Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (109)'09 - Детский час
Пусть каждый станет златоустом

Муза Васильевна Мельникова, зав. отделом документально- информационной поддержки  образования, заведующая Центром русской словесности, г. Вологда

Язык — это наше сокровище, и мы должны раскрыть его красоту и неисчерпаемое богатство новым поколениям, научить их чувствовать и ценить его, наслаждаться его звучанием и многообразием смыслов, скрытых в слове.


Специалисты-языковеды, в частности Г. В. Судаков, профессор филологического факультета Вологодского государственного педагогического университета, считают, что глобальные изменения в структуре культуры привели к снижению роли русской словесности в духовной жизни общества, уменьшению интереса к чтению, засилью аудиовизуальных средств передачи информации. Общество утрачивает идеал красивой, образной речи, происходит её огрубление. Свой вклад в этот процесс вносят рекламные клипы, негативно влияющие на устную речь. Продолжается экспансия английского языка.
Понимая и признавая необратимость некоторых процессов, целесообразно в то же время создавать механизмы компенсации издержек социокультурного развития. Особую роль в этом может сыграть русская словесность. Язык — это национально-культурное явление, отражающие духовно-нравственный опыт народа, закрепляющее основные нравственные ценности. Литература приобщает человека к подлинным эстетическим ценностям, вводит в художественный мир русской и мировой культуры. Произведения классиков — это своего рода национальные модели мировосприятия.
В числе самых главных задач детской библиотеки — приобщение к чтению, помощь в плавном прохождении всех этапов культурного становления личности. Так считает главный библиотекарь Российской государственной детской библиотеки Н. В. Бубекина. С её мнением невозможно не согласиться.
Приобщая ребёнка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и защищаем его душу, питаем ум и сердце, содействуем творческой самореализации личности, её жизнестойкости.
Современная детская библиотека может приобщить к чтению, воспитать грамотного человека, а значит, внести свой вклад в создание интеллектуальной элиты общества, участвовать в социализации личности, содействовать школе в образовании и воспитании детей; формировать устойчивую потребность в чтении как основе непрерывного образования и самообразования.

Центр Русской Словесности
Ещё в 2007 году в нашей библиотеке был создан Центр Русской Словесности. Главная задача Центра: повышение статуса чтения в сознании подрастающего поколения, воспитание ребёнка как читателя.
Работа направлена на то, чтобы помочь сформировать у детей художественный вкус, приблизить к ним творчество лучших русских поэтов и прозаиков. Показать красоту и мощь родного языка, укрепляя тем самым их души, поднимая дух, научить детей испытывать счастье от прикосновения к родному слову, развивать у них «чувства добрые».
В работе Центра мы используем книжные выставки, выставки-викторины, выставки детских творческих работ, проводим Недели русского языка, выпускаем лингвистические газеты. Дети активно участвуют в играх, конкурсах, посвящённых русской словесности. Часы поэзии, литературные часы — это занятия, на которых ребята с удовольствием читают стихи и прозу, в том числе собственного сочинения. В Центре проходят незабываемые творческие встречи с писателями, поэтами, как вологодскими (О. А. Фокина, А. К. Ехалов, Э. А. Шевелёва,
Т. О. Спивак, А. В. Петухов и другие), так и писателями из Москвы, Санкт-Петербурга (С. А. Махотин, В. М. Воскобойников, А. В. Стрельцов и другие). Ребята увлечённо ставят целые спектакли по творчеству того или иного писателя. В Центре проходят презентации и обсуждение книг, торжественные открытия выставок, мероприятия, посвящённые юбилейным датам в области литературы и русского языка.
Заведующей Центром М. В. Мельниковой разработан игровой цикл занятий по русскому языку для детей 5-6-х классов «Необыкновенное путешествие с приключениями Кота Учёного, Коли, Пети и Бабы Яги в страну Русской Словесности». Выпущен мультимедийный диск.
Для привлечения к сотрудничеству как можно более широкого круга единомышленников, в первую очередь работников школьного образования, мы ежегодно выпускаем специальный буклет «Родная речь». На августовских педагогических совещаниях обращаемся к завучам, классным руководителям, учителям русского языка и литературы, приглашая к сотрудничеству в деле воспитания творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом, а значит, читающих людей. В буклете на 2008–2009 учебный год было предложено несколько программ, разработанных М. В. Мельниковой. Среди них — «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» (к 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина), «Я совершу свой путь в сём мире» (к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя). Также выпущен диск, на котором размещены материалы по истории создания и постановки комедии «Ревизор» от премьеры 1836 года до наших дней, «Герои поэмы «Мёртвые души» в изображении художника-иллюстратора П. М. Боклевского» и викторина «По следам Гоголя».

«Путь к слову».
Слово — это трепетный выразитель души нашего народа. Через родное слово, отмечал педагог К. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Вот почему так важно раскрыть для ребёнка загадки, тайны, возможности родного слова, привить интерес к нему, формировать чувство слова. Чтобы ученик тонко и глубоко чувствовал его, ощущал «вкус», умел уважительно и творчески обращаться со словом, ему необходимо дать представление не только с позиций формально-грамматических, как в школьной программе, но, в первую очередь, с нравственно-эстетических, человеческих. Он должен почувствовать слово «живое», очеловеченное.
Именно на это и направлена авторская программа М. В. Мельниковой «Путь к слову».
Цель программы: развитие интереса и воспитание любви к родному языку у детей 11–14 лет, воспитание потребности изучать его. Программа включает в себя 6 занятий:
1) «Начало всех начал». (Искусство народного слова).
2) «Усердней с каждым днём гляжу в словарь». (Знакомство с различными словарями русского языка).
3) «Ты и твоё имя». (История русских имён как отражение истории русского народа).
4) «Покуда над стихами плачут».
5) «Алмазный язык».
Чётвёртое и пятое занятия посвящены знакомству с творчеством лучших поэтов и писателей как знатоков и хранителей мудрого слова.
6) «В начале было Слово». Турнир знатоков русского языка как заключительное занятие.

«Круг чтения»
Великие русские писатели и поэты без конца перебирают кладовые русской словесности и находят для каждого слова то самое единственное место, на котором оно засияет заново. Обращение к лучшим художественным произведениям мастеров слова — это наиболее эффективное средство развития речи детей, их фантазии, творческого воображения. Программа «Круг чтения» посвящена творчеству лучших современных детских писателей и поэтов.
Вот некоторые темы занятий: «Читатель прилежный и пылкий» (по творчеству В. Д. Берестова), «Поэтический ералаш» (творчество лучших современных детских поэтов), «Родная речь — отечеству основа» (о творчестве иеромонаха Романа), «Вода с закрытыми глазами» (по произведениям Ю. И. Коваля), «Лазоревый петух моего детства» (творчество Р. П. Погодина).
На занятиях ребята учатся получать удовольствие от метко подобранного слова, наслаждаться языком произведений. Слово писателя и поэта несёт в себе мощный нравственный заряд, воспитывает в человеке «чувства добрые», формирует духовные начала.

Программа занятий по культуре родной речи «Златоуст».
Когда задумываешься о красоте родной земли, о ценностях скоропроходящей жизни, обо всём, что держит нас в этом мире и устремляет душу к высокому и вечному, нельзя не понимать: и красота, и истина, и всё доброе и вечное связаны с тем, как выражаем мы их в слове. Мир управляется Словом, Слово правит миром, ведь в наших словах выражены и наши помыслы, и наши чувства, и наша воля. Кто не знает, какое значение имеет вовремя и удачно сказанное слово, кто из нас не хотел бы всегда говорить и умно, и красиво, и доходчиво, но, главное, уместно и убедительно?
Программа «Златоуст» направлена на речевое, общекультурное и интеллектуальное развитие учащихся, поскольку красноречие — это учение о воспитании личности через мысль и слово. В ходе занятий ребята знакомятся с основами красноречия, средствами языковой выразительности, учатся работать со словом.

Программа «Светлые силы»
Подробнее остановлюсь на опыте сотрудничества со средней школой №1
г. Вологды. С детьми из 6 класса этой школы мы работали по программе «Светлые силы», в рамках которой изучается литература Вологодского края.
Программа состоит из 16 занятий. На них рассматриваются произведения
В. И. Белова, Н. М. Рубцова, А.Я. Яшина, С. С. Орлова и др., жанры устного народного творчества Вологодского края.
Много славных имён для отечественной литературы дала Вологодская земля в ХХ веке. Свыше 100 литераторов родились на территории нынешней Вологодской области. Приверженность народным традициям, трепетное отношение к сохранившемуся в современной жизни историческому наследию определили самосознание, творческую основу, жизненный смысл, чувство собственного достоинства каждого писателя Вологодчины. Изучая творчество писателей-земляков, дети приобщаются к подлинно национальной культуре, которая также способствует возрождению православного миропонимания, духовной опоры нынешнего национального бытия.
На занятиях я использую разнообразные приёмы, методы и средства работы с книгой. Среди них — громкое и выразительное чтение; беседа о прочитанном, а точнее, свободный обмен мнениями; обсуждение литературного произведения по заранее подготовленным вопросам; письменный отзыв о стихотворении или рассказе; иллюстрирование литературного произведения по впечатлению от прочитанного; письменный рассказ о своём домашнем любимце; творческая работа «Моя Вологда».
Ребятам предлагается сочинить сказку, придумать рассказ или историю, выводом из которых служит та или иная пословица, написать творческую работу на тему «Убедить не читающего сверстника в том, что чтение — это лучшее занятие на свете», записать семейные предания или интересные семейные истории из жизни пра-пра-прабабушек и пра-пра-прадедушек. Участники занятий ищут и выписывают из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля «особыя слова Вологодской губернии» и переводят их на современный русский язык. Во время громкого чтения эссе
В. И. Белова «Весенняя ночь» предлагается на слух уловить и записать слова и словосочетания, которые покажутся ребятам необычными, удивительными, несочетаемыми. Затем дети зачитывают их вслух и пытаются объяснить, почему именно они привлекли их внимание.
К примеру, «безжалостное счастье». Нередко ребята, вдохновлённые творчеством писателей и поэтов, сами начинают писать стихи, сказки, рассказы, басни.
Вот что говорит о результатах программы А. В. Попова, учитель русского языка и литературы средней школы №1: «Наше сотрудничество с Центром русской словесности Областной детской библиотеки — это очень важный шаг в решении задач по формированию интереса к чтению, любви к книге, воспитания духовности подрастающего поколения. Речь идёт о преподавании такого предмета, как литература Вологодской области.
В течение ряда лет он достаточно вяло преподавался. На его изучение отводится малое количество часов, программа недостаточно учитывает возрастные особенности школьников. Как считают мои коллеги, нет и самого главного — стимула для развития читательского интереса. Я обратилась за советом в детскую библиотеку, и судьба свела меня с заведующей Центром русской словесности Музой Васильевной Мельниковой. Наша работа уже с первых уроков стала давать отличные результаты. Дети с огромным интересом стали изучать ту литературу, которая раньше была для них непонятной и скучной. Муза Васильевна “проживала” за 40 минут кусочек жизни великого человека, поэта или писателя, так что его творчество никого не оставляло равнодушным. Я наблюдала за детьми и с удовольствием отмечала, что они слушают от начала и до конца урока как заворожённые, задают вопросы. А с каким энтузиазмом ребята выполняют творческие задания, которые всегда подбираются с учётом детских возможностей и желания!».
Результативность преподавания курса «Литература Вологодского края» высоко оценена учителями и родителями. Но лучшим доказательством её важности являются, по-моему убеждению, отзывы детей. Вот несколько отзывов.
«Я обожаю уроки по литературе Вологодской области. Я столько теперь знаю о наших поэтах и писателях!
В наших учебниках этой информации нет, а Муза Васильевна знает всё!»
«Когда я прихожу домой после уроков литературы Вологодской области, я дожидаюсь с работы папу и маму, рассаживаю их и пересказываю то, что узнал на занятиях».
«Нас учат добру, быть справедливыми, честными, помогать тем, кто попал в беду».
«Моя соседка мне завидует, говорит, что в нашей школе интересно: ведь уроки проводят библиотекари, а в библиотеке всегда работают добрые и всезнающие люди».

С автором можно связаться:
childlib@vologda.ru

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы