Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (109)'09 - Детский час
Новая сказка про репку


Все мы выросли на «Сказке про репку». Это была самая первая сказка, что мы усвоили с рождения. Мудрая, отполированная поколениями, она призвана задать детям правильные жизненные ориентиры, заложить основы представлений о труде и работе в коллективе.

Суть сказки мы все помним: некто Дед вложился в проект, который оказался ему не по силам. Увы, так бывает. Это тоже необходимо знать малышам с рождения. Но это не беда — дед не отступился, не махнул рукой, не продал бизнес. Он принялся расширять производственные мощности, заинтересовав партнёров. Малышам пока не важно, на каких долевых паях строилось сотрудничество, но очевидно, что в итоге репки хватило всем.
Важно другое: каждый следующий партнёр приводил в проект своего знакомого специалиста, и тот активно включался в работу. Помните: «Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку — вытянули...»
Интересен в сказке образ Мышки. Ведь мышь — самое маленькое и слабое существо. Однако именно её вклад в коллективную работу привёл к успеху всего предприятия! Что тоже является для малыша важным жизненным уроком — ведь он пока сам такая же мышка в мире взрослых. Также следует отметить безупречную организацию труда: скажем, попади Мышка между Дедкой и Бабкой, её бы разорвало. Но производство спланировано грамотно, и силы распределены по убыванию. Когда в детстве нам мамы читали сказку, мы, не умеющие читать, изучали картинки, где выстраивались в цепочку по уменьшению роста и сил Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка... Глядя на эту интуитивно понятную экспоненту, мы понимали, что это правильно организованное дело, так и надо.
Прошли годы, в обществе появились неведомые нам когда-то проблемы, что-то безнадёжно разладилось, и, как следствие, разладилась детская литература. Ведь литература и искусство крайне болезненно реагируют на процессы в обществе. Я сейчас не говорю о качестве современных детских стишков, когда при чтении вслух пытаешься их редактировать, чтобы не было так стыдно перед ребёнком за чудовищные рифмы и непопадание в падежи. Я не говорю о качестве современных картинок. Вы все это знаете и без меня, а если нет — загляните в любой ларек с детскими книжками.
Но я был крайне удивлён, когда выяснилось, что сегодня купить годовалому сыну традиционную «Сказку о репке» — большая проблема. Разумеется, сказка имеется, причём в широком ассортименте. Но книжки эти, увы, — продукт нынешней эпохи. Полистав несколько книжек подряд, мы обнаружили, что хоть текст более-менее сохранился (согласитесь, в нём трудно что-то испортить), но у современных оформителей в голове безнадёжно разладилось понимание главного. Они не понимают смысла сказки! На современных иллюстрациях не найти привычной нам «экспоненты», нет цепочки коллективного труда. Но это тоже полбеды. Беда в том, что вместо этого на бумагу полезло коллективное бессознательное всех тех процессов, которые царят сегодня в стране и головах.
Дело не в художественном стиле. Пусть в каждый рисунок ручной техники (отсканированный на халяву со старых книг, что ли?) прилепляют на компьютере пару аляповатых цветочков и идиотское солнышко, выдранные из какого-то клипарта, и пускают на прилавок этот наспех слепленный для продажи гибрид цифрового и аналогового — к такому мы привыкли. Это тоже, конечно, диагноз эпохи, ведь все наши раскраски Штирлица и пересъёмки «Мушкетёров» — репка с того же огорода. Но дело даже не в этом.
Рассмотрим одну из книжек, что продаются сегодня. Эта — особенно показательна. В ней, как в зеркале, всё то, что происходит в России.
Дед, одетый в шапку не по сезону, тянет репку и вытянуть не может. Пока всё правильно. Обратим внимание на остальных персонажей: они все — герои нашего времени. Бабку Дед не зовёт — она и так здесь числится с самого начала, но Деду не помогает. Персонаж Бабка нам знаком и понятен — ведь это старый неувольняемый сотрудник предприятия. Бабка ни на что не способна — нет сил, нет энергии, не умеет, не понимает, а учиться поздно. Чтобы ее не выгнали, оставив без репки, Бабка пытается изображать свою причастность как умеет: пустой суетой, охами и жестами. То, что называют симбурде (симуляция бурной деятельности). Такой она предстаёт на каждом рисунке до конца книжки. Мы видим и Внучку, которую по тексту должна позже привести Бабка, но Внучка тоже здесь с самого начала, а дело Деда ей по барабану. Наконец, мы видим Мышку. Мышка ворует лук — открыто, цинично, пока Дед занят. При полном попустительстве Бабки и за спиной Внучки.
Работа на рисунках не движется —
с полным непопаданием в текст. Дед, простите за выражение, курит. Бабка — симбурде. Внучка, если трактовать рисунок буквально, «чешет репу». Внучка здесь — классический образ молодого сотрудника, взятого на ставку по родственной линии: работать ещё не умеет, но уже и не хочет. Обратим внимание на Мышку — она тырит с предприятия морковь. Фактически это единственный постоянно работающий персонаж — правда, работающий только на свой карман.
На последних рисунках современные проблемы вскрыты окончательно. Дед, отчаявшись получить помощь, снова безуспешно работает в одиночку. Бабка — симбурде. Внучка занята своими делами. И у нас добавились ещё два шикарных персонажа — Жучка и Кошка. Кто они? Сразу оговорюсь: мне бы очень не хотелось получить какие-то упрёки в неполиткорректности, но, согласитесь, ведь и «лицами славянской национальности» их тоже называть некорректно. Они — представители братских нам народов, но в старой сказке это не имело никакого значения — для нас не было решительно никакой разницы между Внучкой и Жучкой, потому что все были заняты одним общим делом. Сегодня ситуация поменялась: распалось былое единство, а собака и кошка, предоставленные самим себе, конечно же, вспомнили старинную вековую вражду. Какая тут работа? Со всем своим животным темпераментом они принялись выяснять отношения. Жучка дерёт Кошку, Кошка шипит и пускает когти, а Внучка радуется и подзуживает.
Ну, а теперь обратим внимание на Мышку. Ту самую Мышку, про которую мы тоже уже давно всё поняли. У Мышки всё хорошо. Зачем ей репа? Кому вообще в наше время нужна дурацкая, реликтовая репа? Кто сегодня хочет питаться репой, если имеется лук, морковь, тыква... Имелись. Но пока вбухивались огромные силы в бессмысленное вытягивание нелепой, грандиозной и безнадежно устаревшей отечественной репы, Мышка подобрала под себя весь лук, всю морковь и, наконец, оккупировала тыкву, которая размерами намного превышает даже пресловутую репу, «большую-пребольшую». Задумаемся: откуда взялась эта тыква? Ведь ещё недавно на этом самом месте стоял дом! Дом с окошком, трубой, завалинкой! Фактически это было центральное офисное здание, вся недвижимость, числившаяся на балансе этого несчастного предприятия! Как? В какую такую полночь недвижимость превратилась в тыкву и оказалась целиком под какой-то Мышкой?! Поразительный фокус, который, к сожалению, давно стал частью привычной нам реальности. Сказать, что Мышка довольна, — значит, ничего не сказать. Естественно, она торжествует, её улыбка шире плеч, а щёки приходится крепко держать, чтоб не лопнули! Мышка поднимает хвост штопором и дразнится, высунув язык, — корчит рожи издалека. Ничего подобного этот тихий зверек себе раньше не позволял — Мышка свои дела проворачивала молча, изображая на мордочке умильность. Откуда вдруг такая безнаказанность? И мы понимаем: художник изобразил её на самом дальнем плане картинки, подчёркивая, что Мышка давно вне досягаемости. Фактически в Лондоне.
И даже не так обидно, что оформители простодушно (я уверен, это выплеснулось бессознательное) изобразили сегодняшние реалии. Но на таких книжках растут новые дети! Кем вырастут они? Внучкой? Жучкой и Кошкой? Мышкой?





Тема номера

№ 20 (470)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы