Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
https://www.mir-krepega.ru какие бывают саморезы.
Архив журналов - № 19 (109)'09 - Детский час
О векторе перспективы

Александра Ивановна Тамбовская, заведующий сектором рекламно-издательского отдела Липецкой областной детской библиотеки

В Липецке 21–25 сентября состоялось всероссийское совещание директоров областных детских библиотек «Непрерывное профессиональное образование — вектор перспективы».


На нём говорилось о многом: о государственной политике в области библиотечного дела, проблемах повышения квалификации библиотекарей, о необходимости финансовой поддержки детских библиотек, библиотечных училищ и вузов на федеральном уровне, об инновациях и о наработанном библиотеками России опыте. В Совещании участвовало более 120 человек из 43 субъектов РФ, прозвучало более 30 докладов.
Открыла форум Л. В. Куракова, заместитель главы администрации Липецкой области. Она поприветствовала участников и сказала несколько слов о липецкой земле, прародине Пушкина и Лермонтова, малой родине И. А. Бунина, Е. И. Замятина, М. М. Пришвина, Марко Вовчок (Марии Вилинской), братьев Жемчужниковых (авторов «Козьмы Пруткова»), композитора Т. Н. Хренникова.
Начальник управления культуры и искусства Липецкой области Т. В. Горелова говорила о том, что в наше сложное время библиотеки остаются самыми массовыми и доступными для населения учреждениями культуры. Сознавая это, администрация Липецкой области и муниципальные органы власти уделяют библиотекам серьёзное внимание. В 2004–2006 годах была реализована областная программа по развитию библиотечного дела, благодаря которой значительно улучшилась материальная база библиотек, пополнились их фонды. Центральные районные и сельские библиотеки получили ксероксы, комплекты теле- и видеооборудования, музыкальные центры, компьютерные комплексы. Во всех ЦРБ и межпоселенческих библиотеках установлена программа «АС-БИБЛИОТЕКА-2». На её базе формируется электронный каталог муниципальных библиотек.
Всё это способствовало повышению внимания к профессиональному росту библиотекарей. Сотрудники библиотек, получивших компьютерные комплексы, прошли обучение на базе областной универсальной научной библиотеки, а все директора районных — выезжали в Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) на семинар «Библиотечный менеджмент и инновационные технологии». Ежегодно проводится конкурс «Библиотека года». В 2007 году библиотекари-победители участвовали в международном семинаре-практикуме, который проходил в Александрийской библиотеке в Египте, а в 2008 — в V Межрегиональном фестивале проектов по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском». В 2009 году из областного бюджета выделены субсидии на повышение квалификации работников культуры муниципальных учреждений. Но немало остаётся и проблем: в сельских библиотеках нередко нет средств, чтобы выписать профессиональные журналы, поехать на районный или областной семинар; стареют кадры, нет систематического притока молодых специалистов.

С компьютерами, но без библиотек?
Директор Российской государственной детской библиотеки Г. А. Кисловская, подытожив данные исследований РГДБ, отметила, что в плане повышения квалификации современных библиотекарей особенно интересуют знакомство с опытом лучших отечественных и зарубежных библиотек, ресурсами и подводными камнями Интернета, работа с компьютерными технологиями.
Заведующая кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, кандидат педагогических наук, профессор Т. Я. Кузнецова высказала глубокое сожаление по поводу того, что на федеральном уровне задача обновления подходов к профессиональному развитию библиотечных кадров звучит очень слабо. А ведь детские библиотеки страны за последние 10 лет пережили два сокрушительных удара: лавинообразную компьютеризацию и интернетизацию общества (в результате чего произошёл массовый отток потенциальных читателей и снижение активности уже имеющихся) и очень болезненное, никакими выгодами не оправданное реформирование библиотечной сети, в результате чего экономическая ответственность за многие библиотеки перешла с государственного на муниципальный уровень. А уж если высшая власть освобождается от этих забот, что говорить о местном чиновничестве? Его воля ничем не ограничена сегодня ни законодательно, ни морально, ни материально.
Печальные плоды этого новшества не замедлили сказаться: немало сельских библиотек закрыто, конкурс абитуриентов в библиотечные вузы и училища России резко упал (в ряде заведений — до нуля). Соответственно с каждым годом падает всё ниже грамотность и общий уровень развития сельских школьников, которые остались без библиотек или без библиотечных специалистов. Так и пойдём в будущее? С компьютером и лексиконом Эллочки-людоедки?
По словам заведующей кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств, доктора педагогических наук, профессора Г. А. Ивановой, при многократно усложняющихся задачах и остающейся на низком уровне заработной плате библиотекарей кадровая ситуация в этой сфере ухудшается. Вакансии в библиотеках стали заполняться специалистами, не имеющими библиотечного образования, а то и выпускниками средних школ. Опытные библиотекари уходят. Приём на библиотечные факультеты средних и высших учебных заведений за последние годы сократился в 12 раз. Кафедры по подготовке специалистов детских, юношеских и школьных библиотек сохранились в стране лишь в двух вузах культуры — Московском и Санкт-Петербургском. Как же тут интегрироваться в мировую библиотечную систему и систему образования передовых стран? Как сохранять, развивать, распространять богатейший теоретический и методический опыт наших библиотекарей-педагогов?

Обмен опытом: рецепты от ЛОДБ
Участники Совещания активно делились мнениями и своим опытом работы. У Липецкой областной детской библиотеки этот опыт богат. В этом году ЛОДБ исполняется 50 лет. О том, с какими наработками пришёл коллектив к юбилею, рассказала директор библиотеки В. П. Филатова.
Сотрудники ЛОДБ постоянно повышают свой профессиональный уровень, проводя социологические исследования, занимаются аналитической работой, прогнозированием, инициируют новые проекты, сохраняя верность лучшим традициям библиотеки. Методической работой занимается весь коллектив, ведь ЛОДБ — творческий, экспериментальный центр, на который равняются детские библиотекари области и библиотекари, работающие с детьми. Выступления сотрудников регулярно публикуются в профессиональной печати. Таким образом, этот опыт распространяется и за пределы Липецкого края.
Коллектив ЛОДБ ведёт большую работу по повышению профессионального уровня коллег из райцентров и сёл и расширению их кругозора. С 2005 года в библиотеке действует ПРОФИ-центр библиотечного развития, который постоянно расширяет свою работу. На его базе успешно реализуется многоуровневая система повышения квалификации библиотечных специалистов: Школа библиотечного менеджмента, Творческая мастерская сельского библиотекаря, Профессиональное объединение молодых, Методическая кафедра школьного библиотекаря. Занятия Школы проходят с использованием деловых и ролевых игр, тренингов, мастер-классов на основе опыта ЛОДБ. Слабое звено в муниципальных образованиях — электронные каталоги и базы данных. И здесь как раз выручает наглядный пример ЛОДБ. Областная детская библиотека всегда готова помочь.
Мария Александровна Буслаева, заместитель директора ЛОДБ, рассказала о работе ПРОФИ-центра с сельскими библиотекарями. Население липецких сёл и деревень обслуживают 469 библиотек (87% от общего числа библиотек области). Их посещают практически все умеющие читать дети и 66% взрослых местных жителей. Большинство сельских библиотекарей получили профессиональное образование ещё в 1980-е годы. Поэтому в рамках ПРОФИ-центра была разработана и успешно реализована серия зональных выездных семинаров, которые затем послужили основой для создания постоянно действующей Творческой мастерской сельского библиотекаря. Главная цель её — повышение качества труда библиотечных работников.
В области в последние 10 лет не действовали курсы повышения квалификации библиотекарей, во многие сельские библиотеки не поступали профессиональные журналы. Сельские библиотекари оказались оторванными от библиотечного сообщества страны, поэтому активная деятельность Творческой мастерской стала для них огромным событием.
Главный библиотекарь координационно-методического отдела ЛОДБ Татьяна Андреевна Круглик познакомила участников Совещания с опытом работы Профессионального объединения молодых (ПОМ). В объединение входят молодые специалисты в возрасте до 35 лет (это треть сотрудников детских библиотек Липецкой области); 80% из них имеют высшее библиотечное, высшее педагогическое и среднее специальное образование, 57% трудятся в библиотеках свыше 5 лет. Однако возможностей для карьерного роста у них было мало. Профессиональное объединение вовлекло их в инновационную деятельность, в составление и осуществлениеразличных интересных проектов. Это вызвало хороший резонанс в обществе, способствовало повышению престижа библиотеки, библиотечной профессии; молодые стали участвовать в библиотечных конкурсах.
В 2009 году при ПРОФИ-центре начал работу профессиональный молодёжный клуб «Лидер», объединивший библиотекарей области в возрасте до 36 лет и студентов библиотечного отделения ГОУ СПО «Липецкий областной колледж искусств имени
К. Н. Игумнова». О результативности этих встреч говорят уже сами темы и формы клубных занятий: деловая игра «Моделирование библиотечной деятельности»; тренинг «Формирование информационной культуры»; подиум-дискуссия «Нравственно-эстетические факторы профессионального динамизма библиотекаря».
Интересную информацию представила в своём докладе «Система методико-библиографических пособий в помощь профессиональной подготовке специалистов» заведующая рекламно-издательским отделом ЛОДБ Наталья Петровна Котикова. За последние 5 лет отделом издано более 220 методико-библиографических пособий, востребованных не только детскими библиотекарями Липецкой области, но и за пределами края. Кроме того, ЛОДБ выпускает компакт-диски коллективного авторства. Среди них — «Уроки Мальвины» (флэш-анимационный цикл занятий по русскому языку для учащихся 4–6-х классов, построенный в игровой, занимательной форме), «Памятные места Липецкого края», «Эхо войны», «Юному гражданину России», «Семья».
После создания в 2006 году рекламно-издательского отдела деятельностьрасширилась. Была приобретена специальная техника, позволившая увеличить тираж и повысить качество издаваемой продукции. И с 2009 года стал выходить в свет ежеквартальный профессиональный журнал «Библиотечная палитра» не только для детских, но и для сельских библиотек области.
Много внимания библиотека уделяет дошкольникам. Создан отдел семейного чтения, в котором работают клубы и кружки («Растём и развиваемся», «Былина», «АРТ-Надежда» и др.). А в отделе родителей и педагогов действуют студии творческого развития малышей «Беби-АРТ» и «Я — дизайнер».
Есть библиотечный сайт, психолого-консультативный центр «Доверие» для детей, родителей и будущих мам.
На базе ЛОДБ прошли всероссийская научно-практическая конференция «Детское чтение как феномен культурного наследия» (2004 год), межрегиональный семинар «Как воспитать талантливого читателя» (2005), форум детских библиотек России «Библиотечный формат для детей: новое качество в новом веке» (2007).

…И опыт других
Профессиональный опыт библиотек страны богат и разнообразен. Об этом на Совещании рассказывали другие его участники, в частности М. Н. Жукова, главный библиотекарь научно-методического отдела РГДБ.
В Нижегородской областной детской библиотеке несколько лет назад была организована всероссийская летняя библиотечная школа «Лидер». Цель её — изучение и обобщение практического опыта библиотек, обслуживающих детей. В августе 2009 года прошло 6 занятие Школы по теме: «Мы все по Пушкину родня». Сотрудники детских и школьных библиотек из разных регионов обсуждали вопросы приобщения детей к литературе высокого художественного качества, обменивались опытом, встречались с известными пушкинистами, экскурсировали по пушкинским местам.
С докладами выступали доценты вузов, проводились тренинги, мастер-классы.
В Мурманской областной детско-юношеской библиотеке в 2008 году прошли форум «Инновации в работе библиотек Мурманской области по проблемам семьи», зональный семинар «Задачи, направления деятельности детских и юношеских библиотек», день специалиста «Сотрудничество библиотеки с торговым домом «Эксмо», практикум по комплектованию детской библиотеки и другие мероприятия.
В Иркутской областной детской библиотеке прошёл содержательный конкурс профессионального мастерства библиотекарей области по патриотическому воспитанию. В Архангельской — подобный конкурс стал уже традиционным, ежегодным. В Новосибирской — прошёл 5-й фестиваль детских библиотек Сибири. В Самарской — в рамках проекта «Доктор Книга» состоялся круглый стол «Кукольный театр в библиотеке: проблемы специфики его использования для реабилитации детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья».
О том, как в их коллективе борются с кадровой нестабильностью, рассказала М. Ф. Перепелица, заместитель директора Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых.
В 2006 году библиотекой была внедрена и получила горячую поддержку и одобрение коллег зональная форма повышения квалификации — Школа библиотечного менеджмента «Детская библиотека: новая реальность». За два года работы более 500 сотрудников из всех муниципальных образований края имели возможность познакомиться с опытом работы детских библиотек девяти городов; послушать выступления ведущих специалистов краевой детской библиотеки, краевой научной библиотеки, департамента культуры Краснодарского края о теории и практике, традициях и инновациях библиотечной жизни.
С 2008 года Школа стала Школой информационных технологий. Ведётся активная работа по оказанию методической и практической помощи детским библиотекам: в течение года бывает более 80 выездов, выпускается более 40 методических изданий.
Надежда Андреевна Левченко, заместитель директора Саратовской областной библиотеки для детей и юношества имени А. С. Пушкина, сообщила о том, что на протяжении ряда лет коллектив активно сотрудничает с Саратовским областным учебно-методическим центром, участвует в составлении программ семинаров, курсов повышения квалификации и организации «круглых столов». В 2008—2009 годах прошлиобучающие семинары: «Система автоматизации библиотек ИРБИС-64»; «Библиотечная молодёжь: технологии повышения профессиональной компетенции»; «Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества: технологии развития и совершенствования деятельности». Семинарские занятия проводили специалисты ОБДЮ имени А. С. Пушкина, преподаватели Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина, института дополнительного профессионального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского, педагогического института СГУ имени Н. Г. Чернышевского.
Ирина Валерьевна Проскурина, заместитель директора по научно-методической работе Белгородской государственной детской библиотеки А. А. Лиханова, рассказала о традиционных ежегодных литературно-педагогических Лихановских чтениях. Цель их — привлечение внимания к проблемам детского чтения, совместный поиск и апробация новых идей, форм, методов в плане продвижения книги и развития чтения. Лихановские чтения — заметное культурное событие на Белгородчине и важное направление непрерывного профессионального образования.

Интернет, Великий и Ужасный
Заведующая отделом социологических исследований РГДБ, кандидат педагогических наук В. П. Чудинова провела мастер-класс «Обеспечение безопасности детей в Интернете».
На сегодняшний день Интернет — это самое мощное и в то же самое время самое небезопасное средство получения информации. Согласно Конвенции ООН, дети и подростки имеют право им пользоваться, и круг юных пользователей всё ширится. В России уже около 10 миллионов пользователей в возрасте до 14 лет. Но вот другая, тревожная цифра: около 40% детей, регулярно входящих в Интернет, подвергаются виртуальным домогательствам хулиганов и педофилов.
С использованием Интернета совершается немало и реальных преступлений. А как подсчитать вред, нанесённый неокрепшей ещё детской психике и душе ребёнка информацией безнравственного и жестокого характера, которой в Интернете тоже в избытке?.. Наших школьников знакомят с основами безопасности жизни, но игнорируют при этом вопиющие проблемы, связанные с Интернетом. И хотя тут не обойтись без запретительных мер, полезны были бы также беседы со школьниками. Библиотекари и педагоги, медики, журналисты и сотрудники милиции могли бы поведать им о том, каковы могут быть последствия доверчивости юных интернет-пользователей. Это квартирные кражи, изнасилования несовершеннолетних, убийства, использование фотографий и видео детей на порносайтах. Необходимо предупреждать школьников и малышей о том, что ни в коем случае нельзя помещать в Интернете свои адреса, номера телефонов, школы, класса, имена родителей и других родственников, — каким бы приятным ни казался заочный собеседник. На Западе уже давно забили тревогу. Совет Европы провёл большую акцию по защите детей от опасностей Интернета и теперь собирает и обобщает грустный опыт разных стран. Надо и нам последовать этому примеру.

Творчество и нравственность
На заключительном этапе Совещания специалистами ЛОДБ был проведён круглый стол по вопросам творческого развития библиотечных работников и нравственным аспектам деятельности с современной общедоступной литературой. Заместитель директора ЛОДБ
Л. А. Боева процитировала высказывание Виктора Астафьева: «Сколько книг написано, а человечество от этого лучше не стало». Как же после этого с энтузиазмом пропагандировать чтение?
И что делать с литературой, романтизирующей безнравственное поведение, антигуманные ценности? Убрать эти книги с полок? Но ведь о них пишут одобрительные отзывы, их авторы выступают по телевидению.
Возник вопрос о необходимости некой цензуры, отбора книг; В. П. Чудинова, заведующая отделением социологических исследований РГДБ заметила, что это вполне оправдано, если речь идёт о бездарных авторах и вредных книгах. В противном случае как у детей, так и у взрослых снижаются не только нравственные критерии, принципы, но и интеллект. Анкетные опросы показывают, что зачастую у наших школьников любимые герои — Бэтман, Поттер и т. д. Да, дети сегодня иные, на них обрушилась лавина информации самого разного свойства, но надеяться на то, что постепенно они её «переварят» и разберутся что к чему, не стоит, ведь к тому моменту их психика уже будет изуродована, деградирует ум. Увлечение детей и подростков негативными примерами понять можно, но принять — нельзя. Им нужна неотложная скорая помощь и законодателей страны, и исполнителей законов, и воспитателей, и руководящих детским чтением наставников. Да и самим библиотекарям надо разобраться в качестве книг.
«Часть новой стратегии»…
По итогам Совещания была принята Резолюция, которая одобрила опыт работы ЛОДБ. В ней было отмечено, что «система непрерывного профессионального образования детских библиотекарей России, безусловно, должна быть обновлена и стать частью новой стратегии развития библиотечного обслуживания детей, которую предстоит разработать в ближайшее время».
Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными детскими и детско-юношескими библиотеками регионов сформулированы следующие рекомендации:
• разработать многоуровневую (федеральный, региональный, муниципальный уровень) концепцию повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми;
• создать Центр дистанционного обучения кадров;
• возобновить деятельность Координационного Совета по проблемам информатизации детских библиотек;
• при содействии АПРИКТ наладить систему обучения кадров региональных детских библиотек;
• создать электронную базу данных методических пособий, издаваемых по проблемам обслуживания детей;
• обеспечить повышение квалификации специалистов для работы библиотек в Интернете (в том числе по обеспечению безопасности детей в Интернете);
• усилить роль общегуманитарной подготовки специалистов детских библиотек в мероприятиях по повышению квалификации.
Республиканским, краевым и областным детским и детско-юношеским библиотекам рекомендовать:
• создавать тематические региональные площадки по повышению квалификации;
• усилить внимание к повышению квалификации методистов по библиотечной работе с детьми;
• проводить исследовательскую работу по изучению эффективности мероприятий по повышению квалификации;
• объединить усилия высших и средних специальных учебных заведений, профессиональных СМИ, детских и детско-юношеских библиотек в вопросах повышения квалификации и повышении престижа работы детского библиотекар.

С автором можно связаться: 
lipetsk@childbook.ru

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы