Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (109)'09 - Детский час
В объективе молодые

Елизавета Александровна Воложина, заместитель директора МУ «Городская библиотека»,
г. Снежинск Челябинской обл.

Анализ данных социологического исследования, проведённого Секцией молодых библиотекарей Челябинской области, позволяет лучше понять, какие они — сегодняшние молодые библиотекари, как они видят свою карьеру и почему уходят из библиотеки.


Сегодня все понимают необходимость серьёзных перемен, реформ, преобразований в библиотечном деле. Их ждут, о них думают, говорят между собой, спорят на семинарах и конференциях. Всех интересует, что будет сделано. Но давайте зададим себе другой вопрос: кем?
Нельзя не признать: в условиях рыночной экономики, низкой заработной платы и соответственно невысокого престижа профессии библиотекаря старение кадров становится одной из важнейших проблем отрасли. И на этом фоне появление молодых талантливых сотрудников в наших учреждениях не только желательно, но и просто спасительно. Нет, мы не пытаемся противопоставлять разные поколения библиотечных сотрудников: без старых, опытных профессионалов любая, даже самая передовая библиотека может оказаться на мели. Но всё же…
Объективный анализ динамики изменений кадровой ситуации в библиотеках Челябинской области позволяет выявить ряд тенденций.
Персонал стареет с каждым годом. Сокращается число профессионалов. Профессиональные учебные заведения не обеспечивают приток молодых кадров. Приём на библиотечные специальности сократился до такой степени, что стало ясно: даже если все выпускники придут в библиотеки, их не хватит. Реально же будут работать по специальности лишь немногие из них.
Понятно, что такое положение дел беспокоит. Библиотекам, как и другим организациям, стремящимся к развитию, требуется приток «свежей крови», только так можно придать библиотечному делу динамику и обеспечить его развитие.
При Совете директоров ЦБС Челябинской области была создана Секция молодых библиотекарей. По большому счёту, задача Секции — найти творческих, думающих людей, помочь им раскрыться, найти себя, своё место в профессии.

Начнём с анкеты
Но для того чтобы начать полноценно работать, надо понять, за что же браться в первую очередь? Понять кто мы, какие мы — молодые библиотекари? Всё ли нас устраивает? Чем нас привлекает работа в библиотеке и привлекает ли вообще? С этой целью проводилось анкетирование библиотечных сотрудников области в возрасте до 35 лет включительно.
В опросе участвовали 142 человека из 12 городов и 8 районов Челябинской области. Анкеты были разосланы на электронные адреса центральных библиотек области. Консультантом проекта выступила Оксана Юрьевна Фрост, доцент, кандидат философских наук, преподаватель кафедры культурологи и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусства.
Все вопросы анкеты условно можно разделить на несколько блоков:
1. Отношение библиотекарей к своей профессии.
2. Творческая активность молодых специалистов.
3. Мотивация в карьерном росте.
4. Потребность в повышении квалификации и непрерывной профессиональной подготовки молодых библиотекарей.
5. Выявление приоритетных направлений в работе Секции.
6. Некоторые сведения личного характера, а именно: возраст, уровень образования, стаж работы, профессиональный статус.
Заполнение анкеты респондентами не контролировалось, поэтому вопросы, не допускающие двусмысленных вариантов ответов, были чётко сформулированы. Часть вопросов была открытого типа, подразумевали развёрнутый ответ. Например: «Какие проекты Вы хотели бы осуществить?» Но в большинстве своём эти вопросы остались без ответа. Причин тому видится несколько: ответы на такие вопросы требуют умственного напряжения; вопрос недопонят; вопрос не соответствует знаниям и компетенции респондента; вопрос не интересен; опрашиваемый не хочет показать себя с неблаговидной стороны; мешают внешние раздражители — трудно сосредоточиться; просто нечего сказать. Итак, что показало анкетирование?

Отношение к профессии
До начала работы в библиотеке большинство респондентов не могли и предположить, что они туда попадут — 63% опрошенных оказались там случайно; 18,3% — с детства ощущали тягу к книге, то есть пошли работать по призванию; 13,7% — назвали другие причины; 4,2% — выбрали профессию, следуя семейной традиции; 0,7% — затруднились ответить.
Хотя у 63% большинства респондентов выбор профессии не был осознанным, они работой вполне довольны (51,4%) или скорее довольны, чем недовольны (35,9%). Безразлично относятся к работе — 0,7% (1 человек); скорее недовольны, чем довольны ею— 2,8%; совершенно недовольны — 0,7% (1 человек); затруднились ответить — 8,5% респондентов.
Что же в библиотечной работе больше всего привлекает опрошенных?
В первую очередь это общение с людьми — 69% (98); возможность заниматься творческой работой 61,3% (87); самореализация — 37,4% (53); возможность приносить пользу обществу — 35,9% (51); социальная защищённость — 28,2% (40); просто нравится профессия — 27,5% (39); признание и уважение коллег — 23,2% (33). В перспективы продвижения по службе респонденты верят слабо— 19,7% (28); а меньше всего молодых библиотекарей привлекает научная работа — 8,5% (12), хотя это кажется странным, ведь научная работа позволяет заниматься как творчеством, так и интересными исследованиями.

Барьеры на пути самореализации
Основная часть вопросов анкеты была посвящена трудовой деятельности.
Среди респондентов большинство составляли рядовые сотрудники — 70,4%; далее следуют заведующие секторами — 9,2%; главные специалисты отдела — 5,6%; заведующие отделом — 12%. Представлен и руководящий состав (заместитель директора) — 0,7% (1 человек)
Из них высшее образование имеют 62,7% (89); неполное высшее — 13,4% (19); среднее специальное — 20,4% (29); среднее — 2,8% (4). Большинство сотрудников проработали в библиотеке от 5 до 10 лет — 29,6% (42). Сотрудников со стажем свыше 10 лет — 21,8% (31); от 3 до 5 лет — 19,7% (28); от 1 до 3-х лет — 15,5 (22); до 1 года — 12,7% (18). Наибольших карьерных успехов добились те, кто имеет стаж от 5 до 10 лет и свыше 10 лет. Среди них — заведующие секторами, главные специалисты отделов, руководители отделов и руководители высшего звена. Но есть респонденты, которые, проработав в библиотеке небольшой срок, уже являются руководителями или главными специалистами отделов. Этому может быть несколько объяснений: в небольших библиотеках карьеру сделать легче, так как меньше конкуренция; продвижению по службе способствует доверие со стороны руководства.
Реализация собственного потенциала — один из признаков состоявшейся личности. Что думают по этому поводу молодые библиотекари? Большинство из них считают, что реализуют свои способности лишь частично — 69% (98); полностью себя реализуют лишь 23,2% (33) опрошенных; остальные 7% — мало или совсем никак.
Что же этому мешает? Главные причины: низкая заработная плата — 45,8% (65); отсутствие необходимых знаний, опыта — 40,8% (58). Далее идут: отсутствие дополнительных стимулов, заинтересованности, поддержки со стороны руководства, психологический дискомфорт в отношениях с коллегами.
И лишь 16,2% (23) ничто не мешает себя реализовывать.
Тем не менее 36,6% (52) опрошенных из библиотеки уходить не собираются, но 40,8% (58) задумываются над этим. Причём этот вариант рассматривают и те, кто на данный момент своей должностью доволен и может реализовать себя. Ещё 6,3% (9) готовы поменять место работы, несмотря на то, что у их стаж превышает 10 лет. Затруднились ответить — 16,2% (23) опрошенных.

Творческая активность
молодых специалистов
Известно, что библиотечная работа – это по своей сути коллективный труд, который требует здоровых взаимоотношений, способствующих созданию творческой атмосферы, направленной на достижение конечного результата. Именно деловые, товарищеские отношения позволяют развивать инициативу, поиск инновационных форм и методов библиотечного обслуживания, способствуют раскрытию потенциала каждого. Зачастую недоверие к знаниям и навыкам молодого работника, повышенный контроль над качеством и сроками выполнения работы обижает и расхолаживает, отбивает стремление совершенствоваться.
В нашем случае считают, что инициатива с их стороны приветствуется, — 71,8% (102) опрошенных; осторожно ответили: «иногда» — 27,5% (39), и лишь
1 человек сказал категорическое «нет».
Тем не менее инициатором или участником каких-либо проектов, программ являются лишь 36,6% (52) опрошенных, пока никак себя не проявили — 63,4% (90). Что интересно, инициаторами выступают, в основном, рядовые сотрудники (27 человек) и руководители отделов (11 человек). Активность со стороны остальных — заведующих секторами, главных специалистов отделов — крайне слаба. Тот факт, что рядовые сотрудники лидируют, может говорить о том, что для них важно стать заметными, по крайней мере, в своём коллективе.
И всё-таки, стоит задуматься над тем, действительно ли в коллективе созданы все условия для развития сотрудников.
Так, один из респондентов, на вопрос: «Какие проекты Вы хотели бы реализовать?», ответил: «Любые, лишь бы никто не мешал».
Вообще на этот прогностический вопрос не ответили 65,5% (93) респондентов, в то время остальные выдвинули множество предложений. Авторами большинства предложений стали опять же рядовые сотрудники и руководители отделов. Всего предложено 50 вариантов, которые условно можно распределить по нескольким направлениям: компьютеризация библиотеки; издательская деятельность библиотеки, изменение интерьера и имиджа библиотеки; работа со средствами массовой информации; использование информационных ресурсов и услуг; расширение функции и структуры библиотеки; модификация всех технологических процессов.
За этим вопросом логично следует вопрос об участии в конкурсах профессионального мастерства. Процент сотрудников участвовавших в конкурсах, низок — 35,9% (51); вообще не принимали участия в конкурсах 64,1% (91) респондентов. Наибольшей популярностью пользуются конкурсы областного масштаба — 14,8% (21); далее идут внутрибиблиотечные конкурсы — 13,4% (19) и городские — 12% (17). В региональных и всероссийских конкурсах участие принимают очень немногие. Причина может быть в том, что информация об этих конкурсах просто не доходит до потенциальных участников, отсутствует поддержка со стороны руководства и коллектива или у людей существует определённая неуверенность в себе, в своих возможностях. Тем не менее те, кто принимал участие во всероссийских или региональных конкурсах, стали дипломантами или заняли призовые места.

Мотивация в карьерном росте
Интересным был вопрос о соответствии уровня профессиональной компетентности занимаемой должности. Большинство опрошенных 52,8% (75) оценили свои знания и умения на 4 балла по 5 – балльной шкале; далее идут те, кто относят себя к крепким профессионалам и ставят себе 5 баллов; таковых — 22,5% (32). Оценили свой уровень знаний на 3 балла — 11,3% (16); на 2 балла — 0,7% (1); затруднились ответить — 12,7%(18).
Основная масса респондентов довольна занимаемой должностью — 65,5% (93), есть, конечно, и недовольные — 12,7% (18). Ещё 21,1% (30) затруднились ответить. Видимо, люди вполне адекватно соизмеряют свои силы и профессиональные навыки, и бежать впереди паровоза не собираются. Но процент затруднившихся дать ответ на этот вопрос довольно высок, на это следует обратить внимание руководителям для оптимизации кадровой политики.
Достаточно интересные сведения удалось получить и о карьерных притязаниях опрашиваемых. Так, 36,6% (52) не могут определиться в каком качестве они хотят работать. Есть претенденты на должности специалиста по компьютерным технологиям — 17,6% (25), ведущего библиотекаря — 13,4% (19), PR-менеджера — 11,3% (16). Остальные предложения не перешагнули и десятипроцентного барьера. Например, хотели бы видеть себя заведующим сектором — 9,2%(13), заведующим отделом — 8,5%(12), маркетологом и методистом — 6,3%(9) директором библиотеки — 5,6%(8), заместителем директора — 4,9%(7). Замыкает список ведущий библиограф — 2,8% (4).

Потребность в повышении
квалификации
Непрерывное профессиональное образование играет важную роль в деятельности любого специалиста и очень часто влияет на его карьерный рост. Отсутствие необходимых знаний и опыта — это одна из главных причин, по которым библиотекари не могут себя полностью реализовать. Таким образом, в курсах повышения квалификации и другого рода помощи испытывают потребность 75,4% (107); нет – 14,1%(20); затруднились ответить — 10,6% (15). Необходимость в повышении квалификации возникла ещё и потому, что, скорее всего, респонденты не имеют профильного образования.
Самой популярной формой повышение квалификации оказались практические семинары — в них нуждаются 47,9%(68) опрошенных. Далее следуют: методические рекомендации — 40,8%(58); деловое общение — 40,1%(57); консультации — 38,7% (55); стажировки в других библиотеках — 32,4%(46). Лишь один человек ответил, что всё перечисленное в библиотеке уже существует.

Выявление приоритетных
направлений в работе Секции
Если помните, то одной из задач анкетирования была определить основные направления в работе Секции. Как же их видят молодые библиотекари?
Приоритетным направлением (и это не стало неожиданностью) была названа социальная поддержка молодых библиотекарей — 57% (81). Всё-таки уровень заработной платы — это, пожалуй, самый действенный фактор как стабилизации кадров, так и привлечения молодых специалистов. Далее стоит основательно задуматься о привлечении органов местной власти к решению проблем библиотеки — за это высказались 52,1% (74). За обмен информацией и опытом работы ратуют 38,% (54). Объединять усилия и координировать действия в целях развития библиотечного дела области призывают 34,5% (49).
И меньше всего респондентов интересует создание правовой нормативной базы деятельности библиотек — 14,8% (21). Это удивляет, так как знать свои права — это насущная необходимость. Объяснение этому следующее: рядовой библиотекарь (таких большинство) просто не рассматривает себя в схеме правовых отношений.
Итак, среднестатистический молодой библиотекарь Челябинской области — это молодая женщина в возрасте от 25 до 30 лет, имеющая высшее образование и совершенно случайно выбравшая эту профессию, но в процессе работы полюбившая её и готовая приобретать необходимые знания и навыки, при условии поддержки как со стороны коллектива, так и со стороны руководства.
Сегодня, к сожалению, на выбор профессии зачастую влияют модные тенденции или чужие мнения. Но думаю, вы согласитесь: считать, что успешная карьера определяется уровнем дохода или широтой известности, однобоко. Очень много зависит от самоощущения. Вот это самоощущение и стоит воспитывать и поддерживать.

С автором можно связаться:
lizavolozhina@gmail.com


Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы