «Общайся с классикой, если у тебя проблемы на личном фронте. Там ты найдёшь конкретные рецепты сопротивления обманщику Вронскому. Поймёшь, что ценят в женщине классики и сможешь лучше разглядеть свои собственные ошибки». Заинтересовавшийся может сразу же взять с полки стоящие здесь повести И. С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», цикл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина, «Бесприданницу» А. Н. Островского.
Во-вторых, мы используем, в разумных пределах, молодёжную лексику. Например, такой совет: «Поприкалывайся над классиками. Если у тебя есть чувство юмора и творческие способности, то подготовь к какой-нибудь вечеринке смесь из классических стихотворных произведений, посвяти эти переделки своим друзьям. Начни строчкой из Пушкина, продолжи Тютчевым, закончи Некрасовым...». Сборники стихотворений перечисленных поэтов представлены на выставке.
В-третьих, мы побуждаем юных читателей развивать собственные творческие способности.
На каждую нашу выставку мы отбираем издания с нестандартно оформленными обложками. Оригинально оформляются и сами тексты рекомендаций.
Вот ещё примеры таких советов.
«Сними классика с постамента! Вообрази писателя обыкновенным человеком: представь, как он улыбается, смеётся, расшаркивается и вручает тебе томик своих стихов или роман». (Представленная литература: М. Ломоносов «Ода на день восшествия на ... престол ... Елисаветы Петровны ... 1747 года...», И. А. Крылов «Басни», А. П. Чехов «Дядя Ваня»).
«Определи объём и цель чтения. Определи для себя, что и для чего хотел бы прочесть. Такой целью может стать подготовка к поступлению в вуз, мечта стать виртуозом пера, желание лучше разбираться в людях и их характерах». (Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»).
«Начни с малого. Например, с рассказов. При этом представляй себя или героем, или приятелем автора. В этом случае тебя осенит мысль, что ты стал свидетелем интересного, того, чего не увидишь, сидя дома». (А. И. Куприн «Рассказы», Н. С. Лесков «Человек на часах», «Очарованный странник», М. Е.Салтыков-Щедрин «Сказки»).
«Читай меньше, да лучше. Глупо бессистемно пичкать свою голову кучей информации. Лучше читать меньше, да лучше, запоминая самые мудрые мысли». (К. Прутков «Стихотворения», «Мысли и афоризмы», И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», А. А. Фет «Стихотворения»).
«Классика — чтение высшего сорта. Почему нужно читать именно классиков, ведь на каждом можно найти книжном прилавке романы современных авторов? Попробуй воссоздать по памяти сюжет хотя бы двух-трёх таких романов, а заодно вспомни сюжет “Капитанской дочки”. Наверняка, последнее произведение лучше осело в твоей памяти». (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А. И. Куприн «Поединок»).
«Развивай способность творчески относиться к людям. Если ты сумеешь вовремя разглядеть в реальном человеке черты того или иного литературного персонажа, ты будешь знать, чего примерно от него ожидать, как его покорить». (А. П. Чехов «Вишнёвый сад», Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», Д. И. Фонвизин «Недоросль»).
Такая нестандартная выставка не может не «зацепить» читателя, и можно надеяться, что, последовав этим советам, молодёжь будет читать Тургенева, Достоевского, Пушкина и многих других классиков не для галочки, а с удовольствием!

С автором можно связаться:
pskov-cbs@rambler.ru

Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы