Антонина Ивановна Водатурская, заслуженный работник культуры РФ, заведующая научно- методическим отделом Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, председатель оргкомитета конкурса «Волшебная строка», г. Екатеринбург
О чём может мечтать юный поэт или писатель? Конечно, о том, чтобы его произведения прочитали другие, чтобы его творчество оценили профессиональные писатели, чтобы признанные мастера слова дали свои советы, подбодрили, подсказали.
Уже пять лет подряд Свердловская областная библиотека для детей и юношества (СОБДиЮ) и Екатеринбургское отделение Союза писателей России проводят Областной открытый конкурс литературного творчества детей и юношества «Волшебная строка».
Конкурс объединил юных авторов от 6 до 18 лет. Одни выносят на суд результаты единичного всплеска эмоций, фантазии, другие — итог долгой напряжённой работы ума и сердца. И пусть их творчество только набирает силу, зато как искренни в своих первых литературных опытах молодые авторы! Ведь сказано: дар поэта — это «бесстрашие правды» (А. Блок), необходимость поиска ответов на вечные вопросы. Именно от молодых общество ждёт оригинальных идей и мыслей.
А лучшие мысли мы находим, как считал Бернард Шоу, тщательно подыскивая Слово. То есть, занимаясь творчеством.
Стать творческой личностью
К чему стремятся организаторы конкурса? Кому он нужен? Почему такая сложная, трудоёмкая форма работы не только «прижилась» в библиотеке, но и становится всё более востребованной? Что стоит за данными статистики конкурса 2006–2007 годов (700 участников, более 3 тысяч работ)?..
Сотрудники Свердловской областной библиотеки для детей и юношества пришли к выводу: лучше всего воспитывают грамотного и творческого читателя, вызывают у ребят продолжительный творческий подъём «праздники длиною в год» — литературные конкурсы, фестивали детского творчества. Они дают возможность вовлечь в действо детей из самых отдалённых уголков области, организовать яркий заключительный праздник, встречи с профессиональными литераторами, возможность публикации в сборнике лучших работ. Одним из таких праздников стала «Волшебная строка».
Реализуя этот проект, библиотека открыла богатейший культурный пласт и нашла партнёров, вернее, соратников по сложнейшей, но и чрезвычайно интересной работе. Конкурсно-фестивальная деятельность — прекрасный путь к объединению на этой ниве литераторов, педагогов, библиотекарей. Писатели ищут и развивают юные таланты; библиотека растит творческого читателя; педагоги озабочены уровнем грамотности, литературными знаниями учащихся — но все мы оказались в одной лодке. Наши цели сплавились в одну — развитие творческой индивидуальности, литературно-языковой культуры детей и подростков.
Как показывает опыт, это прекрасная возможность для собирания методик литературно-творческого развития детей и воспитания талантливого, вдумчивого читателя. Процессы эти тесно взаимосвязаны. Психологи сегодня говорят о совершенно особом мыслительном процессе, который только и может обеспечить порождение и восприятие художественных произведений («континуальное мышление» — В. Ротенберг). Стать писателем нелегко, но и «читатель — это профессия очень сложная и требующая длительной подготовки»
(А. и Б. Стругацкие).
Дар или труд?
Организаторы «Волшебной строки» сталкивались с неоднозначным отношением как к самой идее детского литературного конкурса, так и к литературной учёбе детей, поэтому несколько слов о «научном обосновании» нашей деятельности.
Философ Н. Бердяев определил творчество как создание нового, «небывшего в мире», а также вывел нравственный закон творчества: «Душа боится пустоты. Злые страсти порождаются пустотой и скукой. В творческом накале человек познаёт любовь к себе и к миру, превращает злые страсти в творческие». Источник творчества — любовь, но и «сама любовь к ближнему уже есть творчество, излучение творческой энергии».
Существует распространённое заблуждение, что способность к творчеству (креативность) — качество врождённое, «дар Божий», она или есть, или нет. Другое дело интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект — врождённое качество, корректировке поддаётся слабо. Показывает человек определённый коэффициент интеллектуального развития в детстве — примерно такой же показатель будет у него и в молодости, и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня образования и рода деятельности. Образование даёт умение решать задачи, опыт их решения, но никак не влияет на способность к этому. А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, способствующего развитию познавательных способностей материала. С ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.
Если креативность зависит от внешних условий, значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, просто получающими удовольствие от творчества!
Поэт А. А. Азовский, автор «Уроков стихосложения в начальных классах», руководитель детской литературной студии «Рассвет» (г. Полевской) пишет: «Все дети — в душе поэты (по яркости восприятия мира, по темпам и жажде получения знаний), я совсем не стремлюсь к тому, чтобы все, кого я обучаю, стали бы профессиональными поэтами. По-моему, вполне достаточно и того, чтобы они стали грамотными (широко мыслящими и глубоко чувствующими) читателями. Кроме того, подобная учёба способствует наращиванию того культурного слоя в душах детей и подростков, без которого никто не способен стать цивилизованным человеком в нашем понимании».
Занятия с детьми в детских литературных объединениях, студиях, кружках при школах, библиотеках, учреждениях культуры представляются организаторам конкурса чрезвычайно плодотворными и необходимыми.
Конечно, юное дарование может творить и полностью самостоятельно, но профессиональные советы педагога, получение необходимого минимума специальных знаний, общение с другими одарёнными детьми будут не лишними. Не случайно работники СОБДиЮ называют детские литобъединения «литературными гнездами»: отсюда, уже «оперенными», вышли многие из победителей «Волшебной строки». А подвижнический труд их руководителей ежегодно отмечается специальными благодарственными письмами. Для них участие в конкурсе — это повышение престижа их работы, возможность заинтересовать детей, возможность публиковать свои труды и знакомиться с опытом коллег.
Сборник «Мастерская творчества: из опыта работы писателей, педагогов и библиотекарей Свердловской области по развитию литературно-творческих возможностей детей и подростков» (Екатеринбург, 2005) — результат многолетних поисков в этой области.
В сборнике представлены лекции
В. В.Осипова из цикла «Встречи с поэзией в Большом зале» Свердловской областной библиотеки для детей и юношества; «Уроки стихосложения» поэта А. А. Азовского, «Азбука творчества» Е. А. Жукова, конспекты занятий
Ф. В. Миловой, руководителя студии «Проба пера», и М. А Беликовой, руководителя литературного кружка «Лукоморье».
Ведущим одного из семинаров для руководителей литературных студий, которые ежегодно проходят при подведении итогов «Волшебной строки», стала Нина Александровна Ягодинцева, поэт, преподаватель ЧГАКИ. Участники семинара смогли приобрести её книгу «Поэтика» (курс лекций по философии поэтического творчества).
Анализ ежегодных сборников работ лауреатов «Волшебной строки» свидетельствует: каждый год интересные работы приходят из школы №6 г. Артёмовского (руководитель литературного кружка Ольга Васильевна Болгарь); из школы №59 г. Екатеринбурга (руководитель Наталья Геннадьевна Акимова), литературной студии «Серебряные пёрышки» г. Новоуральска (руководитель Лариса Владимировна Алферова). Этот список можно продолжить. В замыслах организаторов конкурса — второй выпуск «Мастерской творчества» и оформление материалов о «Литературных гнездах» на сайте СОБДиЮ. Анализ найденных методик, их эффективность — один из важных блоков «Волшебной строки». За пять лет накоплен достаточно обширный материал, который позволяет сделать определённые выводы по организации подобных мероприятий.
Алмазы и бриллианты
Любой конкурс состоится лишь в том случае, если о нём узнает целевая аудитория, его потенциальные участники. Организаторами «Волшебной строки» была разработана многоканальная система информирования. Она включает в себя следующие элементы:
• рассылка Положения о конкурсе через систему библиотек области, которые курирует СОБДиЮ, даёт возможность довести информацию до самых маленьких населённых пунктов;
• выявление детско-юношеских литературных объединений, кружков, студий и обращение к их руководителям, самым заинтересованным партнёрам, которые и отберут интересные работы, и организуют их отправку на конкурс;
• объявления о начале конкурса размещаются в СМИ («Областная газета», «Вечерний Екатеринбург»), на сайте СОБДиЮ;
• информация также размещается в Интернете (этот канал распространения информации о конкурсе с каждым годом играет всё более важную роль);
Также Положение о конкурсе распространяли в школах, на творческих встречах, на писательских конференциях и совещаниях.
Ежегодно на конкурс поступает несколько тысяч произведений от 500-700 участников из нескольких десятков городов и муниципальных образований Свердловской области, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областей и ряда других. Таким образом, конкурс получился весьма представительным, фактически региональным.
А в последние годы работы стали приходить изо всех уголков страны: Санкт-Петербург, Таганрог, Сыктывкар...
Среди победителей можно выделить две категории: «самородки» из глубинки и «камни, отшлифованные в литературных студиях». Каждый год преподносит свои приятные сюрпризы, недаром жюри конкурса учредило особый приз «Открытие года». Каждое «Открытие» отмечается выпуском специального сборника (И. Новикова «Рябиновые бусы», А. Глухих «Сказки Синего Бора», литобъединение «Первоцвет).
Всё по-взрослому
Тот авторитет и признание, которые снискал конкурс, очень серьёзный подход к «невзрослому» конкурсу — заслуга жюри «Волшебной строки».
Организацию работы жюри взял на себя Союз писателей России (Екатеринбургское отделение). Поэт Вадим Осипов стал бессменным председателем жюри. Имена членов Союза писателей, известных поэтов и писателей, сразу вызывают уважение и доверие соискателей. Разработаны критерии оценки, обязательными являются просмотр каждой работы двумя членами жюри и коллегиальное обсуждение работ, вышедших в финал, определение победителей. Работа проводится огромная.
Изюминкой конкурса является уникальный набор номинаций. Трудно найти другое такое литературное соревнование, где соседствовали бы проза и поэзия, сказка и фантастика, краеведение, присутствовали бы такие специальные номинации, как «Природа и человек», «Великая Отечественная война: взгляд из ХХI века», «Раскрытие тем веры, совести, милосердия, художественное осмысление современной жизни в свете христианских ценностей» или «Литературоведение — Гениальный читатель».
Номинации меняются в зависимости от направленности деятельности соучредителей или от общей тематической направленности, связанной с событиями в стране. Соответственно, в состав жюри включаются специалисты различного профиля. И поскольку работы фантастов оценивают организаторы «взрослого» фестиваля фантастики «Аэлита» («старожилы» жюри Борис Долинго и Евгений Пермяков), сочинения о взаимоотношениях природы и человека — специалисты-экологи, а произведения религиозной направленности — представители Всероссийского православного молодёжного движения, ясно, что первые места занимают действительно достойные работы.
Конкурс отличается демократичностью. Жюри не требует заполнения форменного бланка заявки соискателя; работы принимаются в электронном, печатном, а случается и в рукописном виде. Номинацию, в которой участвует конкретная работа, также зачастую определяет жюри. Это создаёт дополнительные трудности для членов жюри, но облегчают жизнь соискателям.
Нельзя не сказать и о некоторых негативных моментах, с которыми ежегодно приходится сталкиваться членам жюри. Поскольку один из авторов статьи (Вадим Осипов) при работе в жюри основное внимание уделял поэтическим сочинениям, то далее и будем опираться на накопленный им опыт.
Самое неприятное явление — это плагиат, присвоение авторства чужих произведений. Как ни печально, главным образом это касается как раз поэтических произведений. Активное использование современными детьми Интернета, его широкое распространение и доступность, привели к тому, что возрос соблазн выдать за свои чужие стихи, особенно если появились они на малоизвестном форуме без указания авторства.
Такие «украденные стихи», поступающие на конкурс, можно условно разделить на две большие группы. Первая — просто переписанные, зачастую с ошибками, стихи других авторов, в том числе и таких известных, как А. Фет, и совсем неизвестных широкому читателю (скажем, творчество подписчиков журнала «ЗОЖ»). Во многих случаях, повторяем, они взяты с форумов, где изначально отсутствует указание на авторство. Вторая — переделки стихотворений, кочующих в Сети. Или, например, стихи о Великой Отечественной войне переделываются «под Афган» — явно для использования в качестве текста песни под гитару. Иногда складывается впечатление, что взрослые просто не объяснили ребёнку: переписать от руки стихотворениё — не значит стать его автором.
Обычно настораживают высокое профессиональное качество стихотворения, детали, явное несоответствие отражённого в стихах эмоционального опыта возрасту автора, а также грубые ошибки, возникающие при «списывании». Подозрительные работы проверяются через тот же Интернет, с помощью поисковых систем, таких как Google и Yandex. В любом случае жюри тратит на подтверждение авторства время, а иногда, чтобы окончательно развеять сомнения, приходиться устраивать и «очную ставку».
Нужно сразу сказать, что уже при самом беглом, первичном чтении отсеивается больше половины присланных стихов, относящихся к так называемому жанру «школьного альбома» или девического дневника. Жанру этому в русской поэзии уже больше века, ему посвящены серьёзные исследования. И суть его заключается в том, что для выражения первых чувств, нахлынувших на юную душу, берутся поэтические штампы, готовые стереотипы, и всё стихотворение строится по знакомым схемам: «Я тебя любила, а ты... где же ты?». Никаких открытий автор, разумеется, на этом пути не совершает, хотя поэзия помогает ему пережить первые жизненные сложности. На то она и поэзия.
Дети с удовольствием откликаются на предложение написать что-нибудь на заданную тему. Так появляется масса сочинений о чистых родниках, о бездомных животных, о дедушках-участниках войны. И в этом нет ничего плохого, талантливые авторы выделяются и в таких строго заданных условиях. Хуже, когда учителя присылают на конкурс пачки коротких однотипных сочинений, да ещё начинающихся с одинаковой строки, задающей и тему, и героев, и обстоятельства («Приключения паучка Кнопика в...»). А мы ждём на конкурс яркие, индивидуальные работы.
Знамение времени — большое количество работ на религиозные темы. Дети в современном обществе напрямую соприкоснулись с элементами религиозного воспитания и должны сделать внутренний выбор в вопросах веры. И если в одних стихотворениях выражено уже оформившееся православное мировоззрение, то в других — жадный поиск истины, ответов на главные вопросы бытия. Важно, чтобы была достаточно интересна и совершенна поэтическая форма, в которую этот поиск облечён.
Жюри крайне сложно сравнить десять стихотворений одного автора и напечатанное в красиво изданном сборнике единственное стихотворение другого. Особенно если таких «авторов одного стихотворения» — человек двадцать под одной обложкой. Поэтому мы стали рассматривать коллективные сборники отдельно и поощрять лучшие из них специальными дипломами.
Советы от «настоящих писателей»
Союз писателей стал основателем одной из традиций «Волшебной строки» — проведение для победителей конкурса мастер-классов. В разные годы их вели такие известные писатели и поэты, как Юрий Левин, Владимир Блинов, Александр Кердан, Арсен Титов, Борис Долинго, Евгений Туренко, Нина Ягодинцева, Александр Папченко, Андрей Щупов. Живое общение с профессиональными писателями и поэтами, которые проводят анализ работ участников конкурса, чрезвычайно важно для юных авторов. «Темы года» каждый раз определяются в ходе работы жюри. Например, юным поэтам мы предлагали такие темы для встреч, как поэзия и графомания, инструменты поэта или способы создания художественного образа в поэзии, плагиат, понятие о поэтическом пространстве, анализ лучших работ «волшебников». Бывший призёр конкурса Ольга Механошина рассказывала, как выжить молодому поэту во взрослом мире, а поэт Пётр Родимов давал советы по изданию первой книги.
Разумеется, каждый ведущий мастер-класса вносил в эти встречи что-то своё, но мы старались соблюдать главный принцип: материал для разговора — работы тех, кто находится в зале. Конечно, призов ждут с нетерпением, жадно листают сборник в поисках своей публикации, но не менее жадно ждут оценки своих работ — хотя бы несколько слов. Необходимость более развернутой творческой учёбы — одна из причин расширения рамок фестиваля.
Радость творчества навсегда
Масштабы конкурса менялись, участники взрослели на глазах у жюри. Какую испытываешь радость, наблюдая, как растёт в течение нескольких лет постоянный автор «Волшебной строки», как меняется его язык, стиль, темы стихов! Победа буквально окрыляет детей, они начинают серьёзнее относиться и к своему творчеству, и к литературной учебе.
По-разному складываются судьбы участников «Волшебной строки». Трое из победителей «Волшебной строки» прошлых лет приняли участие во Всероссийском совещании молодых писателей в Нижнем Тагиле. Двое — Олеся Сурикова и Артем Ковалёв — стали дипломантами Всероссийского конкурса молодых поэтов «Роща золотая». Леонид Денисов из златоустовского литобъединения «Первоцвет» стал призёром Второго всероссийского литературно-художественного детского и юношеского конкурса «Гренадёры: вперёд!» Некоторые стали профессиональными литераторами. Вышли «взрослые» сборники стихов Ольги Механошиной (Нижний Тагил), Анны Мутовкиной (Полевской), Сергея Матросова (Верхняя Тура). Кто-то стал журналистом. Многие выбрали профессию, не связанную с литературой. Но участие в конкурсе ни для кого не прошло бесследно, ведь каждый прикоснулся к таинству творчества, почувствовал силу и красоту Слова, и эта радость — с ним навсегда.
«Волшебная строка» становится Всероссийским фестивалем литературного творчества детей и юношества. Мы надеемся привлечь к участию в конкурсе литературно одарённых детей со всей России.
С автором можно связаться:
sccu_metd@isnet.ru