Виктория Викторовна Тишакова, заведующая отделом обслуживания читателей-детей 11-16 лет краевой детской библиотеки г. КрасноярскаСуществует такое поверье: если пробежишь под радугой, то исполнится самое заветное желание. Если же нельзя под ней пробежать, то можно хотя бы нарисовать себя подрадугой и надеяться, что мечта сбудется…
Недаром говорят, что в этой жизни ничего не происходит случайно… В Красноярском крае по инициативе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ при поддержке Администрации Красноярского края прошёл Фестиваль чтения для детей и подростков «Лето с книгой». Программа фестиваля была очень насыщенной: конкурсы, развёрнутые книжные выставки и, конечно же, встречи с писателями. Наша библиотека организовала встречу с российской детской писательницей Тамарой Шамильевной Крюковой в Красноярской краевой детской больнице. Во время этой встречи мы и познакомились с пациентами одного из отделений больницы.
В онко-гематологическом отделении Красноярской краевой детской больницы находятся на лечении около сорока детей в возрасте от одного года до 18 лет. Они проводят в больнице значительную часть своей жизни в изоляции от внешнего мира и не имеют возможности разнообразно и содержательно проводить свой досуг, что, конечно же, плохо сказывается на их психоэмоциональном состоянии. Вышедшая в издательстве «Самокат» повесть Николая Назаркина «Изумрудная рыбка» помогла нам лучше понять, чем живут дети онко-гематологического отделения. Мы задумались, а чем мы можем помочь ребятам? Так появилась идея проекта «Хорошее настроение — половина выздоровления», направленного на преодоление изоляции этих детей путём включения их в творческую, интеллектуальную деятельность.
Проект, разработанный совместно библиотекарем, психологом и художником, в 2008 году был поддержан краевой грантовой программой «Социальное партнёрство во имя развития». На полученные деньги были приобретены восковые мелки, гуашь, бумага и другие материалы, необходимые для проведения творческих занятий с детьми.
И вот мы приступили к реализации проекта. На первую встречу с ребятами шли, честно признаться, с большим страхом. Да и они нас встретили сначала достаточно настороженно. Сидя вместе с ребятами на мягком паласе в игровой комнате отделения, мы познакомились, поиграли в «Комплименты», вспомнили любимых литературных героев. Так, за разговорами настороженность детей, да и наш страх начали уходить. И всё же, ребята были скованы и, в основном, слушали. Но при расставании Катя, одна из пациенток отделения, спросила:
«А вы ещё придёте?».
Постепенно мы подружились с ребятами, научились распознавать их эмоции и реакцию на сказанное только по глазам, потому что многие ребята ходят вне палаты в маске. Наши встречи проходили по-разному. После некоторых мы выходили грустные, потому что не всё получалось, а после других хотелось улыбаться и петь. Ведь многое при проведении занятий с детьми этого отделения зависит от их настроения. А их настроение зависит и от принимаемых на данный момент препаратов, и от визита врача, поэтому важно уже в самые первые минуты занятия уловить их состояние и перестроиться.
Четырёхлетняя Настя с первой встречи нам казалась очень спокойной, неразговорчивой девочкой. И только после 4 занятий мы увидели, как Настя улыбается, и услышали её смех.
Ребята постарше стеснялись заниматься вместе с малышами, но любопытство победило, и они один за другим стали присоединяться к нам. Сначала, правда, просто помогая младшим справиться с заданием, а нам — подготовиться к занятиям. Двенадцатилетний Сергей говорил, что он просто пришёл посмотреть «чем тут малышня занята», но тут же, незаметно для себя, включался в процесс рисования, лепки, игры.
А потом вообще разговорился, поделился с нами тем, что «я не такой, как все, у меня очень большая фантазия». Все ребята очень разные и по возрасту, и по темпераменту, и с этим тоже приходится считаться. Например, трёхлетняя Яна — очень спокойная и делающая всё обстоятельно девочка. А вот четырёхлетний Никита за одно занятие успевает и сам задание выполнить, и друзьям помочь, и краской измазаться, и ещё много чего сделать. Дети на лечении в этом отделении находятся вместе с родителями. Мы подружились и с ними, хотя сначала они тоже встретили нас несколько настороженно, но постепенно с удовольствием стали принимать участие в занятиях вместе со своими детьми.
Тяжело нами воспринимались и специфические термины в детском изложении. Катя перед одним из занятий передала нам привет от своей подруги Кристины и сказала, что та на занятие прийти не сможет, так как «у неё нет клеток». Да и сама Катя была очень уставшей «после лучей». Не скажу, что мне было легко поддерживать разговор с Васей, который рассказывал, как у него брали пункцию. Малыши же частенько показывали свои катетеры, объясняя, почему не могут сесть на пол.
Каждая встреча с ребятами была разделена на две части: первая — знакомство с творчеством детских писателей, поэтов и вторая — творческое занятие с художником по теме. К каждому занятию мы старались подобрать музыку, которая соответствовала его тематике.
На творческих занятиях ребята знакомились с различной техникой работы с пластилином, гуашью, восковыми мелками, техникой оригами. Но не это было главной целью занятий. Главное, что ребята, рисуя, выплёскивали на бумагу свои эмоции, в том числе и негативные. А с этими эмоциями постепенно уходил страх перед болезнью. Из-за многочисленных капельниц пальчики детей ослаблены, работа на занятиях с пластилином, цветной бумагой, гофрированным картоном была направлена на развитие мелкой моторики.
После знакомства с творчеством Тамары Крюковой, ребятам было предложено нарисовать восковыми мелками страну Фант-Азию по её книге «Чудеса не понарошку». Когда мы обсуждали тему этого занятия, предполагали, что ребята нарисуют сказочную страну. Получилось так, что дети нарисовали нечто вполне реальное, но на время лечения им недоступное. Например, Илья нарисовал сестрёнку, возвращающуюся из школы, и папу, который выглядывает в окно, встречая её. Кристина — «американские горки» в парке культуры и отдыха. Многие ребята рисовали своих пап, по которым очень соскучились, ведь в больнице с ними находятся в основном мамы. Рисуя, ребята рассказывали о своей семье. Папа Ильи — милиционер, а ещё он «ходит в усах и спрашивает сестрёнку про уроки». А у папы Данилы «глаза коричневые, и он улыбается. Они с мамой похожи, только мама красивая». На занятии звучала аудиозапись «Звуки природы». Трёхлетний Данила настолько заслушался, что перестал рисовать и пошёл искать, откуда же «льётся водичка и где квакает лягушка». И конечно, рядом с музыкальным центром сидела мягкая игрушка — лягушка. Данила подошёл к ней, наклонил голову и стал слушать.
Интересным получилось занятие, посвящённое радуге. Ребята услышали рассказ об одном из самых красивых явлений природы, стихи о радуге Романа Сефа, Татьяны Боковой, Самуила Маршака. Вспоминая, из каких цветов состоит радуга, рассказывали какой цвет у них любимый и почему. Цвета нарисованной радуги дети сравнили с настроением человека. А ещё ребята с удовольствием рассуждали о том, на что может быть похожа радуга… Оказывается, радуга — это сказочный мост, брови клоуна, глаза любимого рыжего кота Васьки, хвост павлина и ещё многое-многое другое. Творческое задание для них звучало так — нарисовать радугу. Пока рисовали, вспомнили, что существует такое поверье: если пробежишь под радугой, то исполнится самое заветное желание. И тут же Марина решила: раз нельзя пробежать под радугой, то можно нарисовать себя под радугой, и тогда уж точно загаданное желание исполнится. Ребята с удовольствием поддержали Марину и стали рисовать под своей радугой себя, маму и папу.
Работая гуашью в технике «монотипия», ребята сделали гирлянду из бабочек. Очень понравилось им делать аппликацию осеннего листочка пластилином. Правда, работать с пластилином ребятам было труднее, пришлось его перед работой разогреть. Познакомившись с техникой оригами, ребята сделали аленький цветочек, вспомнив содержание одноимённой сказки Сергея Аксакова. А потом слушали, буквально затаив дыхание, сказку и даже разыграли из неё несколько эпизодов. С удовольствием ребята слушали весёлые стихи детских поэтов Марины Бородицкой, Артура Гиваргизова, Станислава Востокова, отгадывали загадки в стихах.
Накануне Нового года ребята делали аппликацию «Снеговик» по методике «салфеточной аппликации». Они с удовольствием выбирали для своих снеговиков гофрированную бумагу разного цвета, ведь если посмотреть на снег внимательно, зажмуривая по очереди глаза, то он вовсе и не белый, а очень даже разноцветный. А уж как старательно ребята катали из бумаги шарики для аппликации, соревнуясь, у кого они получаются аккуратнее!.. Снеговики вышлиразные, но все весёлые. И настроение от этих разноцветных весёлых снеговиков у всех стало совсем новогодним.
В Красноярской краевой детской библиотеке была организована выставка рисунков детей-пациентов онко-гематологического отделения краевой детской больницы «Разноцветные истории». Это была не обычная выставка, а знакомство читателей библиотеки с детьми-пациентами онко-гематологического отделения. Рядом с каждым рисунком, мы поместили фотографию его автора.
В сентябре была объявлена благотворительная акция «Хорошие книжки — больным ребятишкам» с целью пополнения библиотеки онко-гематологического отделения новыми детскими книгами. У детей, находящихся на лечении в этом отделении, очень ослаблена иммунная система, поэтому во избежание инфицирования, книги должны были быть новыми.
Собранные книги, а их оказалось 130, были переданы ребятам во время праздника «Новый год — сюрпризов час», который подготовили и провели для детей сотрудники и читатели библиотеки. Ребята водили хоровод, пели песни с Дедом Морозом и Снегурочкой, со сказочными героями участвовали в весёлых конкурсах, танцевали твист и, конечно же, получили сладкие призы. Дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои после окончания праздника прошли по палатам и поздравили тех ребят, которые не смогли принять участие в нём. Ребята постарше узнали под костюмами некоторых сказочных героев тех сотрудников библиотеки, которые работали с ними в течение четырёх месяцев. Коля заговорщицки улыбнулся и тихонько шепнул на ухо Кикиморе, что никому не скажет, кто она на самом деле. А Ирочка крепко взяла за руку одного из героев, узнав под его маской библиотекаря, и уже не отпускала до окончания праздника. Надо сказать, что взрослые во время праздника играли и танцевали наравне со своими детьми. Очень приятно было получить в подарок от Софьи и её мамы фигурку, сделанную из бисера. Теперь этот бычок стоит на самом видном месте в нашей библиотеке.
Проект был рассчитан на 2 месяца, но после окончания сроков его реализации занятия в больнице мы, естественно, продолжили, не собираемся прекращать и дальше. Мы подружились с детьми и их родителями, разговариваем с ними не только по теме проводимого занятия.
И в больницу идём без страха, потому что нас всегда встречают только с улыбками, а значит, мы нужны этим ребятишкам.
С автором можно связаться:
kkdb@mail.ru